Вы здесь

Когда нет своих и чужих

Для Артёма Дедкова главное в общении с детьми – искренне уделять им внимание / Фото Екатерины Эстер

Истории мужчин-воспитателей Центра содействия семейному устройству «Наш дом».

Президент России объявил 2024-й Годом семьи. Мы часто говорим о тех, кто создаёт для своих детей все условия. Но кто заботится о ребятах, которые лишились семьи?

Никто из воспитателей не называет Центр содействия семейному устройству детским домом. Здесь так и говорят – наш дом. Дети приходят домой, и даже взрослые иногда заговариваются, рассказывая о своей работе.

 

Социальный папа

 

– Меня порой буквально выгоняют с работы: я раньше времени прихожу, позже ухожу, – смеётся Артём Дедков.

Молодого рыжеволосого воспитателя часто принимают за подопечного «Нашего дома», настолько он вливается в детскую среду:

– Если ребёнок попросил меня о чём-то, лучше задержусь. Это всего полчаса времени.

На работу в учреждение герой нашего материала пришёл после колледжа. Предупреждали, что будет сложно, дети непростые. Артём же вспоминает тот опыт с большой теплотой: его поставили на старшую группу, разница с некоторыми ребятами была года два:

– Ни сейчас, ни тогда не шёл на работу с мыслью: «Как неохота». Хотя, когда учился в Нарьян-Марском социально-гуманитарном колледже, мне совсем не хотелось работать с детьми. Пошёл учиться на педагога физической культуры только потому, что спортом занимался.

Отработав в «Нашем доме» год, Артём ушёл в армию. Когда вернулся – в учреждении не оказалось вакансий. Был инструктором по катанию на коньках, учил детей плаванию. Потом позвонили из Центра содействия семейному устройству: требовались специалисты-мужчины.

– Важную роль играет время. Ты приходишь к этим детям, а они уже знают, что люди постоянно меняются. Начинают испытывать тебя, очень сообразительные. Проверяют твоё терпение, по-разному себя ведут, используют всякие схемы. Так определяют, что могут себе позволить, когда придёт тот или иной воспитатель, – рассказывает Артём.

Сейчас он работает тьютером – индивидуальным сопровождающим для детей, у которых есть особенности поведения:

– От детей помладше главное испытание – игнорирование. Ведут себя так, будто тебя нет. Разговариваешь с ними, а от них никаких эмоций. Это нужно переждать. Ребята недоверчивые: могут не договорить что-то или не рассказать. Они думают: «Человек же всё равно уйдёт».

Для Артёма главное в общении с детьми – искренне уделять им внимание. Воспитанники «Нашего дома» имеют непростой опыт в столь раннем возрасте, поэтому всё, что им нужно сейчас – простое человеческое отношение.

– Здесь мы выполняем роль социальных мам и пап. Разбираем жизненные ситуации, учим бытовым вещам. Стараюсь больше давать, нежели требовать. Говорю так: у вас есть обязанности, вы сами их прекрасно знаете. С вас спрашивать их не буду, но за вас это никто делать тоже не будет, – продолжает молодой тьютер.

Постепенно создаются и свои традиции. Так, в выходной день группы играют в прятки:

– Если у меня в этот день смена – мы обязательно идём гулять. Прятки – простая банальная игра, но она завлекает и девочек, и мальчиков. Дети очень ждут этого дня.

Когда кто-то разбаловался, важно переключать внимание. Здесь у молодого педагога свои методы:

– Мальчикам часто лишь бы побегать, побеситься, как они говорят – помахаться. Но любую ситуацию можно переключить игрой. Дети носятся и кричат, говорю: «Стоп! Красный свет. Вы теперь автомобилисты». Так через игру кидаешь им какую-то новую идею, они быстро переключаются. Фантазия у ребят работает хорошо.

