Вы здесь

Права школьников – под надзором

Более 280 нарушений выявлено прокуратурой Ненецкого автономного округа при проведении проверки исполнения законодательства в сфере образования.

По результатам проверки в суд было направлено шесть исковых заявлений, внесено более двадцати представлений об устранении нарушений. К административной ответственности привлечено шесть должностных лиц.

О каких конкретно нарушениях идет речь, мы попросили рассказать старшего помощника прокурора Ненецкого округа по надзору за соблюдением законодательства прав несовершеннолетних Викторию Стеля.

– В апреле 2015 года мы проводили проверку во всех образовательных учреждениях округа, – говорит Виктория Александровна. – В ходе мероприятий установлено, что в ряде учреждений принятые локальные нормативные акты, которые регламентируют режим занятий, ухудшают положение не только обучающихся, но и их работников. Нормы подобных документов идут вразрез с законодательством об образовании и, соответственно, подлежат отмене. Прокуратурой НАО было опротестовано 56 нормативных актов.

– Виктория Александровна, есть ли нарекания, касающиеся расписания уроков, которые, как правило, должны составляться с учетом дневной и недельной загруженности, умственной работоспособности учащихся и шкалой трудности учебных предметов?

– Да, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, следует чередовать различные по сложности предметы в течение учебного дня и недели.

В средней общеобразовательной школе №2 города Нарьян-Мара, например, вопреки этим требованиям, наиболее сложные уроки по сумме всех предметов приходятся, в том числе, и на четверг. Предметы с высокой нагрузкой проводятся там на шестых и седьмых уроках, а после занятий по физической культуре включаются уроки с письменными занятиями.

Также в ходе проверки было установлено, что в 19 образовательных учреждениях округа не сформированы цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

Учебные планы надо выполнять

– Исполняются ли в наших школах учебные планы?

– В двадцати образовательных учреждениях округа учебные планы исполнены не в полном объеме. Так, в ГБОУ НАО «Средняя школа п. Шойна» программа по русскому языку исполнена лишь на 75%, по литературе – на 62%, по геометрии – на 62%, по истории – на 56%.

В школе поселка Андег программа по иностранному языку выполнена лишь на 73%, по обществознанию – на 63%.

Также в андегской школе не соблюдаются нормы федерального закона об образовании, касающиеся охраны здоровья учащихся, которые включают в себя проведение санитарно-противоэпидемиологических и профилактических мероприятий.

Законодательством предусмотрено, что оборудование физкультурно-спортивной зоны школы должно обеспечивать выполнение программ учебного предмета «Физическая культура», а также проведение оздоровительных мероприятий.

Вопреки названным требованиям, в школе деревни Андег отсутствуют спортивная площадка и сооружения, которые обеспечивали бы выполнение программ учебного предмета.

Не принят в данном учреждении и нормативный акт, касающийся урегулирования конфликта интересов в педагогической деятельности.

– Что такое конфликт интересов, поясните, пожалуйста, для наших читателей.

– Напомню, конфликт интересов педагогического работника – это ситуация, когда у педагога возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или преимущества, которая может повлиять на надлежащее исполнение его обязанностей в ущерб интересов учащихся и их родителей.

– Сегодня образовательные учреждения самостоятельно формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, где содержится информация об их деятельности. Доступ к информации обеспечен учреждениями в полной мере?

– Должна сказать, что правила размещения на официальном сайте информации об образовательной организации выполняются не всегда.

ГБОУ НАО «Средняя школа п. Красное», например, на официальном сайте не разместило информацию о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями. Речь идет о количестве мест в первых классах, о наличии свободных мест для приема детей, не проживающих на закрепленной территории, также отсутствует примерная форма заявления для поступающих в школу.

– Есть ли нарушения, связанные с приемом детей в школьные учреждения?

– Да, при проверке утвержденных школами правил прие-ма граждан на обучение, в четырех из них были выявлены коррупциогенные факторы.

Так, например, в школе №3 города Нарьян-Мара приказом директора были утверждены правила, согласно которым при приеме в первый класс родители обязаны были предоставлять документы, подтверждающие право пользования жилым помещением ребенком и его родителем (свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, договор безвозмездного пользования жилого помещения и др.).

Подобные требования правил являлись коррупциогенными факторами – неопределенными, трудновыполнимыми и обременительными для граждан, поэтому были исключены из документа.

– Хватает ли в школах учебников, которые предоставляются учащимся на время получения образования?

– Есть учреждения, где обеспечение учебниками выполняется не в полном объеме. В ГКОУ НАО «Ненецкая средняя школа-интернат имени А.П. Пырерки» не хватает учебников по искусству для 8–9-х классов, по физической культуре – для 8–9-х классов, по ненецкому языку – для 6–7-х, 8–9-х классов. Эти нарушения законодательства противоречат конституционному праву граждан на общедоступное и бесплатное образование. Прокурор обратился в суд с иском обязать школы обеспечить учащихся образовательного учреждения полными комплектами учебников.

В настоящее время по актам прокурорского реагирования 22 образовательных учреждения уже привели в соответствие с законодательством об образовании расписания уроков, правила приема и режим занятий обучающихся, локальные акты, регламентирующие периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Работа на данном направлении деятельности продолжится и в текущем году.