Вы здесь

Самый прямой путь в профессию

Лариса Авачёва. Счастье в профессии / Фото Ирины Бодровой

О среднем профобразовании со знанием дела и личной симпатией

За 25 лет работы в Нарьян-Марском социально-гуманитарном колледже имени И.П. Выучейского Лариса Авачёва ни разу не пожалела о сделанном выборе. В преддверии Дня среднего профобразования (СПО) Лариса Михайловна рассказала о буднях и праздниках, традициях и новациях одного из старейших образовательных учреждений Ненецкого округа – кузницы местных кадров.

– Лариса Михайловна, этот учебный год стал для вас юбилейным – 25 лет на одном, любимом месте работы. Как вы пришли в профессию и почему предпочли школе колледж?

– Начну с того, что я нарьянмарочка, хотя родилась в Киеве. Мама перед моим рождением специально туда приехала к сестре. Потом мы каждое лето там отдыхали, а я после окончания средней школы №1 в 1979 году поступила в Киевский пединститут имени А.М. Горького. Во времена Советского Союза это было вполне возможно. Получила диплом, два года преподавала русский язык и литературу в школе села Бурты Киевской области и только потом вернулась в Нарьян-Мар.

Пришла в управление образования к Ивану Анисимовичу Рочеву. Тот предложил поехать в Амдерму, где была вакансия учителя. Три года отработала в Амдерме, там познакомилась с мужем, вместе с ним в 1988 году уехала в Саратовскую область.

Вновь оказалась на родине в лихие 90-е, когда остались без средств к существованию. В колледж пришла в 1997 году по приглашению тогдашнего директора Елены Сергеевны Саблиной. В то время там начали готовить учителей-филологов. В 2008-м к учительской нагрузке добавились обязанности завуча. Вот так и задержалась здесь на четверть века.

 

– В колледж ребята приходят после девятого класса. Помимо специальных знаний они получают общее образование, буквально заканчивают школу. Отличается ли программа по общеобразовательным предметам от школьной, а студенты – от их сверстников, 10–11-классников?

– Мы опираемся на школьные ФГОС – федеральные государственные образовательные стандарты. Единственное отличие – сокращённые сроки обучения. 10–11-й классы мы проходим за один год. Но надо учесть, что студенты учатся на месяц дольше, чем школьники – весь июнь.

Первокурсники, без преувеличения, с радостью воспринимают студенческую жизнь. Мы пропагандируем педагогику сотрудничества, общаемся с ними на равных, доверительно. Они сделали осознанный выбор, получают профессию, а значит, учёба – в первую очередь их личная ответственность.

В школе большой упор делают на подготовку к ЕГЭ. У нас же свои выпускные экзамены, как в старые добрые времена – русский язык, математика, профильный предмет. Преподаватель ведёт занятия, сам готовит билеты и принимает экзамен. Ребята учатся спокойнее, ровнее. Нет резкого разделения на сильных-слабых, с каждым работаем индивидуально.

Помимо учёбы в колледже много интересного. Недавно ходили на турслёт. Так было душевно, жизнерадостно, с огоньком! Неформальная обстановка, когда студенты и преподаватели соревновались, пели, играли. Такие отношения дорогого стоят.

 

– Лариса Михайловна, в колледже у вас ответственная должность – заместитель директора по учебной работе. Расписание, планы, статистика, прочие важные винтики и колёсики, без которых большой механизм не будет крутиться. Расскажите о «кухне» учебного процесса.

– Один в поле не воин. Чтобы запустить механизм, нужна команда, совместная большая работа. Делом занят весь коллектив во главе с директором Галиной Алексеевной Назаровой. В учебной части есть методисты очного и заочного отделений, секретарь, заведующий практикой.

Мы составляем учебный план на три-четыре года, определяем последовательность занятий, учебной и производственной практик, выполнения курсовых и дипломных работ. Заполняем статистические отчёты, проводим мониторинги, ведём электронные базы данных, которых с каждым годом всё больше. Ностальгируем по докомпьютерным временам, когда было много живой работы со студентами, но цифровой век диктует свои правила.

