Так случилось, что в этой публикации, как на перекрёстке, пересеклись жизненные пути нескольких человек. Кто бы знал пару десятилетий назад, что автор этих строк будет жить по адресу проезд капитана Матросова и совершенно случайно познакомится с дочкой героически погибшего капитана милиции? Но это не вся история.
На первой полосе «Няръяна вындер» от 21 апреля 1992 года – рубрика «Криминальная хроника». Мелкий мутный шрифт на жёлтой хрупкой бумаге: «…Вечером 16 апреля при исполнении служебных обязанностей убит на посту старший инспектор-дежурный УВД, капитан милиции Валерий Иванович Матросов. Ведётся следствие…» И тут же рядом, на последней странице в газетной подшивке – некролог и фото в траурной рамке: «…Всю свою сознательную жизнь он посвятил благородному делу – охране общественной безопасности и порядка в Ненецком автономном округе. Сразу после службы в Советской армии поступил в Ленинградскую среднюю специальную школу милиции. После её окончания был направлен в Ненецкий окрОВД. Служил в должности участкового инспектора, старшего инспектора по паспортной работе, был старшим инспектором по кадрам, боевой и служебной подготовке, старшим инспектором-дежурным УВД администрации Ненецкого автономного округа. Закончил заочно Академию МВД. Где бы ни работал Валерий Иванович, всё он делал добросовестно и от души. Общительность, тактичность, вежливость – главные черты его характера. Был хорошим семьянином. Всегда был готов оказать помощь людям…»
На сломе эпох
«В 90-е убивали людей, и все бегали абсолютно голые, электричества не было нигде, и только драки за джинсы с кока-колою…» – поёт про те времена модная певица Монеточка. Да что она знает, благополучная девочка, родившаяся в новой России?
В далёком 1992 году трагическое происшествие потрясло маленький заполярный город и разделило на тех, кто лично знал убийцу и сочувствовал ему, мол, он не хотел, просто стечение обстоятельств, и на коллег-милиционеров, которые потеряли товарища – хорошего парня и сослуживца, у которого остались сиротами две маленькие дочки.
Когда папа погиб, младшей Нелли было пять лет. И тот день она уже никогда не сможет вычеркнуть из памяти.
– Открылась дверь, пришла женщина и сообщила нам, – словно через силу рассказывает Нелли Матросова. – Сестры не было дома, только я и мама. Хоронили папу 21 апреля, в мой день рождения. Помню, так долго добирались до Воронежа. Был заказан специальный самолёт. Вместе с грузом 200 он вылетел из Нарьян-Мара через Архангельск. Когда подросла, старалась меньше вспоминать о тех печальных событиях. Для чего? Зачем бередить рану?
На этих словах лицо молодой женщины становится непроницаемым.
Начало шальных девяностых Нарьян-Мар встретил без особых катаклизмов. В 1992 году впервые вышла на экраны телепередача «Сам себе режиссёр». Юрий Лужков был назначен мэром Москвы, председателем российского правительства стал Виктор Черномырдин. А в Нарьян-Маре построили здание аэропорта.
На Большой земле вовсю бушевало цунами экономической реформы правительства Егора Гайдара: уничтожало заводы и фабрики и массово выкидывало людей торговать на улицу. До далёкого заполярного городка всё доходило мелкой рябью. Это чуть позже столица региона навсегда останется без Печорского лесозавода и рыбокомбината, начнут массово уезжать жители посёлка геологоразведчиков, а зарплату в Нарьян-Марском СМУ станут выдавать оленьей колбасой.
Местная молодёжь не дотягивала до братков с Большой земли – редкий шестисотый мерседес долетал до середины лютого ненецкого зимника. Но в крутизне пыталась не отставать. Мелкие бизнесмены в основном барыжили из-под полы палёной водкой, а прибыль прогуливали в злачных заведениях. Тогда в столице Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции их было всего два: кафе «Метелица» и ресторан «Север». Именно «Север» станет площадкой для развернувшейся трагедии.
