Мне не раз приходилось бывать в Крыму, впервые еще ребенком до пресловутой перестройки. Потом я приезжала и в лихие девяностые, и в начале двухтысячных, когда Украина уже настроилась резко против России. Честно признаюсь, после последней поездки думала, что больше никогда не бывать мне на этом солнечном полуострове. Уж больно бесчинствовали на границе украинские таможенники, да и другие неудобства отбили желание отдыхать в Крыму. Но вот случилось, на мой взгляд, невозможное. Уникальный полуостров вновь стал частью России, и сразу же часть отпуска я запланировала провести именно там.
Попутно я решила бросить свой журналистский взгляд на то, чем живут нынче крымчане, как реализуется принятое ими решение о будущем полуострова, узнать настроение жителей и гостей полуострова.
Но начнем с прокладывания маршрута к заветной цели.
Битва за переправу
Есть несколько путей, как добраться до Крыма. Самый удобный – взять единый билет и без особых неудобств прибыть к месту назначения. Но я легких путей на этот раз не искала.
Прибыв в Краснодар, пошла на автовокзал за билетами до Севастополя. Кстати, купить их можно только в краснодарских автокассах. По телефону, как выяснилось ранее, забронировать проездные документы невозможно.
У касс меня ждали километровые очереди, курортный сезон все-таки. Автобус «Краснодар – Севастополь» через паромную переправу ходит два раза в день, плюс дополнительный рейс через день, билет стоит 1470 рублей. Отстояв почти час в очереди, добралась до заветного окошечка. И тут мне кассир сказала, что уехать я смогу лишь через два дня, билетов нет.
Я, конечно, расстроилась, но услышала, что какой-то частник предлагает отвезти желающих в порт «Кавказ», прямо к переправе. Стоит это удовольствие полторы тысячи рублей, через три часа ты уже на месте.
– Паром ходит каждые сорок минут, билет 162 рубля. А там частные маршрутки забирают пассажиров прямо из Керчи и везут к крымским курортам. Так что не волнуйтесь, в Севастополе будете уже к вечеру, – пообещал водитель такси.
Делать нечего, я согласилась. Нашли еще попутчиков и отправились в порт «Кавказ».
Прибыли. На паромной переправе стояли километровые очереди автомобилей, а у касс шла настоящая битва. Отдельной кассы для оформления грузовых и легковых автомобилей пока нет, все в общей очереди – и за транспортными билетами, и за пассажирскими.
За автомобиль придется заплатить от 1 100 рублей до 2 500 рублей – в зависимости от его длины. В этой очереди пришлось отстоять почти три часа.
Давно заметила, что в каждой очереди обязательно найдется парочка агрессивно настроенных людей, получающих удовольствие от провокаций на конфликт. Нервы были уже на пределе…
Старые знакомые
Паром вмещает в себя до десятка автомобилей и около 70 пассажиров. Удобно расположившись на верхней палубе, я стала любоваться красотами Черного моря.
И тут появилась шумная ватага мужчин. Как оказалось, это были старые знакомые нарьянмарцев – музыканты группы «Дюна», которые выступали во время «Буран-Дея-2013» в нашем городе. Я тогда брала у них интервью. Ребята меня тоже узнали.
– Мы едем в Феодосию, будем на Дне России выступать, наши солисты прибудут туда на самолете, а вот мы решили морем прогуляться, – рассказал гитарист Игорь Пляскин.
Пока обменивались впечатлениями, паром причалил в порту Керчи. Времени было около семи часов вечера.
Эх, крымские дороги…
В порту, действительно, стоял частный микроавтобус, как и обещал краснодарский таксист, готовый отвезти туристов в Феодосию, Симферополь и Севастополь. До конечной остановки билет стоил 450 рублей (на обычном рейсовом автобусе около 600 рублей).
Дождавшись прихода еще трех паромов и до отказа загрузившись пассажирами, автобус отправился в путь по крымским дорогам. Удовольствие оказалось не из приятных. Сомнений не было: за те 23 года, что Крым находился в составе Украины, полуостров был пасынком для Киева. Шесть часов пути по узкой, вконец разбитой и десятилетиями не ремонтировавшейся дороге запомнятся мне навсегда.
Добравшись до конечной цели моего путешествия, я чувствовала себя так, словно по мне проехалась пара танков.
Мы – россияне!
