Яркий след оставила в истории образования округа учитель Меринова Татьяна Васильевна.
О её судьбе, творческом пути, жизненных и профессиональных победах написала в редакцию «НВ» дочь Татьяны Васильевны, известный в регионе врач-педиатр Галина Анатольевна Артеева. Далее приводим её рассказ от первого лица.
Моя мама Меринова (Валей) Татьяна Васильевна проработала учительницей начальных классов в самых отдалённых населённых пунктах округа: остров Вайгач, Губа Долгая (1946–1954), Усть-Кара (1954–1963), деревня Куя (с 1963 года до выхода на пенсию). Родилась 7 января 1926 года в семье батраков-оленеводов Валея Василия Николаевича и Александры Филипповны в Большеземельской тундре. Дедушка прошёл сложный путь от батрака до советского партийного работника окрисполкома. Бабушка была домохозяйкой. Мама пошла в школу в селе Нижняя Пеша, куда был переведён дедушка – инструктором РК ВКП(б) в 1934 году.
Первую учительницу мама запомнила только по фамилии – Лымина, по её доброму отношению к ней. Мама не говорила по-русски, была левшой (переучивали на уроках правописания). В 1935 году семья переезжает в Нарьян-Мар и мама продолжает обучение в школе №4 – маленьком здании во дворе педучилища. Если не ошибаюсь, это была базовая школа, где студенты проходили практику. Впоследствии использовалась для хозяйственных нужд, снесена в 70-е годы.
Годы учёбы и начало трудового пути
С началом Великой Отечественной войны дедушка перевозит семью в Хоседа-Хард, поближе к своим родственникам, сам уходит на фронт. В 1942 году маму направляют на учёбу в Нарьян-Марское педучилище на ненецкое отделение.
Бабушка не хотела отпускать дочку, но секретарь райкома сказал, что «сейчас трудно и в тылу, и на фронте, много народу гибнет, а учителя будут нужны и после войны…». За годы учёбы мама ездила на каникулы только один раз, обычно трудилась в подсобном хозяйстве педучилища: на огороде, сенокосе, заготовке дров, участвовали в строительстве аэродрома: пилили ёлки и корчевали пни, рубили сучья. Срубленное дерево и сучья разрешали брать на дрова. Мама часто вспоминала, как её спасали от холода присланные бабушкой пимы, снег не попадал внутрь. Училась у известных преподавателей, которые оставили в её памяти яркий след, потом часто вспоминала Самойлова Петра Константиновича, Саллак Елену Владимировну, Щербакову Анну Михайловну, Попову Александру Петровну, Попову Сусанну Гавриловну, директора Шехнова Петра Фёдоровича.
В педучилище была секретарём комитета комсомола в 1944–1945 годы. Время учёбы мама всегда вспоминала с теплотой, хотя жили впроголодь, но учились с большим желанием. Активно участвовала в общественной жизни, художественной самодеятельности, играла на мандолине. С однокурсницей получила распределение в Амдерминское районо, оттуда поехала на Вайгач.
В ожидании транспорта жили в Амдерме, и заведующий районо выдал им талоны в столовую и сказал, что «хлеб на столах, ешьте, сколько хотите, а остальное по талону». 6 сентября 1946 года приказом № 21 принята на работу учителем Вайгачской начальной школы. Была заведующей, воспитателем в интернате, ездила по чумам собирать детей в школу на собачьих упряжках. Дети в основном говорили только по-ненецки. Когда школу закрывали из-за малого наполнения, работала секретарём островного совета, учителем филиала Хабаровской начальной школы, ликбезработником, санитаркой здравпункта. С 1 сентября 1952 года Вайгачская начальная школа вновь была открыта.
О семье
На Вайгаче и познакомились наши родители. Отец окончил 1-е Архангельское медицинское училище и был направлен заведующим здравпунктом на Вайгач. Там родились дети – Людмила, Галина, Александр.
