Вы здесь

НАО: алгоритм построения перспективы

Об этом большом интервью для информационного агентства НАО24 и «Няръяна вындер» с Александром Цыбульским мы договорились, когда временно исполняющий обязанности губернатора Ненецкого округа приходил в редакцию газеты, чтобы поздравить коллектив Издательского дома с 88-м днем рождения старейшей газеты Заполярья. Тогда он пообещал выкроить время на разговор с журналистами и слово сдержал: через два дня сообщил, что ждет нас у себя в рабочем кабинете.

…Втроем уселись за столом с чашками чая друг напротив друга. В качестве вступления говорю о том, что с коллегой Ириной Цепетовой, корреспондентом НАО24, по отношению к собеседнику находимся в более выигрышном положении: мол, мы-то знаем, о чем будем спрашивать главу региона, а он может только догадываться. В связи с этим интересуюсь, нет ли таких вопросов, на которые ему не хотелось бы отвечать. Александр Витальевич заверил, что готов говорить на любые темы, и мы с чистой совестью включили диктофоны.

Горизонт стратегического планирования
Первым делом Ирина спросила, какие задачи после месяца руководства округом Александр Цыбульский определил для себя в качестве приоритетных.
Он напомнил, что к развитию любого региона всегда есть два подхода: стратегический и тактический. А по отношению к НАО нельзя не учитывать специфику территории с такими особенностями, каких мало в России, особенно в северо-западной части страны. Поэтому новый глава округа пришел к выводу, что при обсуждении проектов, которые можно было бы попробовать здесь реализовать, надо смотреть минимум на 10, а то и 20 лет вперед.
По его мнению, широкие перспективы открываются с началом активного использования Северного морского пути (СМП). Уже сегодня являясь национальной транспортной артерией России, СМП должен получить новое дыхание, новую жизнь, чему призвано способствовать создание единого оператора на базе Росатома.
– Если нас не обманывают ученые, и ледовая обстановка действительно меняется; если новый атомный ледокольный флот и, в частности, ледокол «Лидер» будет строиться теми темпами, что запланированы, то, конечно, СМП становится круглогодичной артерией, которая создаст серьезную конкуренцию южному маршруту, – полагает Александр Цыбульский.
Принимая во внимание низкие температуры, организация контейнерных перевозок, на его взгляд, потребует принятия дополнительных технологических решений. Но в части безопасности мореплавания и скорости транспортного сообщения между Европой и Юго-Восточной Азией получается альтернативный и очень выгодный маршрут.
Он также добавил, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе в последнее время активно присматриваются к этому варианту. В любом случае будут определены опорные пункты при следовании флота по главному фарватеру Севморпути. И вот целью Ненецкого округа является то, чтобы порт Индига стал одной из таких опорных точек. Его строительство придало бы экономике региона мощный импульс.
– Если мы вписываемся в мега-проект развития СМП, …есть смысл говорить тогда о подводе сюда железнодорожных путей и о том, чтобы перенаправлять основные транзитные мощности нефтегазодобывающих компаний к порту Индига, – подчеркнул глава НАО. – Появится смысл в открытии там авиасообщения, и тогда было бы крайне правильно заявлять о необходимости разместить у нас центр спасательных служб СМП. Порт географически очень хорошо расположен, он находится в центре крайнего участка доступной территории Севморпути. Кроме того, порт Индига является глубоководным, и нам не надо делать в отличие от Архангельска дноуглубление. А там дальше к востоку уже Сабетта, где совершенно другая ледовая обстановка.
Так что Александр Цыбульский считает сейчас важной для НАО задачей максимально активно презентовать и предлагать Индигу в рамках разработки стратегии Ненецкой опорной зоны, которая и станет, собственно говоря, инструментом реализации этого и других проектов в Заполярье.