Теперь стоял вопрос: где найти недорогой, но комфортный ночлег? Решила воспользоваться старым известным способом – обратиться к таксистам. Предварительно в интернете, конечно, посмотрела, сколько может стоить номер в частной гостинице. Не прошло и пятнадцати минут, как старый таксист Виктор Иванович вез меня в частную мини-гостиницу, расположенную почти в центре Севастополя.
По дороге мужчина рассказывал о событиях, предшествующих крымскому референдуму:
– Спасибо российским военным, которые помогали нашим ополченцам. Только благодаря им в Крыму не началось то, что сейчас творится на юго-востоке Украины. НАТОвские корабли уже в Черном море стояли, готовились в нашу бухту войти, думали, вот-вот хозяйничать начнут на крымской земле. Не вышло у басурман! Мы теперь с Россией, мы дома! – с гордостью произносит Виктор Иванович.
Номер «Люкс» обошелся мне всего в две тысячи рублей. Можно было найти и дешевле, но меня привлекло то, что гостиница находится рядом со всеми главными достопримечательностями города-героя и к тому же недалеко от пляжа.
Хозяйкой оказалась приветливая женщина средних лет, Марианна. В моем номере оказалась даже кухня, так что при желании можно было самостоятельно готовить себе обед.
Для сравнения: на курортах Краснодарского края аналогичный гостиничный номер будет стоить в два-три раза дороже.
Кушать подано
Крым открыл свой первый курортный сезон в составе России и, видимо, поэтому цены на фрукты-овощи, жилье для отдыхающих и общественное питание здесь очень умеренные. Тем более, по словам крымчан, урожай южных деликатесов – персиков, черешни, абрикосов, клубники – в этом году небывалый. Сама природа стала подспорьем для экономики полуострова. Судите сами: килограмм клубники – 40 – 60 рублей, абрикосы – 70 рублей, персики – 80 рублей, крымские помидоры не дороже 50 рублей, огурцы 30 – 40 рублей.
Решила зайти в столовую в центре Севастополя. Щедрый комплексный обед обошелся мне в 100 рублей. Так же недорого можно перекусить в кафе на набережной.
Интересно, а каким в ценовом исполнении будет курортный сезон в будущем году? Есть у меня подозрение, что Крым балует отдыхающих своей доступностью только этим летом. А жаль, что наша страна до сих пор не может поспорить с европейскими курортами в плане цен на отдых.
Запасайтесь наличностью
И все же без проблем не обошлось. Оказалось, что по всему Крыму не работают 99 процентов банкоматов, Украина отключила полуостров от платежной системы. В единственном отделении российского банка в Севастополе – километровые очереди. Севастопольцы рассказали, что из Москвы даже пригоняли судно с мобильными банкоматами, но наличности хватило ненадолго.
Когда в моем кошельке кончились деньги, передо мной замаячила перспектива стоять пять-шесть часов в очереди в банк, которая меня совсем не радовала. И тут на выручку пришел очередной таксист:
– У центрального входа на городской рынок Краснодарский банк открыл банкомат, который работает круглосуточно.
Что бы мы делали без вездесущих таксистов? Без очереди, с комиссией 100 рублей с любой суммы, я сняла необходимую наличность.
Домой, пора домой…
Недолгая поездка в Крым подошла к концу, пора было возвращаться домой. За это время мы с дочерью успели посмотреть уже российский Севастополь, побывать на Сапун-горе и во Владимирском соборе, усыпальнице четырех адмиралов – Корнилова, Нахимова, Истомина и Лазарева, полюбоваться видами с отвесного берега в Фиоленте, сфотографировать закат около памятника затопленным кораблям, съездить в Балаклаву, десятки раз пройтись по великолепной набережной.
Каким Севастополь запомнился нам?
Городом живописных бухт, большим, чистым и красивым.
Городом, где можно отдохнуть. Где к тебе подойдут и подскажут дорогу.
Городом, который строится, и где строят красиво, а во дворах работают садовники.
Городом с чистыми пляжами, где в парках воробьи и голуби едят с рук.
Городом, куда обязательно нужно съездить, если вы там еще не бывали.
Городом, историей которого можно гордиться. Нашей с вами историей, потому что это – наш Севастополь, как бы кто-то ни пытался присвоить его себе!
Краснодар – порт «Кавказ» – Керчь – Севастополь – Нарьян-Мар