Вы здесь

Шли первыми на яхтах к Новой Земле

Александр Поздяев – участник экспедиции. Капитан яхты «Лена» / фото автора

Эту землю ещё называют терра инкогнита, что значит – неизвестная земля. Когда-то здесь размещался ядерный полигон СССР

Из Нарьян-Мара к Новой Земле 1 августа 1997 года отправилась первая в истории края яхтенная экспедиция – разведать, как там и что. В понедельник её участники отметят 25-летие этого славного события.

Поход в неизвестность

Провожающие отважных яхтсменов собрались у небольшого искусственного причала на городском берегу Качгортинской курьи, возле списанного судна «Лебедь», где в те годы находился детско-юношеский яхт-клуб «Романтик».

Пришли десятки горожан. Мэр города тех лет Николай Фомин произнёс торжественную речь с напутственными словами, а настоятель Нарьян-Марского прихода отец Владимир Новиков освятил лодки экспедиции и самих участников похода.

Три разнотипные речные яхты с именами «Тим», «Ока» и «Лена», под прощальные возгласы провожающих, отчалили от берега.

Флагманской яхтой «Тим» командовал опытный и знающий морское дело Валерий Шишлов. С ним в команде были полковник МЧС Валерий Кудрявцев из Москвы, Сергей Мутелика, Сергей Кутасов и юнга, его 13-летний сын, Ваня Кутасов. Шестой член экипажа – наш Иван Зобнин.

На «Оке» шёл известный в городе спортсмен и участник клуба авторской песни Сергей Бобырев. С ним в компании находились Василий Пунин (участник легендарной экспедиции «Ушкуйники») и Вячеслав Семяшкин.

На маленькой яхте «Лена», длина которой была всего 6 метров, в опасное путешествие отправились спортсмены-любители Иван Кожевин, Александр Логинов, а в качестве капитана – Александр Поздяев.

 

Он помнит, как всё начиналось

Как раз с Александром Витальевичем мы встретились накануне знаменательной даты в редакции окружной газеты «Няръяна вындер». Он рассказал об истории того легендарного похода к Новой Земле.

– Нас – северных мужиков, жителей заполярного Нарьян-Мара, всегда влекла загадочная Новая Земля, – начал он своё повествование. – Можно ли туда ходить? Каковы особенности берегов? Какие есть места-убежища? Никто этого не знал. Но ведь когда-нибудь надо было начинать знакомство с архипелагом, открывать новые дальние маршруты. Сразу подчеркну – вдохновителем и душой наших новоземельских походов, а их состоялось три, был Валерий Кудрявцев (ныне –
пенсионер). Он подал идею первого «разведочного» плавания и в 1997 году собрал нашу «эскадру». А до этого мы год готовились к этой экспедиции. Требовались особые согласования и разрешения на самом высоком уровне, изучение лоций, проработка карт, заготовка провизии и много ещё всего… В нашем распоряжении тогда уже была и система позиционирования GPS.

 

По морям, по волнам

Вначале путь лежал на остров Зелёный, затем – к Гуляевским Кошкам.

Мореходы знали, что в августе-сентябре штормы в этих широтах, как правило, непродолжительные, но сильные.

Так что неудивительно, что уже при выходе из Печорской Губы в море им пришлось три дня пережидать непогоду, и курс на юго-западное побережье Новой Земли они взяли только вечером 6 августа.

Вскоре ветер снова усилился. Из-за сильного дрейфа выйти в заранее намеченную точку им не удалось. Путешественники остановились у острова Большой Сахалин в пяти милях от цели и только через день перешли в бухту Никитина уже на Новой Земле.

 

На родине Тыко Вылки

И вот первый пеший поход по берегу в бухте.

Путешественники обнаружили брошенное зимовье, множество могил с остатками крестов. Из растительности – ива и стланиковая берёза. А также полярный мак и другие полевые цветы.

Было много гусей гуменников (неслучайно тут несколько названий со словом гусиный!), белощеких казарок, птенцов чаек.

– Позднее в Белушьей Губе нас встретили пограничники, – продолжил рассказ Александр, – мичман нас познакомил с посёлком военных. Передвигались только в его сопровождении. Одним нельзя. А ещё нам военные организовали душ, что было очень кстати. Сразу скажу, питьевой водой мы заправлялись на островах, во время стоянок и там же умывались. Если делать это морской водой, то вскоре очень отразится на коже. Ведь даже просто отдыхая на море, после купания надо принимать душ.

На ночлег яхтсменов определили в солдатской казарме. В гостях у пограничников они пробыли трое суток.

За это время, кроме других объектов, побывали и в здании бывшей церкви, где затем находился островной совет и жил его председатель – знаменитый художник – самородок и «президент» Новой Земли – Илья Константинович Вылка (Тыко Вылка). Ко времени их путешествия ещё сохранилось несколько старых домиков.

 

Там, где мало кто бывал

Далее путешественники двигались по Костину Шару, заходили в местечко Нехватово. На берегу пролива нашли каменную плиту, на которой оставили свои автографы и дату посещения этого места.

Конечно, всех поражали бесконечные птичьи базары. Просто невероятно красивые места!

На стоянках было много интересных встреч. По словам Александра Поздяева, они познакомились с рыбаками, ловившими гольца. Затем с профессором-орнитологом и двумя студентами, которые кольцевали птиц.

На всю жизнь остались в памяти живописные скалы у горы Медная – где прямо на камнях растёт родиола розовая (знаменитый золотой корень). Кстати, это целебное растение можно видеть во многих уголках Новой Земли.

– Рядом с Губой Башмачная мы отдыхали на реке с водопадом высотой около 5 метров, – рассказывает он. – Течёт эта речка в глубоком каньоне. Чрезвычайно красивое зрелище! И даже не хочется вспоминать неприятный момент – валяющийся в изобилии металлолом, ржавые бочки, буровые коронки, гильзы от самых диковинных видов оружия… Но что было, то было… В разных местах замеряли радиационный фон армейским дозиметром, который был у Валерия Шишлова. Прибор никаких превышений нормы не показывал, даже в Чёрной Губе, где проходили испытания.

У входа в Губу Чёрная мореходы постояли у старинного поморского креста, который называли крест Пелапина, по имени промышленника минувших лет. Он немного покосился, но ещё был достаточно крепкий.

Также яхтсмены заходили в озеро Яунто. Там посетили заброшенный домик, без окон, без дверей, Тимофея Пырерки, который промышлял здесь птицу и рыбу. С 50-х годов в доме никто не живёт, но сохранились остатки печки с изразцами. Люди старались жить красиво.

 

В обратный путь

18 августа днём из Чёрной Губы взяли курс домой – на Гуляевские Кошки.

Немного прошли в принесённых откуда-то льдах.

– На Мезени, да и в других поморских районах, есть поговорка: кто в море не бывал, тот по настоящему Богу не молился. Наверное, в обстоятельствах самых крайних это справедливо. Но в целом во время похода ты всё время занят и тебе просто некогда молиться. Только работа, работа, работа, – сказал в заключение беседы Александр Поздяев. – Считаю, цели первого похода были выполнены – мы убедились в том, что ходить на Новую Землю, даже на небольших яхтах, возможно.

Полученный в 1999 году первопроходцами опыт был использован и позже.