Артём Дедков отмечает – порой непросто не выделять кого-то из ребят:

– У меня в группе был ребёнок, который тянулся ко мне сильнее других. Теперь он мой крестник. Люблю свою работу за разнообразие: вместе с детьми ты и для себя открываешь что-то интересное, не сидишь на месте. Рабочий день пролетает по щелчку. А ещё прихожу на работу и чувствую, что делаю что-то важное. Понимаю, что могу сделать чуть больше. Дети всегда встречают с теплом, они тебя ждут. И я жду встречи с ними после выходных или отпуска.

 

Не выстраивать дистанцию

 

Николай Дуркин – педагог в третьем поколении. Его бабушки, дедушки и мама были преподавателями, поэтому в выборе профессии не сомневался.

– Семь лет работал преподавателем технологии, потом трудился в МЧС. В 2021 году решил попробовать себя в качестве воспитателя в «Нашем доме», – такова история ещё одного представителя сильного пола.

Он отмечает, первое время сложно со всеми выстраивать отношения. Неважно, учитель ты в школе или воспитатель в «Нашем доме».

– Предстоит проделать огромную работу, чтобы дети научились тебе доверять. Но в этом и задача педагога. Чем ребёнок старше, тем она сложнее. У них переходный возраст, свои переживания. Нужно знать психологию, увлечения детей, чтобы помочь им, – говорит Николай.

Он никогда не делил детей на чужих и своих. Ко всем относится одинаково:

– Выстраивать дистанцию с детьми неправильно, на мой взгляд. Наши воспитанники должны чувствовать, что их ждут, любят, есть кто-то, к кому они в любой момент могут обратиться за помощью.

Воспитатель уверен: главное в работе – понимание и забота. Тогда и дети ответят тем же. Старшие ребята могут позвонить Николаю в любую минуту, а если проходят рядом с его домом – спросят, можно ли зайти в гости? У семьи Дуркиных ответ всегда положительный.

– Когда я только пришёл на работу в «Наш дом», был тьютером. Помогал воспитанникам окончить школу, следил за поведением и успеваемостью. Бывают такие ребята, которые любят побаловаться. Сами такими были, понимаем их, – улыбается Николай.

В один из дней воспитанник подошёл к наставнику с необычной просьбой:

– Ребёнок спросил, могу ли я его взять на лето к себе. Не хотел ехать в лагерь. Для меня это было удивлением. Прорабатывали вопрос с администрацией «Нашего дома», переговорил с семьёй – они были не против. Потом ребёнок передумал и захотел поехать на отдых, но мы не отказывали и были готовы принять.

Сейчас Николай поддерживает дружеские отношения с этим молодым человеком. Общается, интересуется, как складывается жизнь.

– Педагог-мужчина нужен подросткам. Мы можем объяснить больше практических моментов. У нас схожие увлечения: техника, рыбалка, походы. Жаль, нет оборудованных мастерских, чтобы делать что-то руками. Разбираешь жизненные ситуации, примеры приводишь, как бы ты поступил. Дети слушают, интересуются, – рассказывает Николай Дуркин.

Он сам увлекается спортом, старается привить любовь к здоровому образу жизни и своим подопечным:

– Мне нравится моя работа, всегда иду сюда с удовольствием. Когда видишь, что ребёнок преуспевает, это радует. Воспитываешь детей собственным примером, атмосфера у нас доброжелательная. Дети это чувствуют.

 

Меняться вместе с детьми

 

Андрей Рубцов работает в «Нашем доме» уже седьмой год. Когда-то решил кардинально поменять жизнь:

– Учился на зоотехника, но по профессии не работал. Был грузчиком в строительной компании, трудился в СМУ охранником. А потом поступил учиться заочно на учителя физкультуры в САФУ: сам увлекаюсь боксом, бегом, люблю лыжи, – улыбается Андрей.

До того, как прийти в «Наш дом», два года работал учителем физической культуры в деревне Андег. Получил первый опыт общения с детьми:

– Когда пришёл в «Наш дом», моими воспитанниками были только мальчики. Пацаны активные, и я на спорте – быстро нашли общий язык. Сейчас у меня в группе один мальчик. Но у нас на две группы на этаже два воспитателя, работаю в паре с женщиной. Она помогает решать вопросы девчонкам, я корректирую работу с пацанами. Получается такая большая семья.

