Вы здесь

Награда за верность музыке и детям

Ольга Мартемьянова – проводник в мир музыки / ФОТО АЛЕКСЕЯ ОРЛОВА

Педагог окружной Детской школы искусств Ольга Мартемьянова стала обладательницей премии Минкультуры России.

Престижная награда учре­ждена указом Президента РФ Владимира Путина и ежегодно присуждается 150 лучшим преподавателям в области музыкального искусства. Вклад педагогов поощряют денежной премией.

Ольга Николаевна три десятка лет преподаёт на теоретическом отделении школы важные дисциплины: сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки. За это время она воспитала немало талантливых ребят.

Учитель и её ученики постоянно становятся победителями школьных, региональных, всероссийских и международных конкурсов, в том числе – профессионального мастерства.

В 2023 году Ольга Мартемьянова получила премию губернатора НАО за выдающиеся достижения в области образования и участвовала во всероссийском конкурсе «Лучший педагог Детской школы искусств». В этом году педагог достигла новых вершин – стала победителем конкурса Министерства культуры РФ на присуждение премий лучшим преподавателям в области музыкального искусства. Ольга Николаевна признаётся, что до сих пор не может осознать, что её труд оценили на столь высоком уровне:

– Победа в конкурсе была бы невозможна без моих учеников и их родителей. Мы, учителя, бываем невероятно требовательны к детям, поэтому только благодаря работе всех трёх сторон достигаем высоких результатов в работе.

В конкурсе учитывался весь профессиональный путь участников. Это методики преподавания, открытые уроки, все предыдущие достижения педагога и его воспитанников. Специальная комиссия оценивала кандидатов по нескольким критериям: наличие внедрённых авторских методов в образовательный процесс, результаты обучения учеников и опыт участия в качестве исполнителя в творческих мероприятиях.

– Я люблю свою работу, люблю делиться знаниями с детьми. Сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки – предметы, которые помогают им не только познакомиться с произведениями по специальности, но и познать жанры, стили, развить аналитическое мышление, увеличить словарный запас, расширить кругозор. Часто с ребятами помимо изучения основной программы стараемся заглянуть вглубь темы. Благодаря этому многие выпускники ДШИ связывают жизнь с музыкой.

Их успехи – всегда повод для радости и гордости, продолжает Ольга Николаевна:

– Мои бывшие воспитанники работают в Белгороде, Архангельске. Один из учеников мечтает поступить в институт современного искусства в Москве на звукорежиссёра и композитора. Нам удалось привить особую любовь к музыке многим ребятам.

Каждый год учителям школы искусств приходится расставаться с выросшими юными музыкантами. Выпускной – отчасти грустный праздник:

– В нашей школе дети учатся дольше, чем в общеобразовательной. Начальное звено длится четыре года, потом среднее – пять лет и два года старших классов. В общей сложности, дети занимаются от восьми до девяти лет. Их детство и отрочество мы проводим вместе. Поэтому на выпускном даже мальчишки могут проронить скупую слезу. Жаль расставаться, но радость праздника это не омрачает. Это начало огромного пути, впереди их ждут новые вершины.

Провести урок – лишь верхушка айсберга. Основная работа кроется за пределами класса: подобрать нужную методику преподавания, понять каждого ученика и, конечно, настроить на обучение:

– Раньше дети старались впитать как можно больше информации, были более усидчивыми. Новое поколение ни минуты не может обойтись без гаджетов. Но, с другой стороны, это вызов для преподавателей, новые возможности. В результате происходит взаимообмен энергией и информацией – развивается не только ученик, но и учитель. Тем и интересна профессия педагога. К каждому нужно найти подход.

И это символично, ведь когда-то к сердцу нашей героини тоже нашли такой ключик:

– В раннем возрасте я подбирала музыку по звуку, поэтому родители отправили меня в школу искусств. Поступив туда ученицей, я надолго и не покидала музыкальную альма-матер, – улыбается собеседница.

Ольга Мартемьянова отмечает, что благодаря собственным учителям и преподавателям любовь к музыке за все эти годы не только не угасла, а разгорелась лишь сильнее:

– Во многом под влиянием педагогов с большой буквы – Нины Борисовны Дресвянкиной, Любови Валентиновны Овчинниковой, Елены Ивановны Преловской – я выбрала этот путь. Они вложили в меня частичку души, научили не стоять на месте, преодолевать любые препятствия.

С добрыми напутствиями учителей после школы искусств последовали музыкальное училище в Архангельске, а затем и Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.

– Преподаватель всю жизнь работает над собой, двигается вперёд. Путь педагога непрерывен. Каждый день, ступенька за ступенькой, мы учимся, становимся лучше, – заключила Ольга Николаевна. – В нашей работе главное – дать ребёнку эмоции и энергию. Преподаватель как маяк, дети идут на его свет.