Вы здесь

Кто тут котиков не любит?

Усато-полосатые читатели шуршали бы газетными страницами и тихонечко звонили бы своим приятелям с вопросом: «Читал? Вот и я волнуюсь, как бы хозяин нового котейку в дом не приволок».

Редакционная машина сворачивает в сторону пункта временного содержания животных (ПВС). День кошек в Японии, стране восходящего солнца, празднуют 22 февраля – чем не повод навестить наших отечественных котиков?
Налево въезд на городскую свалку, направо – въезд в ПВС. Всё как в русской народной сказке: «Направо пойдёшь – счастье найдёшь. Налево пойдёшь – коня потеряешь». Журналиста «НВ» встречает ветврач, заведующая пунктом временного содержания животных Анастасия Филиппова. Для начала располагаемся в её кабинете. На стенах милые картинки с котиками.
– Подруга, с которой общаюсь более 15 лет, подарила мне настенный календарь к Году кота. Так она исподволь прививала мне любовь к этим усатым-полосатым, – поясняет улыбчивая хозяйка ПВС. – Год закончился, а смешные картинки с котиками вырезала и оставила. Забавно, но с детства моими любимыми животными были собаки и лошади, а к котам относилась ровно. Всю жизнь думала, что заведу себе когда-нибудь лошадь.
Но вместо этого взрослая девочка Настя завела себе двух котиков – взяла их из приюта.
– Моему хвостатому мальчику два года, кошке три. И друг друга они терпеть не могут, но стараются ужиться вместе, – смеётся Анастасия. – Боятся, наверное, что обратно отнесу на работу. Дочка тоже очень любит котиков. Может быть, передалось воздушно-капельным путём от моей подружки. Взяла бы ещё, но куда? В доме и так два кота и три собаки вместе с этим казённым.
Казённую собаку зовут Риччи. Во время нашей беседы он деловито крутится под ногами, машет хвостом словно пропеллером и умильно заглядывает в глаза. Всем своим видом демонстрирует, мол, смотрите, какой я милашка! Ну я же красавчик? Ой, погладьте меня скорей!
Рыжий мелкий обаяшка Риччи тоже из приюта. Плод скоротечной любви таксы и дворняжки находится на особом положении придворного фаворита. Поэтому на тяжёлой цепи в холодной будке не сидит, а вкусной еды и ласки ему достаётся больше всех. Но женщиной всей своей собачьей жизни признаёт только Настю.

Кошкин дом

Официальный приют для животных открыли в конце 2015 года. В своё время было много проблем с подрядчиком, поэтому сроки сдачи объекта неоднократно переносили. Пункт
временного содержания животных – структурное подразделение окружного казённого учреждения «Станция по борьбе с болезнями животных».
– Когда в сентябре 2015 года стала работать фельдшером в отделе по отлову, уходу и содержанию безнадзорных животных, то для кошек специального помещения не было, – вспоминает Анастасия. – Были только деревянные большие клетки, в них содержались собаки. Стоял единственный балок, в котором ночевал санитар, там же стоял стол для осмотра и была плита для приготовления пищи, хранились ветеринарные препараты. Помещение было меньше и уже, чем кабинет, где мы сейчас сидим. И кошки были бедные-несчастные. Мы старались их побыстрее пристроить, чтобы они не мёрзли. А тогда даже вакцины не было, чтобы их прививать. Поэтому скученность приводила к жутким инфекциям. Люди же чаще привозят сюда котиков, чем забирают. Помню прекрасно, как в 2017 году из 100% забранных кошек 70% возвращали обратно. Причины указывались разные: аллергия, кошка не ходит в лоток, царапается, портит мебель и так далее. Но когда наш питомец возвращался обратно в казённый дом, он вёл себя вполне прилично.
От разговоров переходим к практике. Вместе с Анастасией выходим на улицу и навещаем кошачьи ясли. На самом деле отдельно стоящее помещение предназначено для карантина. Сейчас в нём котята, которых принесли совсем недавно. При виде людей худенькие хвостатые детки кричат и рвутся из клетки. От громкого мяуканья буквально закладывает уши.
На момент нашей беседы в приюте было 47 взрослых собак, 11 маленьких щенков, крупных –
шесть. Кошек, в общей сложности, оказалось двадцать.
– Сейчас снова вместе с волонтёрами пиарим наших питомцев в популярной социальной сети, – говорит Анастасия. –
Есть такая группа «Бездомные животные в Нарьян-Маре». Например, из семи котят двоих уже забрали, это хорошо. На той неделе одну кошечку забрали. Но не факт, что её через некоторое время не вернут обратно.