Он уверен – не только воспитатель учит детей. Они в ответ и сами дают многое:

– Работа позволяет расти самому. Раскрывает в тебе проблемы, которые надо решать. Если ребёнок не в учебном процессе, стараешься вернуть его в колею, научить режиму, вовлекаешь в активность, новые увлечения. Стараешься двигаться и сам. Рад, что когда-то поменял профессию. Сегодня рулю своей жизнью, а не плыву по течению.

 

За маской строгости – любовь

 

Артур Раимбердиев пришёл в «Наш дом» по совету друга. Работает тьютером: занимается с детьми, у которых есть поведенческие особенности.

– Первые полгода было тяжело. Домой приходил уставший, эмоционально выгорал. Потом привык, сейчас работа в удовольствие, – делится Артур.

Он один из самых строгих воспитателей. Но за этой строгостью скрывается желание дать ребёнку шанс на успешное будущее:

– Контролирую выполнение домашних заданий, обязанностей, поведение на уроках. Ребёнок должен научиться слушаться. Беседую с детьми, как можно себя вести, а как нельзя. Объясняю на примерах: «Представь, что ты открыл бизнес. Первый день работник опоздал, потом нахамил, затем не пришёл. Постоянно подводит, бизнес рушится. Что бы ты сделал? Прощал и надеялся, что будет по-другому?»

Дети всегда говорят – уволю. Артур отвечает, что и в жизни так же:

– Надо стараться держать обещания, контролировать эмоции и слова.

Он сам всегда спокоен и сдержан. Этому научили в семье. Теперь Артур прививает эти качества воспитанникам:

– Часто не показываю эмоций, такой человек. Здесь все дети хорошие, кто-то балуется или ещё что – но мы все были детьми, нужно это помнить. Я также, может, себя вёл, да и многие парни. Однако моя работа – убрать вредные поведенческие привычки. Чтобы человек учился, соблюдал режим и правила.

Воспитатель, по мнению Артура, должен быть на одной линии с ребёнком. Быть понимающим, поддерживать. Без этого ничего не добьёшься:

– Доверие ребёнка – главное. Они взрослеют, мы обсуждаем и первую любовь, и какие-то проблемы. Стараешься ему помочь. Мужчина-воспитатель выполняет роль папы, женщины по-другому относятся.

Он признаётся: сам всё равно привязывается к детям. Хоть и старается держать с ними дистанцию.

С трепетом вспоминает первого воспитанника. Мальчик не умел читать, плохо говорил, мог вырваться и убежать. Ребёнка всегда водили за руку:

– Он был сложным, но мне удалось установить контакт. Вместе освоили чтение. Со временем стал отпускать его гулять одного, но всегда наблюдал за ним. А потом он стал ходить от «Нашего дома» до города один. Ждал меня на перекрёстке, чтобы перейти дорогу. Ему не хватало свободы, я её давал. И так был рад за него!

Артур отмечает: работа научила тому, что любить надо всех. Каждый человек по-своему хороший.

– На работу прихожу как к себе домой. Здесь словно вторая семья. Дети встречают, обнимают, мы занимаемся, посещаем спортзал, играем в настольные игры, устраиваем химические эксперименты. Бывшие воспитанники порой звонят, и я ими интересуюсь. Всегда испытываю гордость за их достижения: значит, многое, сказанное нами, где-то услышалось и пригодилось.

 

Помочь выйти в общество

 

Сергей Журавлёв работает воспитателем уже пятый год. Говорит, для детей важно понимание: они устают от того, что у каждого взрослого свои требования и порядки, а он, один, должен подстроиться под всех.

– Нужно познакомиться, понять, через что прошёл ребёнок. Их поведение выливается из этих проблем. Самое сложное – период адаптации. Для ребят это стресс, их вырвали из привычной среды и поместили в новую. Знакомишь со всеми сотрудниками – когда ребёнок всех знает, ему комфортнее. Следишь, чтобы воспитанники проявляли разумный интерес друг к другу. В пацанском коллективе бывает всякое. Под особой опекой дети могут находиться 2-3 недели, как попали в «Наш дом», – говорит Сергей.

