Массовое захоронение археологи обнаружили в первом русском городе Заполярья
Знаковое для истории Русского Севера событие произошло во время работы второй смены волонтёрского лагеря «Пустозерск», традиционно организованного Музейным объединением НАО. В составе команды волонтёров оказался и журналист окружной газеты.
...Добравшись до Пустозерска, мы вышли на уже обжитый берег: в день нашего заезда первая смена волонтёров отправлялась домой, и мы унаследовали от них палатки и другую походную инфраструктуру. Пока мы обустраивались, на обед пришли археологи – сотрудники научно-производственного объединения «Северная археология-1».
Руководители нашего лагеря Андрей Попов и Надежда Львова из Музейного объединения НАО поинтересовались, как идут раскопки.
– Мы нашли человеческий череп, – ответили учёные.
Я уже тогда поняла: командировка удалась – и нас ждёт что-то интересное. Но это было только начало!
Стоит отметить, что изначально целью работ было укрепить берег и уберечь вековую деревянную постройку, когда-то принадлежавшую пустозерскому зажиточному крестьянину Ивану Александровичу Кожевину, от разрушения. Но под строением один за другим стали проступать прямоугольные очертания могил.
К 7 августа команда учёных и волонтёров обнаружила около тридцати погребений.
Главные работы на раскопе вели археологи. Непосвящённому человеку этот труд может показаться несложным – раскапывай землю и вынимай кости и монеты из земли. Но всё не так просто: грунт снимается аккуратно, слой за слоем, с помощью тончайших скребков и даже кисточек. Нельзя разрушить хрупкие от времени артефакты. Они – говорящие свидетели минувших веков, и каждый из них крайне важен.
– Вся археология построена на реконструкции, – объясняет по ходу работ руководитель раскопок на пустозерском городище, держатель открытого листа (официального разрешения на проведение археологических работ) Евгений Кочегов. – Мы занимаемся тем, что восстанавливаем прошлое, картины жизни людей минувшего.
Евгений Иванович считает открытие пустозерского сезона 2025 года большой удачей, поскольку целенаправленное исследование могильников случается крайне редко.
– Обычно мы так делаем, когда существует угроза разрушения, и это как раз такой случай, – говорит руководитель раскопок. – Неизвестно, сколько бы некрополь ещё простоял, поскольку берег постоянно подтачивается водой, и мы бы скоро утратили эти ценные для науки захоронения.
Большая удача, что этого не случилось, ведь полученный антропологический материал даёт возможность провести ряд очень интересных исследований, отмечает Евгений Кочегов:
– Мы можем получить ответ на вопрос, кем были и чем занимались древние пустозерцы. Даже род занятий можно определить по ряду профессиональных деформаций скелета. Также есть возможность установить, где этот человек родился, почему он здесь оказался и как умер.
Всё это только на первый взгляд кажется фантастикой, однако для современной науки подобные исследования уже не являются чем-то невозможным. Вопрос только в финансовых возможностях, поскольку такие анализы довольно дорогостоящие.
На исследование отправят не только останки, но и всё, что их окружает, – от проб грунта до фрагментов гробовин, которые тоже оказались очень интересными.
– Только два гроба сколочены из досок, абсолютное большинство найденных захоронено в колодах, а это архаичный способ, когда людей хоронили в вырубленном бревне с крышкой, – говорит научный сотрудник организации «Северная археология-1» Илья Горшков. – Стоит отметить, что половозрастной состав найденных останков совершенно разный, причём это точно не братская могила, все останки в своих гробах. Есть захоронение старого мужчины, который отличался очень большим ростом. То, что он старый, определили по зубам, они практически не сохранились, хотя у всех остальных древних жителей Пустозерска зубы очень хорошие, почти без кариеса.
Задача учёных – получить от своих находок как можно больше информации, поэтому все найденное тщательно фиксируется и подлежит дальнейшему изучению, говорит археолог.
– Исследование кладбища древнерусского города всегда даёт очень важный материал для науки, – утверждает специалист. – Мы можем установить антропологический тип людей. Все знаем, что Пустозерск – первый русский город в Арктике, а вот кто его населял? Это вопрос. Были ли это русские люди или смешанное население, заключались ли браки между русскими и коренным населением, какие были антропометрические данные у этих людей, чем они болели, чем питались – такую информацию могут дать специальные анализы.
Учёным предстоит датировать некрополь, а потом попытаться восстановить картину жизни людей того периода.
Современные технологии могут даже показать, как они выглядели, что носили. Каждый фрагмент ткани, на который едва ли обратишь внимание, извлекая из земли неказистый кусочек, очень важен: то, из каких он материалов и каким способом получен, расскажет не только о технологиях древности, но и о торговых путях и других человеческих взаимодействиях.
– Я считаю, что это крайне важное открытие. И не только для науки и округа, но и для истории всей нашей страны, – подчёркивает Илья Дмитриевич. – Древнерусские города XVI–XVII века изучены недостаточно, совсем не так, как они того заслуживают, особенно на Севере. И Пустозерск – не исключение. Я очень рад, что причастен к этому открытию, но чувствую ещё и огромную ответственность. Мы получили в руки материал, который нельзя просто так оставить, надо получить из него максимум исторической и антропологической информации.
На сегодняшний день главная задача исследователей – сохранить археологические памятники с целью их подробного изучения.
– Сейчас мы можем их очень корректно доставить в научный центр, где они станут источником ценнейшей информации, – говорит Евгений Кочегов. – Наша организация сотрудничает с российскими лабораториями и антропологами, которые способны провести подробнейший анализ найденного материала.
… Все дни работы на раскопе нас, волонтёров, не покидает волнение от причастности к изучению истории нашего маленького, но такого важного для развития страны округа. Нам, не специалистам, сложно дать истинную оценку каждой из находок: осколкам керамической посуды, невзрачным на первый взгляд монеткам, предметам обихода древних людей. Но каждый день дарит и нам свои, порой ненаучные, открытия.
– Я впервые в жизни наблюдала за работой археологов, – говорит член Русского географического общества Наталья Иванова. – И меня поразило, насколько слаженно они работают. Увиденное напомнило мне симфонический оркестр: у каждого своя партия, никто никому не мешает, и люди понимают друг друга даже без слов!
Более подробно о впечатлениях и жизни волонтёров Музейного объединения НАО, о двух неделях, проведённых в уникальном лагере, мы расскажем в ближайших номерах окружной газеты.
Елена Меньшакова, директор Музейного объединения НАО:
– Безусловно, открытия полевого сезона-2025 на Пустозерском городище крайне интересные и важные для истории нашего края. Уже сейчас мы можем частично реконструировать погребальные традиции пустозеров. Но пока вопросов больше, чем ответов. Как некрополь оказался в жилой части города, и почему о нём уже не помнили жители Пустозерска XIX века? Откуда брали бересту для оборачивания колод и гробов? Мы очень надеемся, что антропологические исследования, которые предстоит организовать музейному объединению, многое смогут нам поведать о населении Городка позднего средневековья–начала Нового времени. Очень бы хотелось выполнить реконструкции лиц жителей Пустозерска того времени, узнать о национальном составе поселения… Всё это и многое другое позволяют сделать современные технологии.