Иногда в руках журналистов «НВ» совершенно случайно могут оказаться фотографии, которые мало кого оставят равнодушным. Особенно, если судьба человека так или иначе связана с нашей газетой
И совсем неважно, работал человек в газете или нет, ведь «Няръянка» давно уже стала частью истории Ненецкого округа, и практически каждый его житель, если не писал заметки, то уж читал газету обязательно.
Читали её, начиная с 1929-го, дедушки и бабушки, родители и просто родственники наших земляков, а сегодня читают и пишут их дети и внуки. Газета давно стала поистине народной. В прошлом году она отметила своё 90-летие. Перед юбилеем в рубрике «Старая фотография» я обратилась к нашим землякам с просьбой поискать в семейных альбомах чёрно-белые фотографии, связанные с газетой, её журналистами и событиями, о которых рассказывалось на страницах «НВ» в её молодые годы. К сожалению, откликов было не так много, как хотелось бы. В основном сохранились современные цветные фотографии последних лет, которые в эту рубрику никак не вписывались. Ну а старых, потрепанных ветрами времени, оказалось совсем немного, но зато какие! Конечно, на некоторых трудно было разглядеть даже лица участников тех или иных событий, зато на одной из них в одном строю оказались и Андрей Хатанзейский, и Афанасий Лымин, и молодой корреспондент такой же молодой газеты Иван Меньшиков. Фото 1935 года сохранилось в семейном альбоме старейшей жительницы Нижней Пеши Ольги Николаевны Каменской.
Ещё одна редкая фотография оказалась в моих руках тогда, когда её хозяйка в 2012 году ушла в мир иной, а соседка по коммунальной квартире по зову сердца принесла это фото в газету вместе с солдатскими похоронками. Принадлежали эти редкие документальные свидетельства Евдокии Егоровне Семяшкиной, жившей когда-то в рыбацкой деревеньке Месино. На старой фотографии 1939-го изображены участники первой профсоюзной конференции Печорского района. Есть там и Семяшкин Александр Николаевич, погибший на фронте 19 сентября 1941 года, – муж Евдокии Егоровны. Александр Николаевич на фото стоит в верхнем ряду крайний справа. Возможно, кто-то из наших читателей, вглядевшись в лица участников событий августа 1939 года, сможет узнать на ней своих бабушек и дедушек. Конечно, кто-то из них, как и Александр Николаевич Семяшкин, ушли на фронт, вернулись или героически погибли, защищая Родину. Наверное, женщины, которые спокойно улыбаются со старой фотографии, ничего не подозревая о надвигающейся великой трагедии, тоже являются чьими-то мамами и бабушками. Вглядитесь, пожалуйста, в эти лица и верните им имена, расскажите об их судьбах. Это очень важно!
Газета: почта из 1936-го.
А вот ещё одна уникальная фотография. На ней изображен коллектив газеты «Nar’anaWinder» 1936 года. В этот год у газеты появилось новое здание, знаменитый дом на Смидовича, 19 и новые кадры. Конечно, многих из работников газеты на этой фотографии можно узнать с трудом. Сказать: кто есть кто не представляется возможным. Правда, в архивах «НВ» имеется так называемый подарочный экземпляр коллективного изображения всех работников газеты 1936 года, на котором есть и ответственный редактор Рябков, его заместители Быков и Оськин, ответсек Уляшев, корреспонденты Коренев, Харин, Кузнецов. Блюменфельд, Самойлов, Семяшкин, Ноготысый и многие другие без указания должностей.
В отличие от этой фотографии на «новой коллективной» нет подписей, а сравнительный анализ, к сожалению, особых результатов не дал. Но в моих архивах сохранился рассказ дочери известного политического деятеля, стоявшего у истоков создания Ненецкого округа, – Андрея Федотовича Хатанзейского – Матрёны Андреевны Селяниновой. Они были записаны мною ещё в конце 90-х, а вспоминала она о своей недолгой работе в нашей газете с конца 1935 года по 1937-й. Как раз в то время редакция и печатный цех с большой немецкой печатной машиной обосновались в новом здании на Смидовича. Матрёна Андреевна на этом снимке сидит в первом ряду в центре.
Из воспоминаний Матрёны Селяниновой: «Я сейчас из тех, кто изображён на фото, мало кого могу вспомнить. Путаться не буду, но знаю, что коллектив тогда у нас был молодой. На снимке все такие солидные, серьёзные, а на самом деле большинству нет и 30 лет. А мне вообще только 19, так что все одинаковые. От жизни будущей ждали только хорошего, работали, не считаясь со временем. Говорят, жили на рабочем месте. В минуты отдыха играли на улице в волейбол и лапту. В то время во многих организациях города это было делом обычным. А я к такому времяпрепровождению еще с педучилища привыкла. Из людей, имена которых на слуху, в это время работал в газете Иван Меньшиков. В ЛитО «Заполярье» входили ребята – Ефим Соболев, Семён Ноготысый (он тоже совсем недолго работал в газете), Стеша Ардеева, Егор Талеев. На фотографии есть ещё ненецкая девушка. Она только пришла на работу в печатный цех, фамилия у неё вроде Лаптандер, а имени я не помню.
Вообще эта часть моей жизни прошла как-то быстро и не оставила глубокого следа. Я попала в газету случайно. Об этом меня попросила Наталья Митрофановна Терещенко, жена Антона Петровича Пырерки. Тогда на страницах газеты появились заметки на ненецком языке, а Антон Петрович был членом Государственной комиссии по созданию шрифтов для северных народов. Я не могла отказать, потому что он часто приходил к нам в дом, с отцом общался, чай пил. Наталья Митрофановна тоже приезжала, а в свой последний приезд из Ленинграда захватила с собой печатную машинку с новым шрифтом, и все вместе начали меня уговаривать учиться на ней работать. Я не смогла им отказать и вскоре оказалась в штате газеты «Nar’ana Winder». Все ненецкие тексты в 1935-м и 1936 году я печатала, но работа мне не нравилась, казалась скучной: сначала на машинке печатаешь, потом литеры проверяешь. В 1937-м я ушла из газеты и уехала в Ленинград в Институт народов Севера. Вскоре отца арестовали, всё закрутилось-завертелось. В газете тоже многие были уволены, кто-то попал под репрессии. Иван Меньшиков в то время уже успел много поездить по тундре, написал рассказы о ненцах, в ЛитО «Заполярье» поработал, а в 1937-м уехал в Москву. Может и не уехал бы, да тут всё в его жизни пошло наперекосяк, и Ненецкий округ он покинул вынужденно. Вот такая история. Больше я с газетой не связывалась и о том, как сложились судьбы моих товарищей по фото, я сказать не могу».
Фотография, которую мы рассматривали с Матрёной Андреевной в 1995 году была очень маленькой, старой и потрёпанной. Не было никакой надежды на то, что её можно будет когда-либо воскресить. Но фото попало в руки известного в округе фотографа, мастера своего дела Геннадия Семёновича Кожевина. Оказалось, он взялся поколдовать над ней, и только два года назад, уже после его ухода от нас, просматривая архивы, я вновь наткнулась на этот уникальный снимок 1936 года. В это время не было уже и самой Матрёны Андреевны, не было, наверное, и большинства героев этой старой фотографии. Очень не хочется, чтобы они остались безымянными. Посмотрите повнимательнее на этих людей. Может быть, кто-то из вас узнает на фото своих близких. И помните, исходной точкой в их «опознании» является работа в газете «Няръяна вындер» в 30-е годы прошлого века. Очень ждём, надеемся и верим!