Важно сохранять хорошие привычки ребят – секции, кружки. Если ребёнок ничем не увлекался в семье, нужно открыть для него этот мир:

– Воспитатель в «Нашем доме» – часть жизни детей. Ежедневно ребята за тобой наблюдают. Приходится самому не допускать ошибок: не скверно­словить, вести здоровый образ жизни, соблюдать режим, заниматься спортом, проявлять уважение к окружающим, любовь к семье. Через себя прививаешь здоровую модель поведения.

Воспитатель уверен: излишняя опека только вредит ребятам, которым выпал непростой путь. Детей-сирот он сравнивает со спортсменами-профессионалами:

– Есть такие спортсмены, которых кормят с ложки, у них чёткий график: подъём, отбой, их везде возят. Из-за излишнего контроля им потом тяжело жить самостоятельно. Так и здесь. Нужно давать детям свободу, учить их житейским вещам: как коммуналку оплатить, на работу устроиться. Им предстоит это пройти самим, научиться на своих ошибках, понять, что во всех делах важен порядок.

Главное для Сергея в работе – воспитать самостоятельного адекватного человека:

– Здравомыслящего. Приспособленного к жизни. Чтобы они вышли из стен «Нашего дома» и не выпали из заданного русла, а стали полноправными членами общества.

Однако достичь этого можно только совместными усилиями. Большую роль играет работа психолога.

– Травмы, которые дети получили в самом начале, накладывают огромный след. Они этот груз всю жизнь несут. Психолог помогает с этим справиться. Иной раз позовёт, подскажет, как подойти к конкретному ребёнку, что его беспокоит, как лучше подбодрить, – говорит Сергей.

По его словам, основа отношений с любым ребёнком – разговоры по душам. Иногда надо просто послушать:

– У меня были сложные отношения с одним воспитанником. Он сам по себе очень волевая личность. Никак не получалось наладить контакт. Конфликты были на регулярной основе. А потом с психологом поговорил и узнал – несмотря на все стычки, оказалось, что он ценит меня больше всех воспитателей. Прислушивается, заинтересован в моих советах. Конфликты – просто его модель поведения. Любит выводить на остроту. Со временем адаптировались и вышли на тёплые отношения, стал всем делиться. Это важный урок: невозможно получить всё и сразу.

Работа научила Сергея тому, что для похвалы достаточно и маленьких достижений. Доброе слово поможет раскрыть любого ребёнка:

– Раньше думал, что для похвалы нужно что-то большое, яркое, мощное. Но самооценка ребёнка, взаимоотношения между вами формируются из маленьких шажков. Ребенок видит, что его хвалят, понимает, что здесь безопасно и комфортно, не будет всплесков и качелей, всегда по-доброму относятся, готовы выслушать и дать совет – тебя не оставят одного.

Свою работу он любит за возможность видеть, как меняются дети. Становятся добрее, успешнее, могут постоять за себя, ответить. Недопонимание со старшими – тоже часть взросления.

– У каждого есть право стать хорошим человеком. Наша задача помочь в этом, своим примером можешь ребёнку что-то дать, – отмечает Сергей.

Он вспоминает упражнение, которое психологи проводили для воспитателей «Нашего дома». Одной группе нужно было встать в цепочку, схватившись локтями. Держаться крепко, никого не пропускать. Задача второй – пробиться через этот барьер:

– Люди воспринимают поставленные задачи так, как им сказали. Порой не думают о последствиях. А я решил: зачем мы держим? Расцепил локти, люди прошли – я обратно встал. Потом оказалось, что это тренинг на готовность открыться. Вы, общество, – стена. А те люди – наши воспитанники. И вы не хотите их пустить в нормальный поток, когда они пытаются туда прорваться. Но наша задача – не стоять в жёсткой сцепке, а помогать детям пройти через неё, чтобы максимально влиться в общество.