Вы здесь

Ох и непрост островной вопрос

Прилетев в Бугрино, глава региона Игорь Кошин удивился количеству морошки. С вертолета – сразу к поляне с северной малиной. Увы, сладкий вкус таящей во рту ягоды стал единственным приятным моментом за эту поездку. Дальше была лишь горькая и суровая действительность. Чего греха таить, проблем на Колгуеве – хоть отбавляй. 

По деревянным мосточкам большая делегация медленно движется по поселку. В ее составе – профильные заместители главы региона, руководство Заполярного района, представители силовых ведомств. Глава Колгуевского сельсовета Анастасия Ледкова сразу начинает рассказывать о наболевшем. Беда в Бугрино с жильем. 34 дома – в аварийном состоянии. Вот один из них, на Оленной, 13. Заходим. Печальная картина. Может, уважаемый читатель бывал в Праге и видел знаменитый танцующий дом? Тут тоже – танцующий. Только если в столице Чехии произведение искусства, то здесь здание, скорее, пляшет в предсмертной агонии. Щели толщиной с руку, пол «гуляет», окно того и гляди выпадет из своей орбиты. 

– Бесполезно утеплять. Все равно холодно. В бурках зимой ходим. Шторм бы пережить. Боимся, стенка скоро рухнет, – рассказывает хозяйка квартиры Варвара Коскова. У нее трое детей. Игорь Кошин качает головой. В таком доме жить нельзя. Тут же, около на ладан дышащего строения, собирается небольшое совещание. Вопрос по Чернышевскому – что делать?

– Здесь только один вариант – новое жилье. На следующий год запланировано строительство трех четырехквартирных домов, – рассказывает заместитель главы администрации Заполярного района по инфраструктурному развитию Надежда Михайлова. 

– Но у нас помимо переселенцев из ветхого и аварийного жилья есть очередники на соцнайм. Это 25 семей. Все хотят свой угол получить, – разводит руками Анастасия Ледкова. 

– Подождите, ну тут вы сами должны расставить приоритеты, – резонно парирует Игорь Кошин. 

– Муниципальное образование решает, кого расселять в первую очередь. Это ваша забота, – солидарен с ним руководитель окружного департамента строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта Алексей Еремеев. 

– Расселение из ветхого и аварийного жилья – первоочередная задача. Это закон, – подключается к разговору главный федеральный инспектор по НАО Степан Бобрецов. 

– Очередь по соцнайму куда денется? – гнет свою линию глава сельсовета. 

Ситуация патовая. Нуждающихся в новом жилье так много, что неясно, кому же его давать в первую очередь. Очевидно, что решать этот щекотливый вопрос предстоит Анастасии Ледковой. 

– Дай бог, чтобы пришел нормальный подрядчик и выполнил обязательства. Параллельно нужно освобождать участки под дальнейшее строительство, – заметил Игорь Кошин.

Но это все в будущем. Новое жилье еще нужно построить, а дома пляшут уже сейчас. Глава региона интересуется, есть ли в Бугрино маневренный жилой фонд. Анастасия Филипповна отвечает отрицательно. Говорит, даже участкового и командированных некуда поселить. 

– Тогда надо предоставлять временное жилье в городе. Другого выхода нет. В аварийных домах никто жить не будет, – подытожил губернатор и тут же поинтересовался у главы сельсовета. – Народ-то сам строит жилье?

По словам Анастасии Ледковой, в поселке 16 частных домов. Говорит, люди бы строили, но дорого. 

– У нас же субсидируется строительство частного жилья. Давайте посмотрим, можно ли сделать для острова отдельную программу, – предлагает Игорь Викторович и переводит взгляд на своего заместителя по делам ненецкого и других коренных малочисленных народов Севера Ольгу Старостину. С недавней поры Ольга Валентиновна курирует поселок и ответственна за стратегию его развития. В ее блокноте за сегодняшний день появится несколько десятков записей…

 

Кто оплачивать будет?