Весной 1954 года мама на двух собачьих упряжках с проводником выехала с тремя детьми в Амдерму. Ехали через избу Лямчина, в ней и ночевали. Мама со смехом вспоминала, как мы, маленькие дети, выпили тогда два больших чайника чая. Затем двигались до посёлка Хабарово, дальше в Амдерму и Усть-Кару. Очевидно, в те годы, в связи с организацией полигона, проводилась эвакуация местного населения, закрывали школы, здравпункты, фактории.
С 1 сентября 1954 года мама была заведующей и учителем Карской начальной школы, где проработала до 21 августа 1963 года. Впоследствии она часто вспоминала свой первый выпуск – 26 учеников.
Мама занималась не только учебным процессом, но и хозяйственными вопросами: ремонтом школы, интерната, обеспечением дровами, углём, продуктами питания для столовой, одеждой. Вела большую общественную работу, была секретарём партийной организации, членом выборной комиссии, наставником для молодых учителей.
В Каре родилась сестра Надя. Мы не посещали детсад, у нас были свои обязанности по дому, пока родители на работе. В августе 1963 года по семейным обстоятельствам мама переводится на работу в Куйскую начальную школу, а после её закрытия в 1975 году – заведовала детским садом. Школа малокомплектная, четыре класса, две смены.
Звание учителя обязывало ко многому, мама была требовательна к себе, постоянно совершенствовалась, заказывала методическую литературу в Ленинград, в магазин «Ленкнига». У неё была хорошая библиотека. Дважды она ездила на годичные курсы повышения квалификации в Ленинград, где встречалась с Щербаковой Анной Михайловной и Саллак Еленой Владимировной, бывала у них в гостях, а весной 1971 года мама, Люся и я были у Елены Владимировны в гостях. До настоящего времени письма хранятся. Анна Михайловна подарила маме книгу «Тыко Вылка». Кстати, знакома с ними мама была ещё до поступления в педучилище, до войны они жили в одном доме на улице Выучейского.
Рано потеряв мужа, всем нам, четверым детям, дала высшее образование: Людмила – преподаватель технологии, отличник народного просвещения, Галина – врач-педиатр, Александр – инженер связи, Надежда – библиотекарь-библиограф. Мама многому научилась на Вайгаче: прясть гагачий пух и шерсть, шить из меха, вязать крючком, вышивать крестиком и гладью. Мы ходили на Вайгаче в нерпичьих тобоках и вязаных пуховых шапочках, а у брата была шубка из белька. И нас тоже всему научила мама. С 1989 года проживала со мной в городе. Очень любила выезжать на природу, прогулки в лесу, по мере возможностей вязала носки, шапки, свитера, шила липты, много читала. С однокурсниками общалась мало и неохотно, так как многие из них относились к сельской учительнице свысока ещё в период работы, и не только к ней одной. Они же, городские, не работали в таких бытовых условиях, с такими нагрузками и ответственностью, как сельские. После её ухода из жизни, в 2013 году, разбирала бумаги и обнаружила все приказы с начала трудовой деятельности, переписку с друзьями, кое-что из воспоминаний. Хранятся вышивки, подзоры, кружева. Почему мама, несмотря на все опасения бабушки, всё же решила получить специальность учителя начальных классов? Я думаю, что первый урок добра ей дала её первая учительница. Школа, где училась мама, была во дворе педучилища. Затем ей встретились два учителя-сподвижника: Саллак Елена Владимировна и Щербакова Анна Михайловна. Поэтому мама согласилась и никогда об этом не жалела.
Награды учителя
За многолетний добросовестный труд имела множество окружных и федеральных наград, занесена в Книгу Почёта Приморско-Куйского сельского совета народных депутатов 15.07.1979 года «За долголетний и безупречный труд, добросовестное отношение к своим обязанностям, в честь 50-летия Ненецкого автономного округа».
Кроме этих грамот есть благодарности и грамоты за общественную работу. На пенсию вышла в 1986 году. Ветеран труда с 1995 года, труженик тыла.