Опора на Арктику
Кстати, занимая еще недавно должность заместителя министра Минэкономразвития РФ, Александр Цыбульский как раз курировал доработку госпрограммы по развитию Арктики, этим занимался его департамент. Чем и был обусловлен следующий мой вопрос о том, может ли НАО получить какие-то дополнительные практические преимущества в качестве одной из опорных зон.
– Не просто может, а должен! – категорично подтвердил Александр Витальевич. Он пояснил, что ощутимый эффект даст охват территории единой системой планирования. Это предполагает, что крупные игроки (прежде всего предприятия топливно-энергетического комплекса) должны поделиться своими инвестиционными намерениями и перспективами и дальше действовать согласованно, учитывая общие интересы в рамках реализации комплекса взаимосвязанных крупных проектов.
Он также напомнил, что в стране уже сегодня есть довольно большое количество инструментов развития территорий. Это особые экономические зоны, различного рода технопарки, индустриальные парки. Каждый из них подразумевает определенный набор льгот, которые могут быть предоставлены предпринимателям, осуществляющим там свою деятельность.
А внутри опорной зоны, и в этом ее преимущество, можно использовать все инструменты, какие есть, и постараться под конкретный случай применить тот самый механизм, который даст максимальный эффект даже при разных отраслевых направленностях проектов.
– Во всей идее опорных зон самое важное – честность и выполнение обязательств со стороны инвестора и государства. Это все должно заключаться в неких двусторонних инвестиционных соглашениях с четким отражением планов и обязательств сторон, а также штрафных санкций и со стороны бизнеса, и со стороны государства.
По этому поводу я отпустил реплику, что данная схема предполагает кооперацию крупных игроков, нефтегазовых компаний, например, которые по сути-то своей зачастую являются прямыми конкурентами.
– Это правда, – согласился Александр Витальевич. И пояснил, что мотивировкой для них должна стать возможность снижения издержек при создании необходимой инфраструктуры (энергетических объектов, терминалов, дорог), которой смогут воспользоваться все участники альянса. Если часть инвестиций, часть этого бремени возьмет на себя государство, понимая, что за счет налоговой и других видов отдачи оно заработает деньги в случае ускоренного развития крупных проектов, то это и могло бы стать тем фактором, который подтолкнет компании к взаимодействию.

Признать наличие проблемы
Ответы на вопросы, связанные с макроэкономикой и горизонтом планирования, логично уступили место разговору о будущем НАО в краткосрочной перспективе.
– Кроме того, есть большое количество тактических задач. Они сейчас, через месяц, тоже становятся понятными. Если поначалу мне казалось, что необходимо сосредоточиться в первую очередь на снижении социальных издержек, повышении экономической эффективности работы тех или иных предприятий, то сейчас приоритеты несколько изменились, – признался Александр Витальевич.
Однако он по-прежнему уверен, что и производительность труда, безусловно, повышать надо, и отдачу от инвестиций, которые вкладываются государством. Это абсолютные аксиомы. Но социальную ориентированность бюджета изменить невозможно, потому что она связана, в том числе с ответственностью перед жителями округа всего корпуса региональной власти.
– Мне кажется, мы не имеем права сегодня у людей срезать те социальные обязательства, которые у нас перед ними есть.
Потом в ходе беседы он еще несколько раз возвращался к сформулированному выше, и заметно было, что это постоянно занимает его мысли…
Отдельной темой в перечне тактических задач, взятых на карандаш главой региона, стало то количество долгостроев, которыми Ненецкий округ обрастал на протяжении ряда лет.
– Сейчас активно занимаемся проведением их ревизии, – спокойно сказал Цыбульский, но присутствовала интонация, натолкнувшая на предположение: кому-то после этой ревизии не поздоровится.
Ясно, что одни объекты, возможно, нужно достроить в том виде, как планировалось ранее, другие – перепроектировать в соответствии с современными требованиями. А по некоторым будут приняты решения о нецелесообразности дальнейшей реализации проектов.
– То есть либо сносить, либо, как минимум, перестать их финансировать, потому что это все равно отвлекает ресурсы, – заметил он. – И вообще для того, чтобы решить эту проблему, надо для начала признать ее наличие.
…Тут в разговоре возникла секундная пауза, за время которой пришла догадка, что пора хоть ненадолго отвлечься от сугубо экономических, хозяйственных проблем, и спросить о чем-нибудь другом. Например, о так называемом эффекте перевернутого бинокля.

