Вы здесь

Связь – нерв современной армии

Александр Саблин окончил службу командиром отделения связи / Фото из личного архива А. И. Саблина

20 октября в России отмечали День военного связиста.

Это праздник тех, кто имеет отношение к войскам или подразделениям связи в Российской армии. Именно в этот день в 1919 году были образованы специальные подразделения связи, как самостоятельный род войск. 

У многих при словах военный связист сразу возникает образ человека с рацией или передаю­щего ключом азбуку Морзе. Однако это понятие имеет довольно широкое значение. Существуют как отдельный род войск – связь, так и различные специальные одноимённые подразделения, например, в ракетных, авиационных войсках, ПВО и многих других. 

Имеет непосредственное отношение к празднику и известный в НАО общественный деятель, в прошлом депутат окружного Собрания Александр Саблин. Он закончил службу командиром отделения связи отдельной разведывательной роты мотострелковой дивизии. 

– В Советскую армию я был призван в 1968 году и служил в Мурманской области, – рассказал Александр Иванович. – Мне повезло, потому что со мной одновременно служили мои земляки Борис Братаев и Сергей Кузнецов из Нарьян-Мара, Вячеслав Выучейский из Неси, Анатолий Бобриков из Омы, а также Василий Кожевин из Оксино, с которыми дружбу сохранил на всю жизнь.

В нашей роте были и участники Великой Отечественной вой­ны, например, старшина Щучкин, уроженец Вологодской области, который делился своими воспоминаниями о войне.

Наша разведрота решала многие комплексные задачи и состояла из разных подразделений, в том числе взвода разведки, глубинной разведки, радиолокации и связи, химзащиты и даже танкового взвода. Завершил я службу командиром отделения, начальником радиостанции, задачей которой было обеспечить связь внутри роты, а также с другими подразделениями. Служба в подразделении связи наложила отпечаток на всю жизнь, а мой сослуживец Борис Братаев после воинской службы и окончания специального учебного заведения посвятил себя работе на станции космической связи «Орбита» в Нарьян-Маре.

Запомнился многонациональный состав роты, так как у нас были сослуживцы из Прибалтики, Украины, северного Кавказа и многих других территорий Советского Союза. Например, секретарём комсомольской организации был литовец Марцинкявичус, которого я сменил на втором году службы, а водителем нашей передвижной радиостанции – казах Жартыбаев. 

Никаких межнациональных распрей и дедовщины. Служба в разведроте требовала высокой спортивной подготовки, поэтому нам давали мощную физическую нагрузку. Кроме ежедневной физзарядки, каждое воскресенье кросс на 5 км, а зимой – на лыжах 10 километров. Для решения поставленных перед ротой задач, запомнились и регулярные маршброски на 35-40 км с полной выкладкой. Связистам – ещё и с радиостанцией за плечами.

Понятно, что сейчас другие времена, во многом отличается и служба в армии, в том числе и техническое оснащение средствами связи. Но самое главное – это добросовестное служение Родине, то, что передавали нашему поколению старшие товарищи и должны сохранить военнослужащие в нынешнее время.

Александр Иванович желает нынешним призывникам не бояться службы в армии, ощутить её сполна и воспитать в себе настоящий мужской характер. Защита Родины – дело чести каждого!

 

Рядовой связи 

 

Андрею Чуклину – члену Союза журналистов России довелось служить непосредственно в вой­сках связи в начале 80-х прошлого столетия. 

– Наше подразделение занималось протяжкой высоковольтной линии ЛЭП-110 к секретному объекту Министерства обороны СССР в Башкирии. Также занимались проводкой кабеля в подземных сооружениях, – рассказывает Андрей Владимирович. – Конечно, особо остались в памяти летние месяцы службы на Южном Урале. Жили тогда в большой армейской палатке, посреди которой стояла большая железная печь, её ночью топил дневальный. Вдоль стен располагались обычные двухъярусные армейские кровати. Естественно старослужащие размещались на нижних койках, а молодые соответственно наверху. В такой полевой казарме размещалось 40–60 человек. Среди нас были водители, трактористы, геофизики (для работы с теодолитами и нивелирами) и повар, в распоряжении которого находилась военно-полевая кухня. Вокруг нашего расположения – горы, поросшие соснами, елями, берёзами. Недалеко бил ключ с чистейшей ледяной водой. На участки установки опор выезжали на автомобилях «Урал» по ранее проложенным просекам. 

Командный состав – капитан, техник-лейтенант и прапорщик – жили в отдельной палатке на отшибе. И конечно, основные функции управления личным составом лежали на сержантах и старослужащих. Ещё были вольнонаёмные квалифицированные технари. Они так же жили в отдельной палатке и были заняты на управлении тяжелыми японскими машинами фирмы «Komatsu». 

Помню, как поднимали собранные вручную на горе так называемые анкерно-угловые опоры или попросту анкерA. Зрелище незабываемое. Впереди два бульдозера поднимают сооружение, сзади – под горой – ещё два страхуют подъём. При этом надо было всё рассчитать так, чтобы четыре лапы вышки стали точно на свои места, где потом предстояло их закрепить. Следом шли высотники, они занимались протяжкой специальных силовых проводов. 

Военные связисты нашей части, базировавшейся в Щёлково-7, недалеко от Москвы, за два года службы могли побывать без преувеличения во многих уголках огромного СССР. Кто-то отдавал долг Родине, как и я на Южном Урале и Центральной России, кто-то в Таджикистане или на Украине. Объектов было много по всей территории союза. 

Два года службы в войсках связи давали не только достойную физическую подготовку, но и хорошую психологическую закалку, так как немалая часть службы была связана с экстремальными ситуациями, где на принятие решений времени практически не было. К сожалению, время на дворе было уже довольно смутное, советское государство теряло духовно-нравственный стержень, что уже через несколько лет, приведёт к его полному упадку и разрушению. Армия будет практически обескровлена. Сейчас иные времена и служба стала более гуманной, хотя и сложней в плане технической оснащённости. 

Однако при всех издержках прошлых лет, каждый из нас – рядовой, сержант и офицер, получил за время службы что-то важное для себя. Друзей на всю жизнь, чувство сопричастности к великому делу – защиты Родины. Согласитесь, это немало.