Как Соколовы изучают генеалогию и составляют свою родословную.
Увлечённые важной темой люди стали участниками проекта «АртОчаг», который реализует клуб самодеятельной песни «Арктика» при поддержке окружного департамента образования, культуры и спорта.
Форум творческих семей состоится 26 октября этого года, но уже сейчас объединил художников, мастеров, музыкантов. У организаторов возникла идея рассказать о некоторых участниках. Все они разные, но у каждого есть особое увлечение, изюминка. На страницах окружной газеты мы будем знакомиться с такими семьями, они поделятся с читателями своим опытом и, возможно, кто-то захочет последовать их примеру.
Всё началось с домашних заданий
Надежду и Лианну Соколовых можно смело назвать хранителями семейной истории.
Их непростой, но увлекательный путь начался …со школьных домашних заданий, рассказала Надежда Юрьевна, мама двух сыновей и двух дочек.
– Когда мои старшие дети учились в школе, было такое задание: составить генеалогическое древо семьи, и наше первое дерево, нарисованное для Дмитрия, было небольшое: всего несколько ветвей – я, дети, моя мама и сёстры, – говорит она.
Через несколько лет аналогичное задание получила дочка Олеся. Рисовать такое же несчастное деревце не хотелось, тем более что Надежда Юрьевна знала: кроме родных есть ещё двоюродные тёти, и они могли бы рассказать и о другой родне.
– Но дело в том, что у меня тёти очень скромные, они как партизаны молчали, ничего не говорили. Только рассказали, что у нас была бабушка Екатерина, жена прадедушки Ксенофонта. Было очень мало информации.
Когда родилась самая младшая дочка Лианна, Надежда Юрьевна стала всё чаще задумываться о том, что люди все когда-нибудь уходят, и она не исключение. Испугалась: выходило, что у детей кроме неё никого практически нет. Изучение семейной истории стало важной частью её жизни. Дочь тоже загорелась идеей составления разветвлённого генеалогического портрета своего рода.
– Мне было очень важно узнать, кто я, кто были у меня в роду, – отмечает Лианна. – Я верю в то, что все поколения предков, что жили до нас, и после ухода из земной жизни нас не оставляют. И только зная их, можно почувствовать силу рода, поэтому на всех этапах я поддерживаю маму и участвую в её поисках.
Нас встречала вся деревня
Четыре года назад семья узнала, что есть в Республике Коми деревенька Чаркабож, где каждый второй приходится им роднёй. Сразу решили: поедем. Хранителей родовой истории встречала без преувеличения вся деревня.
– Это была огромная толпа родственников, – рассказывает Надежда Юрьевна. – Я в тот день никого не запомнила, кроме сестры Иры, с которой была заочно знакома. Сейчас все, кого я нашла и вписала в наше генеалогическое древо, благодарят меня за то, что я хранитель истории рода. А на самом деле надо бы так называть саму Ирину – столько рассказала о наших родных. Потом пришла сестра Фаина, она вообще всё помнит, очень многое я узнала от неё.
Сегодня генеалогическое древо рода Филипповых (именно оттуда растут корни семьи Соколовых) начинается с информации о людях, живших ещё в начале XVIII века. На 2021 год число родных, чьи данные подтверждены всеми возможными архивными документами, составило 115 человек! За последние годы найдены ещё 35 родных.
– Я благодарна, что меня пригласили в проект «АртОчаг», ведь часто бывает, что отвлекаешься на повседневную суету и не всегда руки доходят продолжать начатое, – говорит Надежда Соколова. – Когда меня попросили рассказать о нашей исследовательской работе, я снова взялась за все свои архивы и поняла, что работы ещё очень много, и надо продолжать!
На связи – Большая Родня
Да и родственники теперь не дадут надолго отвлекаться. Потомки большого рода, разбросанного по всей России, общаются в специально созданном чате. Каждый день здесь поздравляют друг друга с праздниками, делятся новостями и просто тёплыми напутствими, если кому-то предстоит важное дело.
– Я создала групповой чат, который так и назвала – «Большая родня», – говорит собеседница. – Мы каждый день общаемся. Ведь иногда услышать тёплое слово – очень дорогого стоит. А надо было просто начать, не бояться и не стесняться спрашивать не только у родных, но и у двоюродных. Не все ведь сразу начали мне рассказывать. Не по одному разу подходишь, и человек, особенно в возрасте, начинает вспоминать людей, детали. А сейчас они сами ко мне обращаются, проверяют, всех ли я запомнила, всех ли записала: «А ты про меня напишешь? А про Сашу-то моего расскажи…» Им хочется, чтобы про них знали.
С особой благодарностью Надежда Соколова говорит о сотруднице окружного Этнокультурного центра Евгении Растягаевой. Именно она в своё время пригласила её на курсы по составлению родового древа, поделилась ценной информацией.
– На курсах я узнала, что первая перепись населения была в 1897 году, и обо всех, живших в это время, есть информация в архивах. Я сделала запросы, как учили, и в результате нашла не только бабушку, о которой вообще ничего не знала, но и весь её род – и прабабушку, и выше. Узнала, что они считались зажиточными, потому что у них были работники, даже сторож дома.
Педагоги, артисты, доктора, а ещё целая семья потомственных пекарей – как интересно узнавать, чем занимались твои предки. Но ещё интереснее – угадывать в себе черты тех, кто нёс имя рода до тебя. Здесь потомки рода Филипповых с интересом находят множество совпадений. Не зря говорят: «Знаешь свой род – знаешь и себя!».