В бронзе и граните
В память о сотрудниках, погибших при исполнении служебных обязанностей, на сайте УМВД России по НАО в 2012 году была создана рубрика «Летопись подвигов в бронзе и граните». В ней – истории милиционеров, чьи линии жизни оборвались в кровавых девяностых и нулевых.
«…25 марта 1995 года домой к старшему участковому инспектору Хринивскому Мирославу Степановичу, находившемуся на обслуживаемом участке в селе Великовисочном, пришёл преступник и выстрелами из охотничьего ружья убил его и его жену Елену Викторовну. В память о погибшем его именем назван катер Управления МВД России по НАО»; «…28 сентября 2005 года участковый уполномоченный милиции Коткин Николай Викторович в селе Несь предпринял попытку пресечения правонарушения. Погиб, вступив в неравное противоборство с группой преступников».
С течением времени история капитана Матросова утратила детали и приобрела официальную схематичность. Но в документе тех лет всё указано с точностью до минуты: «…В 22 часа 23 минуты капитан милиции Матросов В. И. проверил внутренний пост в Промстройбанке отдела охраны при УВД по адресу: ул. Смидовича, дом 11. Возвращаясь пешком в дежурную часть УВД мимо ресторана «Север», который находился в 150 метрах от здания УВД, заметил гражданина, справляющего естественные надобности у крыльца ресторана. Матросов В. И. подошёл к нему, сделал правонарушителю замечание и предложил пройти в здание УВД, на что последний ответил отказом. После чего оказал злостное сопротивление, применив против сотрудника милиции газовый баллончик импортного изготовления. Затем завладел его табельным оружием и произвёл выстрел в Матросова, причинив ему смертельное огнестрельное ранение в область груди». В дальнейшем убийцу приговорили к 14 годам лишения свободы, а его родители уехали из округа.
Накануне 8 ноября, Дня памяти погибших при выполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел РФ, в Москве состоялась встреча министра внутренних дел РФ Владимира Колокольцева с членами семей погибших из 33 регионов страны. Под патронажем МВД России находятся около 12 000 семей, в которых воспитывается более четырёх тысяч детей. Участники встречи почтили память павших минутой молчания.
– Мне довелось принять участие в мероприятии, – рассказала Нелли Валерьевна. – Благодарю всех коллег отца и руководство Управления внутренних дел за то, что не забывают нас. Эта неустанная забота и человеческое внимание очень важны для всей нашей семьи.
Жить дальше
В семейном архиве Матросовых вместе со знаками отличия и наградами бережно хранятся часы-будильник, которыми капитан милиции пользовался ежедневно, заводил перед сменой. Временами они начинают работать сами по себе, словно папа подаёт о себе весточку.
– Он одинаково обожал нас, своих дочек, – вспоминает Нелли. – Одно из ярких воспоминаний детства связано с тем, как мы проводили летние каникулы в Воронеже, в котором папа учился и считал родным, хотя родился в Пензенской области. Мама очень любила отца и после его гибели замуж больше не вышла. В этом году всей семьёй, вместе с мамой, старшей сестрой и детьми ездили в Воронеж, навещали папину могилу. Если бы всё сложилось иначе, отец бы сейчас нянчил четырёх внуков. У меня – дочка, у старшей сестры Ольги – трое детей.
Нелли пошла по стопам отца. Говорит, что с детства мечтала работать в милиции, даже писала об этом в школьных сочинениях. Сегодня она – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по НАО. В память об отце после свадьбы оставила девичью фамилию. В феврале 2006 года в честь погибшего на боевом посту капитана милиции был назван проезд в центре города – возле школы № 4, где в третьем классе учится Розанна Матросова.
– В школьном музее есть экспозиция, где рассказывается о её дедушке, – вдруг расцветает от мягкой улыбки лицо Нелли. – Может быть, моя дочка тоже будет служить, как он. Пока не определилась, но будем стараться, направлять…