Вы здесь

О регионе в парламенте

Очередная региональная неделя для депутата Госдумы Сергея Коткина выдалась насыщенной

В плотном рабочем графике как всегда нашлось время на визит в редакцию нашей газеты, чтобы подробно рассказать читателям о работе парламента.
– Сергей Николаевич, депутаты Госдумы приняли федеральный бюджет на предстоящий год. Известно, что государство потратит больше, чем заработает. Какие приоритеты расставлены, и как в главном финансовом документе страны отражён Ненецкий округ?
– Мы приняли окончательно в третьем чтении федеральный бюджет. Могу сказать, что за четыре года работы в Госдуме такого сложного бюджета ещё не было. Очень бурно шло обсуждение! С учётом цен на нефть и пандемии коронавируса мы не получили порядка трёх триллионов рублей. Тем не менее все социальные обязательства, которые взяло на себя государство, будут выполнены, также в приоритете национальные проекты. Более того, ряд позиций усилили. В частности на здравоохранение направлено 1,123 триллиона, это на 13 процентов больше, чем в прошлом году. Еще 718 миллиардов выделено на поддержку регионов – ряд субъектов, в том числе и Ненецкий округ, оказался в очень сложном положении. Заложены средства на горячее питание учеников начальной школы, надбавки учителям. Поддержали наиболее уязвимые слои населения, на 6,3 процента повысятся пенсии, увеличится прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда.
Продолжается работа по внесению поправок в Конституцию страны, предстоит внести поправки в сотни законов.
Изменён подход по расчёту прожиточного минимума. Сейчас он будет рассчитываться принципиально по-другому, исходя из медианного среднедушевого дохода за предыдущий год, а не из стоимости потребительской корзины. Этот метод более точен и справедлив.
В итоге повысятся минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум.
Работаем над законом по проезду неработающих пенсионеров к месту отдыха и обратно. Предложено, чтобы пенсионеры имели право на бесплатный проезд раз в два года не только до границы страны, но и по территории Белоруссии. При этом и на личном транспорте тоже.
Только что принят закон об удаленной работе. В первом чтении приняли поправки в закон об оружии. Он стал более демократичен. Разрешение на хранение и ношение оружия будет продлеваться поэтапно на срок до 15 лет после прохождения медкомиссии, её необходимо проходить раз в пять лет.

