О чём хотели спросить президента России, и какие вопросы задавали главе государства?
19 декабря в Москве Владимир Путин подвёл итоги года. Уже в третий раз это было сделано в объединённом формате: совместили прямую линию и пресс-конференцию. В Гостином дворе побывал и корреспондент «НВ».
Журналист «Няръяна вындер» слушал ответы президента, общался с коллегами и оценил креатив некоторых СМИ.
Гости из Оренбурга и что-то на испанском
19 декабря, 9 часов утра. Перед входом в Гостиный двор образовалась солидная очередь, которая, впрочем, двигалась резво. Коллеги уже расчехлили микрофоны, начали записывать интервью, а некоторые – вели трансляцию через телефон. На улице как-то не по-московски морозно. Градусов двадцать, наверное. Во всяком случае об этом громко говорит корреспондент «Лайф ньюс» Александр Юнашев, записывая «кружочек» в свой телеграм- канал.
11 лет назад я бывал на пресс-конференции Владимира Путина и запомнил этого журналиста. В кремлёвском пуле он работает лет 15 и почти каждый год задаёт вопрос президенту. Человек эпатажный, прямой, склонный, как мне кажется, к преувеличению, поэтому его метеосводке на камеру я доверять не стал – наверняка преувеличил. Именно Александр в 2019 году на аналогичной пресс-конференции попросил Владимира Путина сделать 31 декабря выходным днём и считает, что благодаря ему это вскоре и произошло.
Рядом со мной оператор оренбургского телевидения Олег Берендеев. Сокрушается: его коллега Анастасия Шахмуть заболела накануне прямой линии, теперь ему придётся отдуваться за двоих. Впрочем, его, тёртого калача, такая перспектива не пугает. И не такое бывало! Только говорит, что вопрос будет сложно задать – Анастасия хотела спросить о ситуации с паводком и газомоторным топливом, всё расписала, подготовилась, но организм в ответственный момент дал сбой. Придётся Олегу самому во всё вникать.
Очередь сокращается. Ухо ласкает сладкая испанская речь. Девушка что-то щебечет в телефон на языке Сальвадора Дали. Родом из Москвы, 15 лет работает на RT en español – канале, круглосуточно вещающем на испанском языке. Училась и работала в Чили и на Кубе, язык изучала с самого детства и позже, в институте. Только вот имени этой теледивы я не успел узнать, равно как и спросить, какой вопрос президенту она подготовила. Как-то незаметно исчезла из нашей толпы – как и появилась. То ли девочка, а то ли виденье.
Ямал золотник!
В просторном помещении Гостиного двора началась настоящая охота. Журналисты попали из холода в тепло и моментально активизировались в поисках подходящих героев для интервью. В этот день пишущие и снимающие с особым рвением искали жертву среди себе подобных. Предпочтение отдавали красиво одетым и ярким табличкам.
Я их, слава Богу, точно не интересую – ни яркого листа формата А4 (разрешали только такой), ни костюма. Совсем неподходящий персонаж для телевизионной картинки. Радостно обнимаюсь с Олегом Хатанзейским, главным редактором телевидения холдинга «Ямал медиа». Уже лет шесть Олег работает на Ямале, а начинал когда-то в Нарьян-Маре. Наш парень – уроженец Ненецкого автономного округа. Настроение бодрое, ЯНАО представляют Олег и его двое коллег. На листе А4 слово «Ямал» на фоне северного сияния. Простенько, со вкусом и вполне может привлечь внимание президента или его пресс-секретаря Дмитрия Пескова.
– Нас интересует развитие арктической зоны нашей страны. Этому вопросу президент уделяет огромное значение. Хотим знать, как это развитие будет продолжаться, учитывая то, что со стороны Запада идёт давление на различные проекты, – рассказал в интервью «НВ» журналист «Ямал медиа» Андрей Жижин, имея в виду попытки Запада пустить на дно проекты по добыче сжиженного природного газа.
До этого момента мой собеседник семь раз бывал на итоговой пресс-конференции президента, но вопрос задать никак не удавалось. Почти получилось в 2019-м, но микрофон буквально увели из-под носа. И вот, свершилось, на этот раз слово «Ямал» привлекло Дмитрия Пескова, и глава государства услышал примерно то же самое, что ямальский корреспондент говорил мне. Президент ответил, что страны Запада просто-напросто нас боятся, поэтому давят санкциями, например, мешают развитию компании «Новатэк». Да и вообще могут сами пострадать от своих совсем не экономических методов.
