Вкус колхозной ухи
Ветеран Великой Отечественной войны Фатей Прокопьевич Чупров до сих пор помнит разливающийся по всей деревне запах колхозной ухи, сваренной на костре. И её божественный вкус.
Воспоминания о детстве уносят 86-летнего ветерана на побережье Болванской губы. Здесь, в деревне Носовой, школьник Фатей, уроженец Усть-Цилемского района, помогал во время войны родителям – промпереселенцам из Коми – выполнять государственное задание по вылову рыбы в колхозе «20 лет Октября».
Бригадир рыбаков Прокопий Николаевич, он же отец, строго спрашивал с десятилетнего подростка о выполненном: сколько камней принёс и обвязал веревками для грузил, сколько дров собрал на побережье и заготовил их для общественного костра. Мама Марфа Михайловна во дворе дома готовит большой котёл наваристой ухи для бригады рыбаков.
Впервые мальчишка осознал весь ужас войны, когда на фронт ушёл любимый учитель ребят и всех жителей деревни – Иван Яковлевич Голубков. Днём он был светочем знаний для детворы, а вечером в школе ликвидации безграмотности учил их родителей читать, писать и считать.
А потом Андрея, старшего брата Фатея, счетовода колхоза, призовут в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. И вскоре получит семья Чупровых краткое известие – пропал без вести. Только после Победы однополчанин Андрея расскажет Фатею, что после кратких курсов в военно-пехотном училище Великого Устюга, ехал брат в составе военного формирования на поезде, который попал под бомбёжку. Тогда и погиб.
Дом рыбака – перевёрнутая лодка
Работа взрослых на износ, выполнение жёсткого плана по добыче рыбных ресурсов, заставляла детей войны быстро взрослеть и брать на себя общую ответственность. План для рыбаков, что вешка на реке – пройти её нужно, а останавливаться нельзя. Фатей с четырьмя классами образования был самым младшим в бригаде, которая состояла из пятерых рыбаков и рыбачек. Цепкая детская память быстро рисует картины военного прошлого. Перевернутая лодка на реке Неруте весной служила им домом, накинутый брезент – дверью. Питались рыбой, которую готовили на берегу. Уха была горячей и душистой, свежую икру сигов, сёмги ели ложкой, присолив крупной солью. Овощи не видели, не было такого в деревенском магазине, и оленье мясо было большой редкостью. Тундровыми ягодами дети лакомились осенью, но вареньем мамы не баловали, потому что сахара не было.
Труженики тыла вспоминают, что зимой при 40-градусном морозе сутками не выезжали с Болванской губы. Проголодавшись, погреют под мышкой мерзлую навагу – и жуют её.
Орудиями лова в то время были ставные неводы, которые забрасывали в воду особым способом, хорошо известным старожилам. Работа на воде трудоёмкая, требующая сноровки и мужской силы. Зачастую женщины с помощью подростков вбивали колья в дно реки деревянными молотками – киями. На них крепили ставные неводы из сшитых сетей. Фатей Прокопьевич это навек запомнил.
Из рыбаков в механики
Весть о Победе Фатей Чупров встретил в деревне Никитцы Куйского совета. К тому времени большая семья Прокопия Николаевича перебралась в Нижнепечорье и обосновалась в деревне Куе. А школьника Фатея приняла на постой семья Агафьи Филатовны Дуркиной. Чтобы не ходить ему каждый день за пять километров от дома до школы.
Так вот, сын Агафьи Дуркиной – Терентий помог пареньку с выбором профессии, как бы определил жизненную дорогу Чупрова. Сначала Фатей закончил речной техникум в Щельяюре с красным дипломом по специальности механик. Потом без экзаменов поступил в Ленинградский институт водного транспорта и закончил его. Новоиспечённый механик год отработал в Беломоро-Онежском пароходстве. Но его вторая родина – Ненецкий округ – не отпустила блудного сына. В трудовой книжке ветерана Великой Отечественной войны есть записи о добросовестной работе в моторно-рыболовной станции и Нарьян-Марской электростанции в должности главного инженера.
Где солнце опускается в море...
В память о деревне Носовой, приютившей промпереселенцев из Коми 30-х годов и принявших переселенцев военного времени из российских областей, а также о рыболовецком колхозе-миллионере имени «20 лет Октября», в 2003 году создали землячество. В одно время его возглавлял Фатей Чупров. Тогда он задумал и установил своими руками памятник деревне в виде стелы. На ней – таблички с фамилиями погибших земляков и названием колхоза, основанного в 1937 году.
Земляки из деревни, которой уже нет на карте Ненецкого округа, добрым словом вспоминают родителей – великих тружеников, особенную сёмужью уху рыбной «столицы» округа – Носовой. Они чтят историю деревни, колхоза и передают внукам эстафету своей любви. Их воспоминания уводят далеко-далеко, где солнце серебряными столбами опускается в море, а лодки и карбасы стоят в мелкой прибрежной воде.