Впусти меня в своё сердце

Следующий объект визита – садик для щенков. В отдельном вольерчике сидит грустная Боня.
– Эту собачку хочу пристроить подружке, – показывает Анастасия на Боню. – Она бы сейчас её взяла, давно мечтает. Но супруг пока думает. Им нужна собака небольшая, чтобы в квартире держать, а тут, сами видите, собаки крупные. Таких обычно берут владельцы частных домов или увозят в деревню.
Щенячий детсад охраняет крупный чёрный щенок – сидит на цепи возле будки. По виду – помесь лабрадора и дворняжки.
– Игривый парень, – характеризует его Настя. – Кто-то привёз его и сдал в приют, так как он был не из бродяжек, которых каждый раз отлавливают.
Затем вместе с заведующей проходим между собачьих воль­еров. Их 40 штук, они никогда не пустуют. Есть собаки, которые живут здесь с самого открытия питомника. Они так привыкли к казённой будке, что убегают от новых хозяев.
От громкого лая и визга вновь закладывает уши и хочется убраться подальше. Словно смотришь американский фильм про тюрьму, когда из-за решёток к нечаянным гостям протягивают руки, кричат и улюлюкают.
В финале невесёлой экскурсии заходим в кошкин дом, где живут взрослые особи.
– Этого зовут Василий, – показывает на крупного полосатого кота Анастасия. – Его хозяева умерли, и кот жил возле магазина на рыбокомбинате. Его подкармливали, а спал он на уличном столбе, подальше от собак. Был такой упитанный, а здесь похудел из-за стресса.
Василий в зоне своего влияния отвечает за порядок. Такова природа живых существ – вой­на за место в пищевой цепочке. На наших глазах Василий и рыжий кот устраивают разборки. Шерсть дыбом, уши прижаты –
лучше не подходить… Чёрный тощий кот от этой свары держится подальше. В этой камере он на положении изгоя, поэтому еды ему достаётся меньше. Кошки-девочки живут спокойно, а кошачьи мужчины, даже кастрированные, вечно борются за власть. На настенной полочке держится обособленно белая кошка-новичок.
– Эта кисонька-красавица у нас уже давно, – Анастасия берёт на руки трёхцветную пушистую кошку. – Она у нас привита и стерилизована, только никто её к себе не берёт почему-то.
А красотка, хоть и изрядно потрёпанная жизнью, на руках сразу громко мурлычет в ритме популярной песенки: «Забирай меня скорей, увози за сто морей и целуй меня везде…»
– Их желейным кормом иногда добрые люди балуют, – говорит заведующая ПВС. – Для котиков наших это как наркотик, как шоколадки для детишек. Приходится индивидуально кормить, иначе драка и скандал. Часто сдают породистых животных, но мы их пристраиваем сразу. Были британцы, сиамы и даже лысые сфинксы. Как-то моей знакомой был нужен котик. Её домашнего питомца пришлось усыпить из-за мочекаменной болезни. Она взяла кошечку из приюта и совершила практически подвиг. Две недели стоически выдержала переходный период, когда животное на фоне стресса гадило везде: в портфель ребёнку, на постель и одежду. Ведь это единственный способ выразить свои эмоции для бессловесной животины. Месяц назад она звонит и говорит, что очень рада, что не смалодушничала тогда. Кошка привыкла и теперь это самый классный, умный и ласковый питомец…

Вместо эпилога

В канун российского Дня кошек, который отмечают 1 марта, сообщаем номер служебного телефона ПВС: 8-911-585-04-18. Хоть и нет особой надежды, но вдруг…