 

Из плюсов цифровой эпохи можно отметить две новые IT-мастерские по стандартам WorldSkills («Молодые профессионалы»), которые открылись в колледже в начале учебного года. Первые четыре появились в 2020 году. Девиз движения WorldSkills: «Делай мир лучше силой своего мастерства!». Насколько это удаётся вашим студентам?

Сейчас в колледже работают мастерские по шести компетенциям: «Медицинский и социальный уход», «Дошкольное воспитание», «Преподавание в младших классах», «Физическая культура, спорт и фитнес», «Разработка виртуальной и дополненной реальности» и «Сетевое и системное администрирование».

Это результат совместной работы всего коллектива, Департамента образования, культуры и спорта, окружной администрации, личной поддержки губернатора. На таких высокотехнологичных площадках мы можем готовить специалистов, которые будут конкурентоспособны на рынке труда.

Наши студенты с 2018 года участвуют в региональных этапах чемпионатов WorldSkills, едут на отборочные состязания по России. Пробиться и занять призовые места пока сложно, но у нас всё впереди. В больших городах потенциальных участников чемпионатов целенаправленно готовят, идёт жёсткий отбор.

Мы набираемся опыта, глядя на другие регионы. Ребята знакомятся со сверстниками, общаются, сравнивают, учатся друг у друга, объединяются. Перед ними открывается мир. Хорошо, что есть возможность выезжать за пределы округа. Вспоминаем прекрасную поездку в Казань, когда на чемпионат смогли поехать болельщики. Такие события заряжают на перспективу.

 

При открытии специальностей колледж учитывает потребность региона в квалифицированных специалистах. Отслеживаете ли вы трудоустройство выпускников? Насколько удаётся отработать социальный заказ?

Трудоустройство выпускников – один из главных критериев эффективности работы учреждения. Отслеживается этот показатель на уровне федерации, ежемесячно отчитываемся.

В 2022/23 учебном году в колледже очно и заочно обучаются 370 студентов по 12 специальностям и одной профессии. Выпуски у нас небольшие, но и город маленький. Чисто по-человечески заинтересованы в том, чтобы ребята определились.

Очень выручает медицинское направление. Так, из 18 выпускников этого года 16 уже работают по специальности, а двое сделают перерыв на армию. Сестринское дело – это всегда стопроцентное трудоустройство. Работаем под заказ.

Молодые учителя устроились в городские школы №1, 3, 4. Из двадцати «сисадминов» работают десять, остальные уходят в армию. Технологи эстетических услуг, графические дизайнеры, другие специальности – всех отслеживаем, по возможности помогаем трудоустроиться.

 

Указом Президента в России установлен новый праздник – День среднего профессионального образования. Как вы считаете, насколько актуально выделение сегмента СПО из общей системы образования страны?

Такое внимание со стороны президента обосновано. В наше время особенно ценятся компетенции, умения, навыки, которые даёт СПО. Это практико-ориентированное обучение, сильная сторона которого – сочетание теории с практической подготовкой. Здорово, что нас заметили, эта ступень образования не менее важна, чем школа или вуз.

Помимо радостных моментов праздник – это дополнительная работа. В Минпросвещения разработали систему мероприятий, в которых мы будем активно участвовать. Это конкурсы для студентов и преподавателей, флешмобы, творческие задания, встречи с успешными выпускниками.

В преддверии праздника желаю всем причастным – ветеранам отрасли, педагогам, воспитателям общежития, работникам столовой, канцелярии и бухгалтерии, техническому персоналу, студентам, нынешним и бывшим – крепкого здоровья, новых творческих свершений. Любимому колледжу – дальнейшего развития и процветания!

 

Беседовала Ирина Коткина

 

 

Педагоги НМСГК в цифрах:

Всего – 55

Почетный работник СПО – 5

Отличник народного просвещения – 3

Почётная грамота Минобрнауки РФ – 13

Высшая квалификационная категория – 10

Первая квалификационная категория – 4

Главные эксперты демо-экзаменов WorldSkills – 5

Эксперты региональных чемпионатов WorldSkills – 7

Победители, призёры регионального конкурса «Профессионал года» – 7

Финалист Всероссийского конкурса профмастерства «Мастер года – 2021» – 1

Председатели, члены экзаменационных комиссий ОГЭ, ЕГЭ – 3

Эксперты региональных олимпиад, конкурсов – 5