На пороге школы-сада делегацию встречает и.о. директора Ольга Варницына. Учреждение посещают 22 дошкольника и 32 ученика. Как говорится, в тесноте да не в обиде идет учебный процесс. Первоклассников в этом году нет. Только ученики 2-4-х классов. Ольга Ивановна – молодой специалист. У нее редкое сочетание преподаваемых дисциплин – физкультура и английский язык. Окончила университет им. А.И. Герцена в Питере, специальность – педагог русского языка и литературы. Долго не могла найти работу, потом уехала в Нельмин Нос, год трудилась там. Говорит, получила бесценный опыт. С апреля этого года возглавляет школу-сад в Бугрино. 

...Небольшие классы, столовая, детская комната. На одном из шкафчиков каллиграфическим почерком выведено «Елисей». 

– Проблема в том, что у нас нет девятилетней школы, – считает Анастасия Ледкова, останавливая гостей в одном из помещений. Обычно тут резвятся дети, в данный момент – обсуждаются насущные проблемы. Что и говорить, переживает Анастасия Филипповна. Дети оканчивают четыре класса и уезжают учиться в городскую среднюю школу имени А.П. Пырерки. 

– Потом они возвращаются совершенно не приспособленными к сельской жизни. Мы не можем им привить национальную культуру, они отрываются от нас, – беспокоится глава сельсовета. Разговор плавно переходит в образовательное русло. 

– Молодые люди после школы-интерната должны получить возможность поступить в среднеспециальные учебные заведения. Оптимальный вариант – контрактная система и платные группы, но оплачивать обучение за них будут организации. Туда молодежь и придет работать. Может, тогда не придется дизелистов в поселок вахтовым методом возить, – рассуждает Игорь Кошин. 

После этого разговора Ольга Варницына показывает учительскую и спортзал. Находятся они, правда, в Доме культуры. Это же здание, но другой вход. В кабинете для педагогов хочется плакать, а не работать. Обои почти попрощались со стенкой. Ремонтируют своими руками. Спортзал – еще та каморка. Особо не разгонишься. В общем, ждут здесь школу-сад, ой как ждут. Тем более, что в Бугрино три раза пытались ее построить. С любого места поселка виден металлический остов, красноречивый памятник народному раздолбайству. Это то, что успели сделать давно уже канувшие в Лету строители. 

– Мы провели изыскания и только после анализа информации примем решение. Примерные сроки – октябрь-ноябрь. Без предварительной работы нет смысла что-то делать, – пояснил Игорь Кошин. – Это попросту закапывание бюджетных денег в песок. 

 

Учиться готовы

Тема трудоустройства стала одной из основных на встрече губернатора с жителями поселка. Собрание прошло в зале Дома культуры. 

– Почему у нас строители приезжие работают, а местных не берут? – интересуется Ярослав Ледков. 

– Много у вас людей с образованием? – задает встречный вопрос губернатор.

От себя скажем немного. Статистика здесь показательна. В Бугрино – 77 безработных, лишь 14 из них имеют среднее специальное образование. 

– Вы готовы окончить курсы при училище? – обращается к народу Ольга Старостина. Некоторые сельчане одобрительно загудели. Иные не поняли вопроса. 

– А давайте хозбригаду сделаем! – вносит предложение молодой работник Дома культуры Эмма Апицына. Девушка окончила аграрно-экономический техникум, получила специальность коммерсанта и вернулась в поселок. Временно работает в клубе, на период декретного отпуска основного специалиста. После собрания успеваем перекинуться парой слов.

– Если мама и папа не начальники, то тут сложно устроиться, – откровенничает Эмма. 

– Какие планы на будущее? 

– У меня двое детей. Подрастут – уедем отсюда, наверное. А что делать?

– С жильем проблем нет?

