Руководство СПК коопхоз «Ерв» ищет дополнительные пути развития хозяйства
О традиционных. Изначально традиционными отраслями на Севере было принято считать оленеводство, пушной промысел, рыболовство, добычу морских млекопитающих. Все они до недавнего времени базировались на довольно примитивных средствах производства и соответствующей им организации труда с использованием коллективных форм, особенно в оленеводстве.
Однако за последние годы технический прогресс радикально изменил характер функционирования этих отраслей. И хотя они по-прежнему считаются традиционными, но по технологическим критериям и по организации производства таковыми уже не являются. Ибо не сохраняют тех особенностей, которые лежат в основе традиционного жизненного уклада, обычаев, условий общения на родном языке. В этом плане оленеводство в наибольшей степени сберегает признаки традиционности и этничности.
Ерв – значит хозяин. 25 лет деятельности отметило в прошлом году первое в истории округа хозяйство, объединившее частников-оленеводов.
О том, чем сегодня живёт производство, в составе которого 42 фермерских хозяйства, а общая численность оленей составляет более 12 000 голов, рассказал корреспонденту «НВ» его председатель Пётр Хабаров.
– Построенный цех по переработке мяса уже дал нам возможность самостоятельно выпускать разные виды продукции и реализовывать их через свои магазины и торговые точки, – рассказывает Пётр Александрович. – Появилась независимость от мясокомбината, куда раньше сдавали мясо на переработку. Сегодня мы вышли на рынок, и не только на внутренний, ищем партнеров в других регионах.
Однако, по словам Хабарова, развиваться только за счёт производства мяса, которое должно быть всегда очень хорошего качества, сложно. А год на год не приходится. Из-за климатических напастей, когда резко меняется температура с плюса на минус и наоборот, возникает угроза падежа стада. Например, на Ямале по этой причине недавно потеряли около 60 тысяч оленей.
Востребована и конкурентоспособна. Перепады температур, хотя и в меньшей степени, всё же отразились в этом году и на коопхозе «Ерв». К последней убойной кампании олени не смогли набрать средних весовых параметров. Продать такое мясо живым весом очень сложно. Здесь хозяйство выручает свой цех переработки.
– Но и тут, – продолжает рассказ Пётр Александрович, – качество продукции должно быть на высоком уровне. Для того, чтобы она была востребована и конкурентоспособна, необходима и соответствующая упаковка – по лучшим стандартам. Мы постепенно идём к этому. Консервацией занимается цех, расположенный недалеко от Кирова. На территории мясокомбината есть частная линия по производству мясных консервов, которые отправляем на внутренний рынок.
Пётр Хабаров признаётся:
– Да, пока мы только сводим концы с концами. Аренда магазинов забирает много средств, видимо, надо шире использовать тонары – автолавки, а также стационарные торговые точки.
Председатель «Ерва» отмечает, что у них есть свои особенности. У покупателей нет возможности, как в магазине, походить, повыбирать. Конечно, выгоднее иметь свои магазины, но они требуют дополнительных вложений. На это пока средств не хватает.
Путь на большой рынок. В Санкт-Петербурге около двух лет назад коопхоз «Ерв» открыл торговую точку. В Нижний Новгород идут поставки. Архангельск берёт определённую часть продукции. Но этого пока недостаточно для процветания. Ведутся переговоры с представителями других регионов. Мало рекламируемая продукция и относительно высокая цена не дают ещё возможности выходить на рынки с большими объёмами.
По словам Хабарова, есть у них и другие проблемы. В частности, с кадрами. Например, технолог СПК перешёл в организацию, где предложили лучшие условия. Из других регионов на Крайний Север молодые специалисты, как правило, не стремятся. Не привлекает их суровый климат, долгая полярная ночь и отсутствие широкой молодёжной инфраструктуры. Так что предприятие направило на учёбу местного парня.
На сегодняшний день СПК может выпускать более 60 видов продукции.
Рыбка в помощь. Ещё со времени основания коопхоз занимается добычей рыбы на базе двух крестьянско-фермерских хозяйств. И именно эти два хозяйства в первые годы становления давали ощутимую финансовую поддержку.
Сегодня вылов производится на четырёх участках в районе посёлка Варандей. В этом году планируется открытие пятого, по добыче наваги. Везде есть морозильные камеры.
– Но если, например, на вылов камбалы, наваги и так далее установлены вполне удовлетворительные квоты, то на сиговые – недостаточные, – считает Хабаров. – И здесь есть проблема.
Ежегодно на участках облова кооперации добывается более десяти тонн наваги и трёх тонн камбалы. А также до пяти тонн язя, щуки, окуня и сороги.
Во главе угла – переработка. Многие жители округа помнят, что в прежние годы местный рыбокомбинат выпускал более двадцати наименований рыбных консервов – сиговых и частиковых пород. Вся продукция была востребована. Конечно, этот вид продукции имел бы большой спрос и сейчас. Тем более, что серую рыбу в виду её изобилия рыбакам приходится просто выбрасывать. Как раз здесь вопрос переработки рыбы очень актуален. И цех округу, конечно, необходим. Но вначале, считает руководитель «Ерва», надо основательно проработать вопрос реализации планируемых объёмов продукции.
– А рыбы, особенно серой, в наших водоёмах действительно очень много, – говорит Хабаров. – Она даже угрожает развитию популяций рыб ценных пород. Её выловом и переработкой мы уже в разрешённых пределах занимаемся. Здесь наработан определённый опыт. Если удастся в ближайшее время найти базу для установки цеха, то попробуем заняться возрождением рыбной консервации. Сегодня у нас есть возможность коптить рыбу до десяти тонн в год, но пока много вопросов и к технологии, и к реализации. Мы беседовали об этой проблематике и с оленеводами, и с правлением СПК. Тема интересная, будем над ней работать дальше. А пока налаживаем деловые отношения с рыбоконсервным цехом Калининградской области.