Представляем вашему вниманию рассказ нашего земляка, участника конкурса «Снежные дали»
Элисан Выучейский, участник конкурса «Снежные дали», живёт в Санкт-Петербурге. Жюри отмечает хороший литературный язык, лихо закрученный сюжет и яркие образы автора рассказа.
В начале осени Лёша Носов, ученик пятого класса, приехал к бабушке Насте в северную деревеньку Краснощелинку на выходные. Как и обычно, она решила испечь для внука блины и попросила сходить на ферму за молоком, выдала рыжему веснушчатому внуку намытый до блеска бидон и 50 рублей.
Лёша надел сапоги и ветровку, взял фонарик и поспешил к вечернему надою. Он зашёл за своим деревенским другом Колей Артеевым, на два года его младше. На улице темнело, идти в компании было веселей.
– Не люблю я ходить на ферму по вечерам, опять нужно будет через овраг идти... – поёжился Коля, темноволосый загорелый мальчик, когда друзья вышли из его дома.
– Мы же вдвоём, прорвёмся! – приободрил его Лёша.
Коле мама тоже дала бидон для молока, так что друзья вдвоём звенели алюминиевыми крышками. На краю деревни Лёша включил фонарик и стал освещать дорожку. Она тянулась далеко вперёд и обрывалась возле оврага, за которым была пожня, где днём паслись коровы. Там же стояла ферма.
Овраг соединял Старое озеро и речку Печору, на берегу которой стояла Краснощелинка. Он появился, когда переполненное тундровыми водами озеро прорвалось в реку. После этого с годами овраг становился всё шире, а озеро –
всё мельче. По его дну тёк ручей, перейти его можно было только по мостику.
Деревенские называли овраг нехорошим. В нём казалось, что за тобой наблюдают. Обернёшься, а позади никого. Часто из него приходил туман. Он появлялся в тундре, спускался к озеру и плыл над ручьём, стелился в сумерках по реке и пожням, окутывал Краснощелинку. В такие вечера никто из рыбаков не выезжал на промысел, собаки прятались в конурах или залезали под сараи.
Мальчики подошли к оврагу, к мостику вела дорожка из засохшей глины и камней. Друзья спустились и перешли через ручей. Лёша светил под ноги.
– Что ты сказал? – вдруг спросил Коля у друга.
– Я молчал.
– Мне послышалось, что ты позвал меня.
— Это всё овраг шалит.
Вдалеке глухо мычали коровы, друзья шли по пожне и вскоре добрались до фермы – длинного одноэтажного здания из белых блоков. Когда они заходили внутрь, позади по озеру к оврагу плыли клубы тумана…
На ферме было тепло, пахло навозом и сеном. Коровы стояли в загонах, из последнего на друзей тяжёлым взглядом смотрел бык.
– Какой сердитый. Наверняка вспоминает, как мы его дразнили, – сказал Лёша, когда ребята остановились возле его загона.
– Да-а-а, глазища у него, как будто разорвать нас хочет.
Бык ударил рогами ворота, так что они чуть не слетели с петель. Лёша с Колей вздрогнули и пошли в сепараторную, где стали дожидаться доярку тётю Зину. Вскоре в помещение вошла темноглазая женщина в зелёном платке и сером рабочем халате.
– Привет, храбрецы! В такую темень одни пришли, без взрослых, ну даёте! – сказала женщина.
– Здравствуйте, тётя Зина! А мы ничего не боимся, – ответил Лёша.
– Ну-ну, – улыбнулась доярка, – вы только не задерживайтесь, сегодня туман, наверно, будет.
– Как туман? – испуганно спросил Коля.
– Коровы весь вечер беспокойные, бык нервный. Так перед туманом бывает.
Ребята расплатились за молоко и поспешили домой. Когда они вышли на улицу, то не увидели не только деревню, но даже амбар и сарай для сена, которые стояли рядом с фермой. Всё вокруг было в белой пелене.
– Вот это сходили за молоком... – проговорил Лёша.
– Да уж, ничегошеньки не видно. Что теперь будем делать?
– Пойдём тихонько с фонариком. До оврага дойдём, а там мостик найдём и по тропинке в деревню.
Коля достал из кармана фонарик и включил его. Вдруг на ферме что-то прогрохотало. Мальчики оглянулись на открытый вход и увидели, как в самом конце здания из своего загона по упавшим воротам выбегает бык.
– Мотаем отсюда! – успел прокричать Лёша, прежде чем ноги сами понесли его вперёд.
Ребята побежали, расплёскивая молоко, а потом и вовсе бросили бидоны.. Лёша вначале видел сбоку от себя Колю, а потом его друг исчез. Мальчик остановился.
– Колян, Коля-я-я-я, – произнёс он едва слышно.
Никто не откликнулся. Лёша заметил, что фонарик до сих пор включён, и нажал на кнопочку сбоку. Затем он развернулся и пошёл искать друга. Рядом в тумане простучали копыта, мальчик остановился. Когда снова стало тихо, он глубоко вдохнул и продолжил путь, иногда зовя Колю.
– Лёш, я здесь, у сарая, – услышал он вскоре.
