Вы здесь

Антитуризм

Посещать Нарьян-Мар для Андрея стало доброй традицией / Фото предоставлено героем материала

Или зачем москвичу возвращаться каждый год в Нарьян-Мар

Андрей Макаренцев – 38-летний экономист-международник, старообрядец, родился и живёт в Москве.
С 2016 года ежегодно приезжает в столицу НАО. Почему? Читайте в нашем материале.

 

Таганка старообрядческая

Андрей Макаренцев всю жизнь прожил в Москве, но всегда уточняет, что его малая родина – Таганский район Москвы, также известный как Таганка.

– Там я провёл всю юность и живу сейчас. Изучая историю этого района, нельзя обойти стороной тему старообрядчества. Это место, где издавна селились и компактно проживали старообрядцы, где находились купеческие поместья со множеством общественных и тайных моленных. В Дурном, ныне Товарищеском переулке, с рубежа XVIII-XIX веков находился духовный центр филипповцев – одного из направлений беспоповского старообрядчества – так называемый «Братский двор» или «Кимрское подворье». Буквально каждый уголок нашего района, если пристально взглянуть на его историю, расскажет о староверах, «ревнителях древлего благочестия», проживавших здесь столетиями.

От исследовательского интереса и докладов на уроках москвоведения в школе Андрей перешёл к практике – стал посещать богослужения на Рогожской слободе.

– В 20-летнем возрасте я стал периодически ходить на службы, которые могли длиться долго, до семи часов, будучи архиерейскими. В одной точке сошлись две линии моих изысканий того времени – историософских и мировоззренческих. Со временем я довольно остро, но в то же время глубоко и основательно осознал свою глубинную связь именно с этой православной духовной традицией. Меня огласили, я крестился, потом крестилась моя жена, мы венчались. У нас сейчас современная старообрядческая христианская семья.

 

Москва – Нарьян-Мар – Пустозерск

Путешествия по России – одно из главных увлечений Андрея, которое сформировалось ещё в институте. Тогда же и появилась идея посетить Нарьян-Мар.

– В начале 2000-х я зачитывался рассказами известного путешественника Антона Кротова. Один из них был посвящён поездке автостопом зимой из Москвы до Нарьян-Мара. Меня поразила эта история! Тогда же осознал, что север влечёт намного больше юга. Сказал себе: когда-нибудь обязательно позволю себе съездить.

Опять две линии соединились в одну: юношеское желание посетить заполярный Нарьян-Мар и паломническое – святыню для старообрядцев всего мира, место заточения и казни протопопа Аввакума – Пустозерск.

– Впервые приехал вместе с женой в 2016 году. У меня был какой-то странный стереотип, что НАО труднодоступен для посещения. На практике оказалось всё проще: купить билеты на самолёт, забронировать гостиницу – всё как обычно. Связался напрямую с Пустозерским музеем. Встретили нас душевно как старых хороших знакомых. До сих пор очень благодарен Елене Елисеевой, Евгении Ариштович, Надежде Львовой, Андрею Попову.

Первая поездка была в июне. Продлилась три дня. В первый день состоялась велоэкскурсия по городу, а во второй на аэролодке гости отправились в Пустозерск.

– Меня поразила удивительная гармония серых брёвен домов, портовых кранов, низкого серого неба, ветра, снега в июне.
В Нарьян-Маре своя, уникальная эстетика, которая на внешнем, зрительном уровне абсолютно гармонична, на внутреннем – душевном – вошла в полный со мной резонанс. Ощущения, возникшие от посещения Пустозерска, трудновыразимы – как и прочие духовные категории. Скажу лишь, что это была встреча, которую я лично очень долго ждал. Важно помнить и то, что на этом месте в XVII веке происходили, на мой взгляд, решающие события для всей последующей истории нашей страны.

После этой поездки Андрей понял, что будет сюда возвращаться.

– С тех пор приезжаю в Нарьян-Мар ежегодно. Пропустил только один год, когда родилась младшая дочь, но компенсировал это тем, что на следующий приехал дважды (улыбается).

 

Хочешь узнать город – сходи в баню

Для нашего героя столица НАО – уникальный уголок России, который оторван от материка, где сформировалась своя особенная атмосфера, но главное достоинство – это, конечно, люди.

– У меня здесь уже много друзей, это большая ценность. Мне очень близок этот типаж северных людей, с которыми ты довольно долго не можешь пройти грань близкого общения, но если она пройдена, то вы становитесь друзьями в подлинном понимании этого слова.

Андрей Макаренцев негативно относится к классическому туризму, для него важно войти в настоящий контакт со средой.

– Не воспринимаю туризм, как его подают турфирмы. Тебя берут за руку и показывают, что считают нужным показать, что они посчитали интересным. То, что вылизано, выхолощено, чтобы быть понятным и привлекательным для среднего обывателя. И у тебя не получится составить своё, личное мнение об этом месте, ты не почувствуешь город по-настоящему и не проникнешь сквозь эту плотную ширму в его подлинную жизнь. С таким же успехом можно просто ролик в интернете посмотреть. Город – это явление не менее сложное, чем сам человек.

По мнению нашего героя, чтобы узнать место, важно в него погрузиться – через транспорт, общественные места, мероприятия.

– Всё начинается в аэропорту. Люблю наблюдать, как тепло люди на Севере встречают своих родных. До гостиницы добираюсь на автобусе – слышу разговоры, темы, которые по-настоящему волнуют людей. Ходил в городскую баню – суровые мужики обсуждали, как на Вайгаче замёрзло топливо в УАЗе, отогревали его 12-ти вольтовой лампочкой, погружённой в бензобак. Все, кто слушал, делали это с эмпатией – рассказывали свои истории, давали советы. В общественной бане получаешь настоящий срез общества, представление, что за люди здесь живут.

В последнюю поездку, которая состоялась в начале февраля, Андрей после аэропорта сразу отправился на матч по мини-футболу в «Лидере».

– Было интересно наблюдать и за матчем, и за тем, как люди взаимодействуют друг с другом – на поле и вне его. Понятно, что человек, исполняющий в данный момент роль судьи, давно и лично знаком вне поля и тренерам, и футболистам. Видно, что пропустивший нелепый мяч вратарь искренне сокрушается, но не встречает со стороны партнёров по команде осуждения. Каждый такой опыт – новый, пришедшийся к месту фрагмент в моей личной городской мозаике столицы НАО.

Теперь в планах приобщить к поездкам и старшую дочь.

– Посещать Нарьян-Мар стало доброй традицией для меня, она сформировалась этими удивительными местами и людьми, встретившимися на пути. В 2018 году у меня родилась дочь, ей шесть лет. Всё это время её сопровождают мои рассказы о северном крае. Думаю, что настало время и ей самой составить впечатление об этих местах.

 

P.S. Помимо путешествий и основной работы Андрей занимается организацией концертов и для Нарьян-Мара уже придумал несколько идей, но об этом мы узнаем ближе к августу.