– Указом президента утверждена стратегия развития Арктики до 2035 года. В то же время в федеральном бюджете на ближайшую трёхлетку заложены минимальные средства. Задачи, которые ставит стратегия, не решить таким образом. Могут ли депутаты от северных территорий повлиять на ситуацию?
– Это замечательная стратегия, в ней много внимания уделено Ненецкому округу, но на 2021 год выделено на все арктические территории 3,4 млрд рублей. Эта сумма, конечно, нас не устраивает. Поэтому к третьему чтению подготовили постановление, в котором особо отметили, что при поступлении дополнительных средств в бюджет в первую очередь они будут направлены на поддержку регионов, на здравоохранение, на санавиацию, на модернизацию городской среды, на комплексное развитие сельских территорий – для нас эта программа очень важна, а также на поддержку Арктики. Те деньги, которые заложены, – несерьёзны, нужны дополнительные вливания финансовых средств, чтобы эта стратегия заработала. На днях мы получим план мероприятий по реализации стратегии развития Арктики и будем говорить о необходимости финансирования уже конкретных проектов.
– Вчера вы встречались с депутатами окружного Собрания. Чему была посвящена эта встреча?
– Мы подробно обсудили проблемы, волнующие депутатов окружного парламента. Прежде всего их беспокоит ситуация с выпадающими доходами, поэтому они просили держать на контроле вопрос по дополнительному финансированию. Кроме того, в очередной раз подняли вопрос перераспределения налогов, отчисляемых в Федерацию и Архангельскую область. Необходимо обсуждать его на федеральном уровне, чтобы нам пошли навстречу и уменьшили налоговую составляющую. Обсудили проблемы, с которыми сталкиваются отдалённые территории, наши сельские населённые пункты. К примеру, в рамках борьбы с терроризмом, школы должно охранять частное охранное предприятие. Как это реализовать в населённых пунктах? Нельзя грести под одну гребёнку всю территорию страны. Ещё один острый вопрос – мусорная реформа. По федеральному закону об отходах производства, ТКО должны храниться на свалке не дольше 11 месяцев, затем их надо вывозить. Но если мы вывезем мусор из сёл, допустим, в июне, по большой воде, то в следующем году нам необходимо будет это сделать в мае, затем в апреле и так далее. В наших условиях это невозможно. Разработчики закона оказались не знакомы с жизнью на местах. В прошлом году депутаты окружного Собрания предлагали увеличить этот срок до трёх лет, но инициатива была отклонена. Работу в этом направлении мы продолжим, необходимо увеличить срок хотя бы до 12 месяцев.
– Сергей Николаевич, какие ещё встречи удалось провести в рамках рабочей недели в регионе, с какими вопросами люди обращаются к вам этой осенью?
– Вопросы не зависят от времени года. Молодёжь, допустим, всегда волнует проблема трудоустройства. Они не могут найти работу, потому что нет опыта, а как он может появиться, если нет работы? Мы только что приняли в первом чтении проект закона о молодёжной политике в РФ. Он не принимался десятилетиями. Важно, чтобы у молодых людей была возможность зарабатывать и уверенно чувствовать себя в жизни. Во время нынешней региональной недели я первым делом встретился с молодёжью, и мне очень понравилась встреча. Ребята пришли с конкретными поправками в конкретные статьи этого закона. Предложили ввести такую норму, как наставничество. Раньше оно существовало на предприятиях, и наставник получал стимулирующие выплаты. Предложили проработать вопрос об увеличении возраста молодёжи. Этот закон необходим, самое главное, он должен быть рабочим, вписанные нормы должны иметь федеральное обеспечение, а не ложиться грузом на регионы. Кстати, все 85 субъектов страны поддержали проект закона о молодёжной политике.
Планировал пообщаться по видеоконференц-связи с жителями посёлка Харута. Успели только поздороваться, связь прервалась: вот ещё одна проблема, с которой жители нашего региона сталкиваются регулярно, и её надо решать. Этот вопрос необходимо поднимать на федеральном уровне, в рамках национального проекта или «Стратегии развития Арктики». Знаю, что харутинцев беспокоит не только связь, мы планировали с ними обсудить вопрос о взлётно-посадочной полосе в посёлке, жители просят организовать авиарейсы на Инту, им через неё удобнее выбираться на Большую землю, чем через Нарьян-Мар. Кстати, к мусорной проблеме в Харуте тоже неравнодушны: предложили идею мини-установки по переработке отходов.

– Вы вошли в состав делегации от Федерального Собрания в Северном совете. Что это за структура?
– Это организация, которая объ­единяет арктические государства и автономные территории для решения вопросов международного сотрудничества, развития Арктики. Сегодня сложно развивать Северный морской путь без взаимодействия с другими государствами.
Нас связывают общие проблемы: экология, глобальное потепление, поддержка коренных малочисленных народов, сохранение биоразнообразия в акватории Северного Ледовитого океана, судоходство. Их можно решить только вместе. Сейчас мы обсуждаем вопрос территориальной принадлежности подводных хребтов Ломоносова и Менделеева. Это очень ответственная работа, когда ощущаешь, что отстаиваешь интересы не только жителей округа, но и государства российского. Тем не менее необходимо использовать любые возможности, чтобы разрядить международную напряжённость и налаживать добрососедство.

 

Справка «НВ»
Северный совет – организация сотрудничества парламентариев пяти стран Северной Европы – Дании, Исландии, Норвегии, Швеции и Финляндии, а также трёх автономных территорий – Гренландии, Аландских и Фарерских островов. Учреждена в 1952 году. Штаб-квартира находится в Копенгагене.
В 1996 году Северный совет официально закрепил отношения с сопредельными территориями Севера: Эстонией, Латвией, Литвой, а также с некоторыми северо-западными регио­нами России (Карелией, Архангельской, Калининградской, Мурманской, Ленинградской областями и Санкт-Петербургом).
Главные сферы взаимодействия – гражданские права, экология, устойчивое развитие, рациональное использование природных ресурсов, укрепление основ рыночной экономики, образование, культура.