На страницах «НВ» мы обещали подвести итоги путешествия на таинственный остров Вайгач участников клуба «Белый лис» («НВ» № 35 от 8 апреля 2017 года «Лис» встретился с медведями»). Экстремальная снегоходная экспедиция стартовала 29 марта и завершилась 10 апреля. Маршрут общей протяженностью порядка 1 700 километров проходил через Каратайку, Амдерму и Варнек. Впечатлениями о переходе с нами поделился руководитель клуба активного отдыха и самый молодой парламентарий окружного Собрания Даниил Исполинов.
– Даниил Николаевич, что сподвигло вашу команду отправиться в столь экстремальное путешествие?
– У туриста душа неспокойная! В экспедиции мы начали ходить с 2013 года. Бывало, сплавлялись на лодках, но по душе все же пришлись путешествия на снегоходах. После прошлогодней экспедиции в Каменный город решили планку притязаний немного поднять. Всего-то на тысячу километров. Подготовка началась еще летом. Понимая, что такое расстояние без запаса горючего пройти нереально, а везти его с собой затруднительно, летом, с помощью главы Юшарского сельсовета, сделали запас горючего в Каратайке. Также готовили технику и оборудование, ведь путешествия по Арктике требуют серьезного подхода. За месяц до поездки начались различные согласования и оформление разрешительных документов на участников группы для посещения погранзоны, особо охраняемых природных территорий.
– Любой путешественник знает, что успех экспедиции очень зависит от команды. Как подбирали людей?
– В таких экспедициях страшнее всего не действия людей, а бездействие. Так называемый «балласт» очень мешает в долгой трудной дороге. Например, когда ставится лагерь или снегоход застрял и надо волокуши перецеплять, а человек стоит ря-дом и ничего не делает. В команде каждый должен знать и выполнять свою задачу, каждый должен работать на единую цель. В экстремальной поездке проявляется сущность человека, все его плюсы и минусы как на ладони. Из первоначального состава желающих вновь покорить арктические просторы на Вайгач отправилась половина, то есть из восьми человек – четыре. В последний месяц перед поездкой несколько «ключевых» ребят сошли с дистанции. За год, то есть после нашей экспедиции в Каменный город, планы у участников клуба неоднократно менялись. Кто-то уехал учиться, кому-то не удалось поехать из-за плотного рабочего графика.
Буквально в последний момент к нашей экспедиции при-мкнули два коммерческих туриста, благодаря которым в команде появились опытные проводники Центра арктического туризма Алексей Бажуков и Виктор Качанов. Также с нами поехал оператор студии «Арт-НАО» Алексей Орлов со своим квадрокоптером, чтобы сделать красивые съемки. С ним мы уже бывали в поездках, так что человек был проверенный.
– Новый состав команды не подвел?
– Первая ночевка состоялась на участке дороги между Нарьян-Маром и Каратайкой. И она оказалась одним из экзаменов на прочность. Палаточный лагерь разбили прямо в тундре, в районе Хайпудырской губы Баренцева моря, на полпути к поселку. Тот, кто когда-нибудь ночевал в спальном мешке посреди снежной пустыни, поймет весь спектр эмоций и ощущений. Оставили на этом месте запас горючего на обратную дорогу, чтобы было легче идти. Вторая ночевка была уже в Каратайке. Нас очень тепло принял глава муниципалитета Дмитрий Вылко, помог с размещением, встретил как родных. Третья остановка была на полярной метеостанции «Мыс «Белый Нос». Познакомились и подружились с начальником станции Николаем Бибекиным, который тоже очень радушно нас принимал. Важно, что к нам относились не как к очередным заезжим туристам, а как к дорогим гостям.
После ночевки на метеостанции одним днем преодолели расстояние через пролив Югорский шар, фактически шли через паковые льды и торосы до Варнека. К нашему счастью, 15-километровый перешеек между материком и островом Вайгач замерз и мы покорили его без приключений. В поселке пробыли час. Привели в порядок снегоходы и заправились. По дороге нам повезло увидеть красивую, с каменными каньонами, речку Талату.
– Оправдал ли священный остров ваши ожидания?
– Мы доехали до северной точки Вайгача, где расположена полярная метеостанция имени Е.К. Фёдорова, где сегодня работают три человека, из них двое – молодые девушки. На станции нас тоже очень хорошо встретили. Остановились там на три ночи. Посетили заброшенную войсковую часть, которая находится рядом. Там и увидели свежие следы белого медведя. После этого стали передвигаться гораздо осторожнее. Конечно, у нас с собой были пугачи с фальшфейерами на случай встречи с хозяином Арктики, но лучше таких встреч избегать.
И все же без сюрпризов не обошлось. На второй день нашего пребывания медведь пришел к станции. Наблюдали за его визитом из окон. Причём, мишка появился как призрак из белой метели. И ушел не спеша, растворившись в снежной мути.
– Может, нас посетил дух Вайгача? – иронизировал начальник экспедиции. Правда, этот «дух» повытаскивал имущество из волокуш и немного подъел съестные запасы. Точнее, на зуб попробовал, в том числе и наш кофр. Утром оказалось, что к станции приходили два медведя. Один шкодил возле снегоходов, а второй наблюдал.