Лицом к лицу
– Вы можете сравнить свое восприятие Ненецкого округа при былом взгляде из окна московского кабинета с тем, которое уже, наверно, успело сформироваться здесь, на месте? Есть разница?
– Разница огромная! Когда на многие проблемы развития регионов ты смотришь из окон московского кабинета, то в основном рассматриваешь их с точки зрения бюджетной эффективности, каких-то основных экономических законов, которые должны работать. Там ты не сталкиваешься лицом к лицу с теми людьми, …ежедневная достойная жизнь которых связана напрямую с твоими решениями. Вот этого из Москвы, конечно, не видно. И здесь это заставляет тебя в первую очередь сильно переориентироваться в сторону социальных решений, в отличие от столицы, которая все-таки живет в другом ритме, в другой парадигме, с другим менталитетом. Там, скорее, все думают об экономике, и ты человека измеряешь как некую частицу механизма экономической системы.
– Александр Витальевич, в ходе подготовки к этому интервью редакции «Няръяна вындер» и НАО24 собрали вопросы читателей. И отметили, что большинство из обращений связано со сферами ответственности и компетенцией муниципалитетов…
– Я уже успел побывать в нескольких селах и должен сказать, что, да, в основном вопросы жителей связаны с качеством муниципального управления. Очень плохо. Значит, муниципальный уровень власти должен обратить на это особое внимание. И проблемы не всегда связаны с отсутствием или с дефицитом финансирования. Если честно, в первую очередь это всегда связано с тем, как ты относишься к своей работе. Если ты хозяин на своей территории, то либо максимально используешь имеющиеся ресурсы, либо запрашиваешь их под конкретные действия, которые понимаешь к чему приведут. Подход «дайте денег, я все сделаю» – это очень неправильный подход. Логика должна быть обратной: надо сказать, что и зачем планируется сделать, а потом под это искать финансирование.
– А в какой мере эффективность работы управленческого аппарата зависит от количества чиновников?
– Вопрос, надо сказать, отчасти провокационный. Раньше я, не задумываясь, на это ответил бы так: конечно, сейчас развитие информационных технологий может колоссально повысить продуктивность труда и снизить при этом количество работников. Но специфика – это сегодня любимое слово нашего интервью – НАО в том, что госаппарат является здесь серьезным работодателем. Если сократим чиновников одномоментно, необдуманно, не решив, куда мы их дальше сможем трудоустроить, то большое количество людей просто отправим на улицу. И, в отличие от Москвы, в которой рынок труда весьма и весьма объемен, они не смогут запросто найти работу. Вообще, по-моему, работа в округе точно «подогнана» под количество жителей. И сказать, что у нас на свободном рынке есть много вакансий, нельзя. Было бы идеально создать какой-то рынок для развития предпринимательства, он мог бы абсорбировать в себе людей, которые являются избыточными на государственной службе. Но задача это непростая с учетом количества населения и очень небольшого внутреннего рынка.

Пути-дороги
Целый блок вопросов, заданных журналистами, был посвящен теме, которая на протяжении многих лет и даже десятилетий широко обсуждается в регионе.
– При любом удобном случае вспоминают о транспортной изолированности Ненецкого округа. Но есть же крупная водная артерия, по которой не так давно вверх и вниз сновали десятки пассажирских и грузовых судов. Сегодня реку все больше заносит песком. Регион самостоятельно не справится с дноуглублением Печоры. Есть ли шанс на привлечение федеральных средств? И нужно ли вообще это делать?
– Насколько я успел изучить этот вопрос, есть два критических переката на Печоре, которые не дают сегодня проходить судам с большей осадкой. Углуб-лять дно надо. И постараться привлечь на это федеральное финансирование. Мы этим будем точно заниматься, – заверил глава Ненецкого округа.
А для начала, сказал он, нужно будет обсудить с представителями Республики Коми возможное использование реки для транспортировки товаров и дальнейшего их выхода на экспорт.
Ведь статус порта Нарьян-Мара позволяет пропускать грузы в обоих направлениях и осуществлять экспортно-импортные операции. Это хорошая, понятная, апробированная схема, которая действовала десятилетиями. Стоит попытаться ее возродить. Возможно, с участием не только властей соседнего региона, но и крупных лесопромышленников из Коми, поскольку и бизнес в этом должен быть заинтересован.
По словам Александра Цыбульского, дноуглубительные работы на Печоре являются первоочередными наряду с проведением реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта, продолжением строительства дороги, которая в будущем свяжет Нарьян-Мар, Усинск, Печору, Ухту и Сыктывкар.
– Развитие транспортной инфраструктуры – это то, без чего мы с вами в принципе смотреть в будущее не можем, – чуть повысив голос, произнес глава НАО.
Конечно, тут же прозвучал вопрос, могут ли быть сокращены сроки ввода в эксплуатацию этой автодороги, которую еще в прошлом веке начали строить. Кстати, по сообщениям некоторых СМИ, Республика Коми в 2018–2020 годах резко увеличит объемы финансирования данного проекта на своей территории.
– Наша, окружная часть дороги, в основном строится за счет федеральных средств, и пока все разговоры с коллегами из Минтранса говорят о том, что мы будем продолжать это строительство в объемах как минимум утвержденных графиком. Может быть, постараемся немного увеличить финансирование. Проблема еще в том, что у нас не так много ресурсов для того, чтобы ускорить строительство – не хватает людей, которые способны реализовывать такого рода проекты. Поэтому будем стараться привлекать денег столько, сколько точно сможем эффективно освоить. Ведь возвращать неосвоенные средства – намного хуже.
– А дорога на Тельвиску? Разные есть мнения по поводу целесообразности ее строительства…
– Мне кажется, дорогу строить нужно. Мы это обсуждали и даже поставили …в «лист ожидания» по финансированию из окружного бюджета. Тельвиска – один из тех немногих сельских населенных пунктов, основным преимуществом которого является близость к Нарьян-Мару.
И, чуть помедлив, Цыбульский добавил:
– Это направление как раз могло бы стать полигоном для малоэтажного строительства и даже инвестиционным проектом. Пока не знаю, насколько это реализуемо. Но в целом мне кажется, что могло бы. Там вообще очень красивые места…