– Смогут ли они нас убить окончательно? Нет, не смогут, – и тут Владимир Путин, конечно, от ямальского частного перешёл к общему государственному. Пусть даже не надеются.
Дэгэл и минута славы
Владимир Севрюк прямо-таки отбивается от камер с микрофонами. А всё потому, что корреспондент канала «Бурят ТВ» приехал в Гостиный двор в национальном наряде с труднопроизносимым названием –
дэгэл.
– Сколько уже интервью дали? – спрашиваю у Владимира, пока у него не кончилось терпение.
– С десяток точно, – говорит добрый молодец в ярком костюме. – Мой наряд привлёк слишком много внимания, не по себе даже. Не думал, что так будет.
Володя говорит, что костюм шили специально на него. Такую рукотворную красоту сделали за месяц. С вечера погладил, а сегодня во всей красе тут, недалеко от президента, авось и заметят.
– Вот только тему своего вопроса вам не скажу, боюсь сглазить, – суеверно отмёл мои попытки журналист.
Главный редактор телеканала РТК «Забайкалье» Дарья Пьянникова тоже дала не одно и не два интервью. Правда, внимание журналистка из Читы привлекала не экстравагантным нарядом, а картонкой с хлёсткой надписью «Живу на улице».
– Пошла в обычный московский книжный магазин и попросила старую картонную коробку. Принесла её в гостиницу и вырезала под формат А4, жаль, больше нельзя было. Не ожидала, что вызову столько интереса у коллег, – призналась Дарья и озвучила суть вопроса. Во многих регионах и в Забайкалье, в частности, люди лишились возможности оформить сельскую ипотеку. Лимиты закончились, а люди оказались в подвешенном состоянии. Кто-то оформил договор на строительство дома, кто-то внёс первоначальный взнос застройщику. В общем, строили планы, которым не суждено было сбыться.
– Поэтому хотела бы спросить, будет ли в 2025 году программа сельской ипотеки, и на что можно рассчитывать. В Забайкальском крае хорошо работал «Дальневосточный гектар», в связке с сельской ипотекой. Услышать бы мнение президента по этому поводу, – рассуждает главред забайкальского ТВ.
Ипотечную эстафету подхватила и журналист телеканала «Арктик ТВ» Кристина Харатова.
– Первый раз на такой пресс-конференции. Встала сегодня в шесть утра, немного переживала, хотя, наверное, Владимир Путин переживает гораздо больше, ведь это мы ему такой огромной толпой задаём вопросы, – смеётся позитивная леди с красными волосами и маленькой камерой. Сегодня ей, увы, тоже придётся пахать за двоих – коллегу-оператора скосила хворь.
– Ничего, справлюсь, не обратно же лететь, – с оптимизмом говорит мурманчанка и добавляет по теме. – В Мурманской области действует Арктическая ипотека, но не всем доступна. Хотела бы спросить у президента по поводу расширения программы.
Уже во время прямой линии «ипотечную» боль озвучила семья Пархоменко из Краснодара. Их видеовопрос вывели на большой экран. Супруги не могут получить семейную льготную ипотеку. Суть та же – лимиты исчерпаны.
– Это безобразие. Не должно быть никаких лимитов. Мы с правительством эту тему обсуждали. И мне было обещано, что лимитов не будет. Я проверю, как это обещание исполняется, – скажет потом глава государства. А отказ банков Владимир Путин объяснил тем, что правительство вовремя не направляет субсидии в кредитные учреждения. Думается, что ответ президента обнадёжил многих граждан: без льготной ипотеки молодой семье купить жильё очень трудно. Очевидно, что после высказанного «безобразия» лимиты волшебным образом должны появиться. Во всяком случае в это хочется верить.
«Пурга» какая-то
Анастасия Лаврентьева с Чукотки держит табличку «Пурга». Название музыкально-информационного радио. Расчёт на красный наряд и забавное название.
– В начале этого года Владимир Путин впервые приехал в наш регион. Это произошло после прошлогодней пресс-конференции. Теперь мы надеемся, что нам дадут слово. Вопрос простой – скоростной интернет есть только в столице Чукотки – Анадыре. А вот с остальными населёнными пунктами беда, когда же будет устранено цифровое неравенство? Сельчане ждут! – говорит шеф-редактор новостей радио «Пурга» и перефразирует строчку известной песни. В этот край далёкий только самолётом можно долететь... Как это всё нам знакомо.
Чукотку заметил Дмитрий Песков. Его заинтересовала «Пурга», ну а дальше к гостю из Анадыря уже шла девушка с микрофоном.
