Строить и содержать зимники в НАО будут по новому ГОСТу.
С 1 ноября 2020 года в силу вступает новый государственный стандарт, регулирующий создание временных зимних автодорог и ледовых переправ. Стандарт разработан в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автодороги».
Это уникальный ГОСТ, разработанный специально для Арктических регионов, где жизнеобеспечение населённых пунктов осуществляется по сезонным автомобильным дорогам. При работе над ГОСТом учитывались замечания и использовались наработки нефтяных организаций и Департамента строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа.
– До этого в Российской Федерации использовались только ведомственные строительные нормы, разработанные в 1989 году для Сибири и Дальнего Востока. Для Крайнего Севера нормативной базы по устройству и содержанию зимников и ледовых переправ не было. Обустройство и их эксплуатация у нас значительно отличаются от условий Сибири и Дальнего Востока. Один из примеров – проложение трасс зимников в болотистой местности. В тундре болота, как правило, мелкие, в Сибири наоборот – глубокие. Если в наших условиях мы прожимаем поверхность тяжёлой техникой, чтобы воду выдавило для скорейшего образования ледяного дорожного полотна, то на глубоких торфяниках Сибири технология совсем другая. Там поверхность намораживают. И таких моментов, касающихся непосредственно нашего региона, в ГОСТе очень много,– рассказал директор КУ НАО «Централизованный стройзаказчик» Александр Рудаков.
В Ненецком округе подрядчики приступают к возведению зимних автодорог после выхода приказа «О разрешении движения механических транспортных средств по зимним дорогам в тундровой и лесотундровой зонах на территории НАО». Соответствующий документ издаёт окружной Департамент природных ресурсов, экологии и АПК.
Решение об открытии принимается в связи с установлением устойчивого снежного покрова, защищающего целостность оленьих пастбищ. В прошлом году передвижение транспорта по тундре разрешили 3 декабря.