– ни одно другое учебное заведение НАО не может столь точно соответствовать этому званию, как Ненецкая школа имени Антона Пырерки, где дети не только учатся, но и живут.
Считается, что во время празднования дня рождения, особенно, если это круглая дата, принято подводить итоги: вспомнить, что было, поговорить о том, что есть, и помечтать о том, что будет.
8 декабря Ненецкая школа-интернат имени Антона Пырерки отметила 70-летний юбилей. Все годы мы знали ее именно под этим названием, хотя, начиная с двухтысячного, имя ее менялось постоянно. Была она МКОУ «Ненецкая общеобразовательная школа-интернат им. А.П. Пырерки», затем ГКОУ НАО НСШИ им. А.П. Пырерки, три года с 2008-го ходила под именем «Государственное общеобразовательное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». С 2016-го школа вновь изменила свою аббревиатуру, сейчас она ГБОУ НАО «Ненецкая средняя школа им. А.П. Пырерки». Из наименования исчезло лишь слово «интернат», которое все годы было неотъемлемой частью этого учреждения. Это был единый комплекс. Раньше дети, обучающиеся в первом, основном корпусе, жили во втором и в третьем зданиях. Для большинства ребятишек это был второй дом, а для кого-то и единственный.
Накануне юбилея мы говорили с директором школы Людмилой Пашкиной о сегодняшнем и завтрашнем дне этого известного в НАО учебного заведения.
– Людмила Викторовна, вы возглавляете школу-интернат с 2012-го, за эти четыре года, чем она стала для вас?
– У школы большая история, каждый этап ее жизни имел свое лицо, точнее, свои лица. Чем для меня стала школа-интернат? Вопрос очень сложный, поэтому не смогу ответить однозначно. Для меня это школа жизни. Прежде я работала в детских художественных учебных заведениях, где мамы и папы всегда были рядом со своими детьми, настраивали их на учебу. С ними можно было решить любые проблемы. Наша сегодняшняя школа – это совсем другой «коленкор»: как говорят мои коллеги, здесь нужно «быть или не быть». И мы все вместе работаем эти годы для того, чтобы решать проблемы наших ребят. Понятно, что все они очень разные, но все они – дети, за сегодняшний и завтрашний день которых мы отвечаем. В школе-интернате градус ответственности вырастает кратно: любой неправильно сделанный шаг или случайно оброненное слово может обернуться реакцией, конечный результат которой мы не в силах предугадать. Тем более что все эти годы в одном учреждении были объединены ребята, приехавшие из окружных деревень, где нет средних школ, сироты и дети мам и пап, лишенных родительских прав. Понять, что все они очень разные, и подобрать к каждому из них ключик – это главное предназначение людей, здесь работающих. Заменить родителей, конечно же, мы не в силах, но создать максимально комфортные условия должны. Поэтому после ремонта корпусов в 2013 году решили поддержать идею проживания детей в квартирных, семейных блоках. Травмировать их, разделяя сестер и братьев, не решился бы ни один из наших воспитателей.
– Сейчас, после очередной реорганизации, в жизни школы, наверное, многое изменится?
– За последние десятилетия наша школа постоянно подвергалась реорганизациям, переименованиям. С одними названиями мы жили долго, другие и года не продержались. Любому человеку понятно, что реорганизация – это всегда стресс. Особенно, если это связано с работой большого коллектива детей и преподавателей. Вот и сейчас, с октября 2016-го, мы приняли к себе на обучение и проживание детей из санаторной школы.
Еще одно нововведение ждет нас 1 января 2017 года. Дети-сироты, проживающие в интернате, перейдут под юрисдикцию Нарьян-Марского детского дома, сменив государственного опекуна. Раньше и сейчас в школе-интернате за коллектив класса отвечали классный руководитель и воспитатель. Они всегда работали в связке. Благодаря этому союзу удавалось решать многие проблемы и задачи. Коллектив у нас творческий, нацеленный на будущее.
В этом году выросло количество учащихся: их уже 211 человек. Соответственно, растет и количество проблем, ведь каждый ребенок – это отдельная личность со своим характером и своими взглядами. Поэтому очень важно, чтобы педагогический коллектив был творческим и мобильным. Хочу сказать, что наши педагоги и воспитатели всегда поддерживают все новое и интересное, поэтому сами интересны детям. Мы стараемся готовить детей к будущей самостоятельной жизни.
– Какие проекты, на ваш взгляд, являются наиболее яркими и значимыми для учащихся школы?
– Вначале хочу сказать слова благодарности в адрес наших партнеров – ОАО «Статол АССА». Это действительно наши друзья, готовые всегда прийти на помощь. Они не раз выручали нас, помогая организовывать вывоз детей на различные экскурсии, отдых и так далее. Ежегодно учреждением с ОАО «Статойл АССА» заключается договор пожертвований, которые направляются на осуществление и реализацию социально ориентированных программ.
Ну а теперь о проектах. В нашей школе уже очень много лет работают профориентационные программы. На уроках труда, благодаря талантливому творческому педагогу Людмиле Кустышевой, девочки учатся шить изделия из меха, самостоятельно разрабатывают собственные дизайнерские изделия. Жители Нарьян-Мара не раз видели их меховые дефиле на различных культурных мероприятиях. В 2016 году после двухлетнего перерыва возобновился набор в классы художественно-технологического профиля.
С 2013 года школа осуществляет профориентационный проект «Мечты сбываются». Воспитанники школы получили прекрасную возможность реализовать свою давнюю мечту – наяву познакомиться и попробовать себя в той или иной профессии, которую каждый выбрал сам.
Конечно же, одним из приоритетных направлений нашей деятельности является патриотическое воспитание учащихся. В 2013 году был открыт, а в 2015 году выпущен кадетский класс, который успешно реализовал программу «Растим патриотов России». Ребята под руководством Андрея Николаева занимались поисковой работой с целью захоронения советских солдат, погибших на Карельском фронте в годы Великой Отечественной войны.
В 2014 году осуществлен мотопробег по пути оленно-транспортных эшелонов «Дорогой оленной армии», посвященный 85-летию Ненецкого автономного округа и 70-й годовщине освобождения Советского Заполярья от немецко-фашистских захватчиков.
У педагогического коллектива много интересных идей. Важно, что мы реализуем их вместе с детьми, часто ребята сами становятся инициаторами и исполнителями многих проектов. Просто надо их заинтересовать.
За долгие годы своей работы школа-интернат выпустила много интересных и умных ребят, ставших руководителями организаций и предприятий Ненецкого округа, возглавивших муниципальные образования разных уровней, работающих сегодня в органах окружной, городской власти. На юбилее присутствовали многие из них. Каждому было что вспомнить и рассказать. Уверена, что посетив наш уникальный музей, где хранительница истории школы Татьяна Петровна Гвоздухина помогла каждому выпускнику вновь окунуться в атмосферу детства и незабываемых школьных лет, все они смогли почувствовать себя большой дружной семьей, собравшейся в отчем доме, где всегда всем есть место и где их ждут.