Президент с постановкой вопроса согласился:
– Будем идти по плану ликвидации цифрового неравенства. Скоростной интернет имеет принципиальное значение для развития страны.
Уже потом спрошу у Анастасии – как это, впервые задать вопрос президенту. Она скажет – голос дрожал, волновалась, но главную мысль до главы государства донесла.
Марианна Тарасова, главный редактор канала «Якутия-24», говорит, что у них в регионе довольно тепло для декабря – всего лишь минус 35.
– Всех удивляет тот факт, что мы легко переносим экстремальные морозы, – улыбается Марианна. Её вопрос – о проблемах содержания дорог в огромной республике. На листе А4, который держит редактор из Республики Саха, красные большие буквы «Якутия» на белом фоне.
Но нам, кажется, надо садиться на места. Пора задавать вопросы не коллегам, а президенту. Я успел попасть аккурат в середину зала, отсюда всё хорошо видно. Где-то справа наблюдаю задумавшегося кремлёвского летописца Андрея Колесникова, внизу Ксения Собчак, а около стола, где скоро сядет президент, озабоченно ходит гендиректор Первого канала Константин Эрнст.
Журналистка Александра Дурановская из Ростова-на-Дону находится слева от меня и на всякий случай спрашивает, не помню ли я фамилию итальянца, который приехал на пресс-конференцию. От имени многих жителей своей страны он хочет узнать всю правду о том, что происходит в России и, упаси Боже, не считает, что на родине Челентано ходят какие-то русофобские настроения. В этом, конечно, есть сомнения, но это тема для отдельного разговора. Зовут зарубежного гостя Винченцо Лоруссо. Задать вопрос он не смог, как и сидевший с ним рядом грустный журналист из Нерюнгри. Воистину весь мир в одном зале.
Бумага всё стерпит
Основное действо, как мы уже писали, длилось четыре с лишним часа. Не хочется стенографировать то, что уже и так разошлось на цитаты и сюжеты. Важно сказать, что каждый человек мог задать главе государства вопрос через сайт и социальные сети, и набралось таких обращений два миллиона.
Корреспондент ТАСС Михаил Петров своим вопросом про ход СВО, по сути, обобщил тематический блок. Владимир Путин тут был непреклонен: «бойцы возвращают территории квадратными километрами». Курскую область обязательно освободят, вся инфраструктура будет восстановлена. Донбасс тоже не забудут.
Американскому корреспонденту NBC Путин сказал, что Россия стала только сильнее, и её ничто не сломит. К переговорам с противником наша страна готова, а вот готов ли он? Рассказал президент и о работе фонда «Защитники Отечества», задача которого – помогать военнослужащим и их семьям. Фонд доказал эффективность во всех регионах, в том числе и в НАО. Напомним, в округе филиал фонда был открыт 1 июля 2023 года, за это время обработано около 2300 обращений. Почти все вопросы успешно решены.
Журналистка РБК сформулировала вопрос с условным наклонением:
– Изменили ли бы вы своё решение, если сейчас вернулись в 22 февраля 2022 года?
Глава государства задумался на секунду и ответил: «Я бы принял это решение раньше».
Старожил «Коммерсанта» Андрей Колесников поинтересовался:
– Что изменилось в вас, Владимир Владимирович, за последние три года?
– Это время стало серьёзным испытанием для всех нас. Скажу честно – я стал меньше шутить и почти перестал смеяться.
Слово дали блогеру с многомиллионной аудиторией (что-то около 80 млн) Владу Бумаге. Сначала вопрос про насущное – замедление YouTube, а потом про вечное.
– Как я и говорил, меня знают и смотрят практически все дети нашей страны. Скажу больше, я и сам в этом году стал отцом. Как человек, на чьих видео растёт фактически целое поколение, какие ценности я должен транслировать аудитории? Или, может быть, что я точно не должен транслировать аудитории? – обратился за советом к президенту «нетрадиционный гость», как его представил Дмитрий Песков.
– Я уверен, Влад, что советы эти бесполезны. У вас и таких людей, как вы, особенно теперь, когда вы отцом стали, когда у вас ребёнок появился, чувство ответственности наверняка возрастает. И эта ответственность перед своим ребёнком, перед его будущим и страной, где ваш ребёнок будет жить… Вот это чувство ответственности вас сориентирует. Вы люди умные, современные. Сориентирует вас даже лучше, чем я это сделаю. По поводу того, что является полезным для наших детей в будущем, а что является вредоносным и недопустимым. И с чем вам нужно бороться. Не по моему указанию, а по зову сердца.