О селе и книгах
Коль уж разговор коснулся одного из сел, просто напрашивалось продолжение – об окружной глубинке в целом. А она в последнее время столкнулась с пока что тупиковой проблемой. О каком светлом будущем можно говорить при действующих запредельных тарифах на электроэнергию, которые перешагнули тридцать три целковых за киловатт?!
Александр Витальевич утвердительно кивнул головой.
– Это верно, тарифы на электроэнергию абсолютно заградительные, и пока непонятно, каким образом эту проблему можно решить, кроме как прямым субсидированием. Но понимаете, сегодня оно у нас идет такое двойное. Мы субсидируем и конечную продукцию, и потребителя, чтобы он меньше платил за электроэнергию. Обсуждаем этот вопрос.
Стало понятно, что проблема еще ждет решения. Как поняли мы и то, что глава региона намерен оказывать сельчанам всемерную поддержку.
– Никто никогда не бросит села и людей, которые желают и считают правильным жить именно там, а не в городе. Будем их поддерживать в тех масштабах, в каких только сможем, чтобы создавать нормальные условия, которые  гарантированы каждому человеку в соответствии с Конституцией РФ. И мы в любом случае должны сформировать внутри региона центры экономического роста, которые будут генерировать наибольшее количество прибыли. Но при этом надо всем предельно четко понимать, что нет необходимости и возможности создавать их в каждой деревне. Это попросту нереально. А прибыль нужна в первую очередь для того, чтобы обеспечивать даже самые отдаленные и малонаселенные села тем уровнем жизни, о котором я сказал.
– Обратил внимание на то, что в каждом селе, где вы бываете, непременно наведываетесь в библиотеки.
– …И там на книжных полках в основном классика. Она, несомненно, формирует личность, но вот современной литературы мало, а молодежь в связи с темпом, которые задает нам жизнь, должна получать новые знания каждый день. Если ты за год не прочитал книгу или чему-то не научился, не погрузился в какое-то новое направление, то безнадежно отстал. Библиотеки способны стать объектами молодежного досуга, но для этого их надо сделать современными. Там должны быть кофемашина, чайник с чаем, чтобы молодежь могла зайти в интернет, посмотреть какие-то новости в нормальной комфортной атмосфере, сидя в мягких креслах. Это с одной стороны дает возможность для проведения свободного времени, с другой – для самообразования.
И разве можно было тут не спросить, каким книгам отдает предпочтение сам Александр Витальевич.
– Работая в министерстве, я упрекал себя: ты читаешь одни документы. Либо документы, либо какие-то деловые издания, которые в любом случае нужны для того, чтобы в профессиональной среде как-то развиваться. Совершенно уже забываешь то ощущение удовольствия от книги, когда просто вот садишься в уединении, ее открываешь, и часа на два забываешь об окружающем мире, погружаясь в сюжет. На это все меньше и меньше остается времени, потому что та новая информация, которая появляется, она заставляет тебя больше уходить в профессиональные или исторические вещи, отдаляясь от художественной литературы.
– Но ведь есть же любимый писатель.
– Есть, конечно. Это Михаил Булгаков.
В этот отчет о беседе не вошло еще многое из того, о чем говорили дольше часа с главой региона. Но не беда – к тому, что было услышано от него, мы еще вернемся на страницах газеты.