Мальчик пошёл в сторону голоса. Из мглы появился слегка завалившийся набок деревянный сарай. Из-за угла испуганно выглядывал Коля. При виде друга на его лице появилась улыбка, но тут же оно снова стало встревоженным.
– Как мы домой пойдём, там этот бешеный бычара бегает в тумане… – прошептал мальчик.
– Сейчас Гаврила-пастух с фермы выйдет и загонит его обратно, – не очень уверенно сказал Лёша.
– А если Гаврилы нет? Лёш, этот бык нас запомнил тогда, когда мы его дразнили, он нас ищет.
Лёша промолчал. В его голове крутились похожие мысли, но он не хотел ещё больше пугать друга. Мальчики молча стояли у сарая.
– Давай так сделаем. Дойдём до берега озера и вдоль него до оврага. Потом найдём мостик, перебежим его и там уже по дорожке в деревню дёрнем, – нарушил тишину Лёша.
– А бидоны? – Лёша только сейчас вспомнил про бидон, брошенный у фермы
– Завтра заберём, ничего с ними не случится, – успокоил он Колю.
– Эх, родители будут ругаться… Ладно, давай так.
Друзья обогнули сарай и прислушались. Было тихо, лишь издалека доносился шум от деревенской электростанции.
– Пошли, – скомандовал Лёша.
Мальчики оставили за спиной сарай и двинулись в сторону Старого озера. Вдалеке гневно промычал бык. Ребята замерли, постояли и пошли дальше. Вскоре они добрались до оврага.
– Лёш, может, просто вброд ручей перейдём? – спросил Коля друга.
– Не, он глубокий, нам по пояс будет.
– Эх, ну давай искать мостик.
Лёша с Колей продолжили идти вдоль оврага и вдруг услышали прямо перед собой фырканье быка. Мальчики остановились и медленно попятились назад, им пришлось вернуться к озеру.
– Может, обойдём его по пожне? – предложил Коля.
– Бык у самого мостика встал, так что бесполезно. Нужно, чтобы он убрался оттуда, и мы могли проскочить.
Мальчики задумались. Лёша минуту ходил туда-сюда, а потом остановился, глядя в землю.
– Придумал! Я его отвлеку. Подберёмся поближе, я пойду на пожню и начну кричать. Когда бык уйдёт, ты отыщи мостик и перебегай. А я убегу от него, спрячусь за сараем, тихонько вернусь к оврагу в другом месте и приду к тебе. Возьми фонарь, будешь мне светить!
– Лёша, мне страшно, а вдруг он тебя на рога поднимет.
– Да я бегаю быстро, он меня даже не догонит!
– Ну… хорошо, только будь осторожен.
Лёша кивнул другу, и ребята вновь пошли вдоль оврага.
– Стоп, – вскоре остановил Лёша Колю, – дальше я один. Как услышишь, что бык ушёл, сразу дуй к мостику!
Лёша исчез в тумане. Через минуту из тишины донёсся его голос:
– Ей, рогатый, мы здесь, давай сюда!
Слышно было, как бык в отдалении фыркнул.
– Попробуй меня догнать, бычара! – продолжал Лёша дразнить здоровяка.
Бык ударил копытом по земле и побежал. Коля на секунду весь сжался от страха, но вспомнил про мостик. С фонариком он быстро нашёл его в овраге, перескочил на другую сторону и стал ждать.
Лёши всё не было. Луч вырывал из тумана глинистый склон, на котором вот-вот должен был показаться мальчик. Вдруг впереди застучали копыта, в овраг скатился Лёша.
– Колян, бежим! – крикнул мальчик, подлетая к мостику.
Коля заворожённо смотрел вперёд, ожидая, что вот-вот появится бык. Но тот злобно мычал и бегал вдоль спуска в овраг.
– Жить надоело, что ли, – Лёша дёрнул друга за плечо.
Коля опомнился, мальчики вылетели из оврага, как мячики из-под воды, и побежали в деревню. Вскоре они поняли, что бык не преследует их, и остановились, чтобы перевести дыхание. Впереди замаячил свет фонаря, из тумана появился человек. Когда он отвёл луч с ребят, они увидели, что это папа Коли.
– Ну и где вы пропали? Я вас искать пошёл. Заблудились в тумане, что ли?
– Пап, там бык за нами гнался, Лёшку хотел на рога поднять!
Они рассказали, как бык сломал ворота загона, и как потом удалось от него убежать. Папа Коли только удивлённо водил головой из стороны в сторону.
– Дядь Саш, как думаете, а почему он в овраг не стал спускаться за нами? – спросил Лёша, когда мальчики закончили свой рассказ.
– Не любят животные овраг, не переходят его никогда… Вы разве не замечали, что коровы всегда только на пожне гуляют? Боятся они чего-то...
– А чего? – одновременно спросили Коля с Лёшей.
– Духов тундры, которые там поселились, не иначе, – хмыкнул Колин папа.
Взрослый и двое мальчиков подходили к Краснощелинке, освещая дорогу фонариками, маленьким и большим. В деревне, покрытой туманом, стояла тишина, только иногда щёлкали замки, запираемые на ночь.
Элисан Выучейский