Когда осмотрели место, где лежал второй зверь, оно оказалось длиной четыре метра. Представляете размер мишки?
Самая главная ненецкая святыня Вайгача – Семиликий идол. Он расположен в пяти километрах севернее Вайгача на острове Большой Цинковый. Считается – там небезопасно и живут духи, которые охраняют эту землю. Когда мы там находились, было странное ощущение, что кто-то (или что-то) рядом присутствует. Возможно, мы просто находились под впечатлением от встречи с медведями. И все же, места здесь несомненно таинственные… Побывали на могиле шаманки, на месте бывшего лагеря для заключенных, которые в 30-х годах добывали на острове цинк. Очень много интересных мест, где как будто замерло время.
– Куда отправились дальше?
– После Вайгача одним днем вернулись обратно на метеостанцию «Мыс «Белый Нос». Там заночевали. Оказали помощь нашим друзьям – починили компьютеры. За такую помощь нам даже торт испекли. Кстати, до этого нам в дорогу девчонки с полярной станции Фёдорова напекли оладушек и блинчиков. После «Белого Носа» отправились в Амдерму. Там пробыли два дня. Очень интересное место, которое иногда называют север-ной Припятью. Ощущение пост-апокалипсиса возникает из-за множества заброшенных домов советской постройки. Когда подъезжаешь к Амдерме, то кажется, что это настоящий заброшенный город. Даже не верится, что в конце 80-х был большой и шумный поселок, где жили свыше пяти тысяч человек.
А теперь, рядом с ржавым полуразрушенным наследием огромной державы – современные ветряки.
Во время посещения Амдермы провел рабочую встречу с жителями, пообщался с главой муниципалитета. Много проблем по жилью и образовательным учреждениям. Также осмотрели местные достопримечательности, были на заброшенном руднике, где добывали когда-то флюориты. Все было достаточно насыщенно и интересно.
– Какой участок дороги был самым сложным?
– Самой трудной, как ни странно, оказалась дорога обратно в Нарьян-Мар. Из Амдермы одним днем доехали до Каратайки и домой решили возвращаться как можно быстрее, без ночевки. Вот тут и началось самое интересное. Если рассчитать путь по километражу и средней скорости, то, выехав из Каратайки в четыре утра, в Нарьян-Мар прибыли бы вечером или ближе к ночи. Но началась такая метель, что обратно мы пробивались с боем. Видимость практически нулевая, снег вязкий, снегоходы постоянно застревают. И 400 километров мы прошли по навигатору за 36 часов. Было очень тяжело, но главное, что все живы-здоровы, и техника вернулась своим ходом.
Думаю, что без влияния Вайгача тут не обошлось. Остров нас испытывал еще с момента подготовки к экспедиции. Буквально за пять дней до выезда возник вопрос: едем или вообще никуда не поедем. Словно ниоткуда появилась куча обстоятельств, преграждающих путь к мечте. Но мы решили – едем, несмотря ни на что. Ведь и погода в день выезда совсем не благоволила, из-за метеоусловий старт экспедиции сдвинулся на два дня. Также была информация, что Югорский шар не проехать.
Спустя время наш опытный проводник Алексей Бажуков, который уже бывал на Вайгаче, рассказал, что с первого раза мало кто может туда попасть. Считаю, нашей экспедиции очень повезло. Алексей потом делился впечатлениями, в пути у него было чувство, что кто-то или что-то его ведет.
Видимо, когда мы бились в снегах на обратном пути от Каратайки до Нарьян-Мара, дух Вайгача решил, что достаточно нам показал, чтобы в следующий раз хорошенько подумали, прежде чем снова отправиться на остров.
– Что в этом экстремальном путешествии особенно поразило и запомнилось?
– Говорят, из путешествия никто не возвращается прежним. Лично я пересмотрел собственные навыки управления тяжело снаряженным снегоходом по снежной целине. На Вайгаче поразила погода, которая меняется мгновенно. Пока возился со снегоходом, за десять минут солнце сменилось метелью. Запомнился удивительный открытый океан. Еще поразили люди, встретившиеся в Каратайке, на Варнеке и в Амдерме, на полярных метеостанциях, их теплый и душевный прием.
В хорошем смысле удивили люди, которые были в нашей команде. В тундре ни должность, ни деньги ничего не решают. Есть только характер, воля, умения, физическая подготовка и человеческие качества. Лично я осуществил свою мечту – побывать на Вайгаче и увидеть Амдерму. Отмечу, что летом 2016 года был на Дне оленя в общине «Ямб то» и видел Амдерму издалека.
Большеземельская тундра – это совершенно другой ландшафт и другие расстояния. Просто космические пейзажи и размах. Был 40-километровый участок на пути к станции «Мыс «Белый Нос», на котором руль снегохода можно было не держать, настолько ровная поверхность.
В таких поездках запоминаются преодоленные трудности.
Эта экспедиция останется одним из ярких впечатлений на всю жизнь. Внукам рассказывать буду.