В выходные не стало Петра Михайловича Спирихина.
Мы знакомы лет 15. Виделись нечасто, но каждая встреча перетекала в многочасовой разговор о прошлом и будущем, о происходящем в округе, в стране и в мире.
Возраст был над ним не властен. Сквозь девять десятков он пронес поразительную живость ума, четкость памяти, способность анализировать.
У Петра Михайловича была трудная, насыщенная событиями жизнь. Родился в Пустозерске. Еще ребенком начал интересоваться историей первого русского города за полярным кругом. Рассказы старших и первые самостоятельные археологические раскопки повлияли на выбор профессии. Война и блокадный Ленинград добавили свои строчки в перечень квалификаций молодого историка.
Пётр Михайлович всегда был очень честен с собой и с окружающими. Помню, когда я стал спикером окружного Собрания, он через газету передал мне напутствие.
«Убежден, труд создал человека. Основой основ любого государства должно быть производство. Только то государство сильно, где производство на первом месте. Это значит развитие, движение, созидание», – отмечал Пётр Михайлович.
Разве можно не согласиться?! Этому напутствию стараюсь следовать. Особенно актуальны слова сегодня, когда возникает необходимость сокращения бюджетной сферы. Производство, созидание – это то, что нас спасет и даст возможность развиваться.
«Если очень коротко, то жизнь люблю», – нередко повторял Пётр Михайлович. Рядом с ним возникало то редкое ощущение, что он и есть сама жизнь – мудрая, справедливая.
Отменить командировку на Арктический форум, чтобы присутствовать на церемонии прощания – самое малое, что я мог сделать. Основное же – следовать советам человека выдающейся судьбы, который всегда меня поддерживал.