– Живем в «однушке» по соцнайму. Муж у меня все умеет делать, сами ремонтируем, если надо. 

Председатель совета Ненецкого окружного потребобщества, депутат регионального парламента Наталья Кардакова вносит еще одно предложение. На следующей неделе у сельчан будут принимать морошку. Все же копеечка в семейный бюджет, тем более ягод в этом году много. 

– Можно развивать рыбодобычу и переработку. Округ готов оказывать помощь. Вы только сами проявите инициативу, – обращается к островитянам Игорь Кошин. 

 

Не прилетит волшебник

О хлебе насущном и воде. Еще одна тема, поднятая жителями. С водой вроде все более или менее понятно. В следующем году как раз заканчивается срок трехлетнего мониторинга, а от озера Бугрянка в поселок проведут водовод. Трехгодичное исследование потребовалось для того, чтобы понимать, какую очистительную установку надо приобрести. 

А вот с продовольствием не все так просто. Народный разум возмущался по поводу цен. Килограмм оленины – 616 рублей, колбаса – тоже недешевая. Почему так? Наталья Кардакова терпеливо объясняла ситуацию с ценообразованием. 

– С июня потребобщество не получает субсидию на возмещение транспортных затрат. Не до конца отработан порядок ее предоставления. Получается, что одна только перевозка – 200 рублей за кило. Также не стоит забывать и о том, что вертолет летит над морем. А это особые условия и ограничения по тоннажу – не более 2200 кг. Например, в ту же Индигу можно привезти на тонну больше, – рассказывает Наталья Александровна. 

Вернувшись в Нарьян-Мар, мы поговорили с начальником управления сельского хозяйства департамента агропромышленного комплекса НАО Татьяной Мясниковой о ценах на продукты в Бугрино, дабы расставить все точки над «i». 

– До 1 июля в округе действовал порядок, в соответствии с которым потребительские общества, завозившие продукцию для островных поселков, получали субсидию на возмещение транспортных расходов из регионального бюджета. Она практически полностью (на 95%) покрывала затраты на транспортировку товаров. С 1 июля по поручению губернатора мы расширили круг получателей субсидии именно для островных поселков. Теперь получать компенсацию по продуктам первой необходимости, а это 19 групп товаров, могут не только потреб-общества, но и индивидуальные предприниматели, – рассказала Татьяна Мясникова. 

Справедливости ради нужно сказать, что субсидию за июль Колгуевское потребобщество еще действительно не получало, но лишь потому, что пока за ней не обратилось. До 10 сентября такое право у общества есть, как и средства, предусмотренные на эти цели в окружном бюджете. 

Кстати, в июле, согласно данным профильного департамента, транспортные расходы на завоз продуктов в Бугрино составили без малого 157 рублей за килограмм.

В этой же поездке губернатор Игорь Кошин предложил Наталье Кардаковой продумать вопрос по онлайн торговле. Схема проста. В островной магазин ставится терминал. Жители выбирают нужный им товар и оплачивают на месте. Исходя из предпочтений сельчан, потребобщество формирует заказ в городе. Таким образом, можно убить сразу двух зайцев. Минимизируются риски предпринимателей, а народ покупает то, что ему надо. 

 

Спасительная инициатива

Один мой коллега по журналистскому цеху когда-то написал про Бугрино примерно так. Тамошний народ можно разделить на две половины, которые практически не пересекаются. Думаю, не надо объяснять, о чем идет речь. Первые уже давно махнули на все рукой, вторые пытаются лучиться оптимизмом. Три года назад на острове из-за массового падежа погибло многотысячное стадо оленей. Теперь животных придется завозить. Ситуация достигла критической отметки. 

Собственные доходы у муниципального образования – меньше миллиона рублей, расходы – больше двадцати. Проблем – не разгрести. Ясно одно. Любые спасительные меры могут стать бесполезными, если не будет встречной инициативы. А она в нашем случае не наказуема, а спасительна.