Вы здесь

Из дворняг – в поисковые собаки

Кинолог Константин Радченко: Без любви собака не будет слушаться / Фото Екатерины Эстер

27 декабря в России отмечают День спасателя. И поздравления принимают не только люди

В преддверии важной даты мы пообщались со спасателем-кинологом МЧС России по НАО Константином Радченко. Год назад он взял из приюта кроху Изи. Совсем скоро она станет служебной собакой: получит документы и сможет помогать людям.

Эта добрая история началась летом 2023 года. Спасатель МЧС Константин Радченко уже задумывался о том, чтобы выучиться на кинолога: в Ненецком арктическом комплексном аварийно-спасательном центре (НАКАСЦ) оказалась свободной ставка второго такого специалиста. Желание есть – нет только собаки.

А первым кинологом в центре работает Роберт Рахматулин – коллега и давний друг нашего героя.

– Костя, поехали в приют, хоть посмотрим тебе собаку. Может, кого и выберем, – в один из дней начал Роберт. – Я помогу, подскажу в начале пути.

 

Первая встреча

Изи – метис лабрадора. Когда попала в приют Станции по борьбе с болезнями животных, ей было около года. Кто и почему отказался от щенка – неизвестно. Смышлёная, активная, но такая одинокая собака ждала своего человека.

– Из приюта они понятливые, многое уже повидали и хотят домой. В вольере им скучно, а тут бац – и новая жизнь, – улыбается Константин.

Наш собеседник признаётся: когда взял четвероногую хитрюгу, сам ещё не был готов к её воспитанию. Хотя до этого в семье жили питомцы, и опыт был, но всё же служебная собака – нечто другое.

 

Случайности не случайны

Пока щенок ещё совсем мал, сложно определить, сможет ли он нести службу.

– Иногда нужно просто довериться чувствам, – рассуждает спасатель.

Эта фраза – жизненное кредо Константина. Для него главное – всегда и во всём слушать своё сердце.

Он и сам попал на работу спасателя благодаря случаю. В 2013 году работал трактористом: строил здание пожарно-спасательной части в Нарьян-Маре. В МЧС тогда как раз набирали сотрудников. Крепкого, серьёзного парнишку заприметили.

– Мне кажется, каждый мальчик мечтает в детстве стать пожарным или спасателем. Пригласили – я согласился. Было так интересно и захватывающе! Мы все на службу поступали в одно время, нас обучали прямо в округе, сюда приезжали специалисты. С вертолётов спускались, по льдам, по торосам ходили. Разные тренировки проводились. Мне сразу понравилась новая работа, – вспоминает Константин.

 

Вторая жизнь Изи

Животных наш герой любил всегда. Если пара преданных глаз-бусинок, уткнувшийся в колени мокрый кожаный нос не вызывают улыбки – в профессии кинолога делать нечего:

– Без любви животное не будет слушаться. А в специальности кинолога главное, чтобы работала собака.

Стоит собеседнику вскользь произнести имя своей подопечной, как та тут же ведёт ухом и открывает большие блестящие глаза.

– Изи – пищевик, работает за вкусняшку: выполнила команду – получила еду. За год мы добились многого, собака знает команды «стоять», «сидеть», «лежать». Кое-что пока выполняет сыровато, но стараемся, – говорит собеседник. – Одни из самых сложных для понимания команд – право и лево. Собака должна чётко следовать направлению, куда ей велит бежать кинолог.

Поисковые собаки работают по запаху. Чувствовать человека должны за километры. В НАО люди чаще всего теряются в тундре или лесополосе, основные случаи приходятся на лето и осень – сезон сбора грибов и ягод.

– С собакой мы можем найти потерявшегося в разы быстрее, чем без неё. Ветер дунул – ага, собака учуяла и побежала. Ещё одна важная команда – голос. Его она должна подавать сама, как только найдёт пропавшего. Причём лаять должна громко, не переставая, – объясняет Константин.

Пока у Изи нет допуска к поисковым работам – экзамены она будет сдавать только в мае – спасатель тренирует её на поиск сам. К счастью, многодетному отцу в этом деле с удовольствием помогают сыновья:

– У нас это пока часть игры и тренировки. Выезжаем в лес. Я держу Изи на поводке, а ребята убегают и прячутся. Потом даю команду, собака ищет. И находит! Лает, справляется.

 

Сперва научись сам

Профессию кинолога Константин получал в Ногинске. Сначала изучал, как обращаться с собаками, воспитывать их, какие законы регулируют его новую специальность. Затем знания подкреплялись практикой:

– Нас учили, как настроить собаку, как сдавать с ней экзамены, в каких границах она должна искать человека. В кинологическом центре много разных псов – как аттестованных, так и обычных. Сначала выбираешь себе того, с кем будешь работать, прикармливаешь его, гладишь – всячески завоёвываешь внимание. Потом всё, что разбирали, отрабатываешь со своим новым другом. Сдаёшь экзамены сам. Домой приезжаешь – и уже со своей собакой это учишь.

 

Не усы, лапы и хвост, а настоящие документы

Помимо поиска людей в лесу, собака должна уметь работать на технических сооружениях – находить людей в завалах, заброшенных зданиях. К счастью, в Нарьян-Маре таких выездов не случалось. Но спасатели и их четвероногие подопечные должны быть готовы ко всему.

В мае Изи будет сдавать экзамен, чтобы стать аттестованной поисковой собакой. Получит специальный документ, допуск к работам. Но перед этим ей предстоит ещё много учиться:

– На момент аттестации собака должна чётко понимать, что я от неё хочу. Экзамен проходит в два этапа: пока сдаём команды, потом проходят поиски в лесу и на техногенке. Даётся всего две попытки. Если по каким-то причинам аттестацию не прошла – другого шанса не будет, собака не годна к службе.

Перед экзаменами пройдут тренировочные сборы. На них собаки будут оттачивать свои навыки на больших площадках: работа предстоит с раннего утра до позднего вечера. Константин сможет полноценно считать себя кинологом, только когда Изи получит аттестат:

– Пока моя собака не аттестована, я просто спасатель. У нас сейчас будто первый раз в первый класс: волнительно и мне, и ей. Хочется, чтобы всё получилось. Это показатель и моей работы, и её результат. Изи для нас член семьи. Мы все её поддерживаем и верим в её успехи!