Вы здесь

Об этом можно снимать кино…

Так выглядел аэропорт Нижней Пеши зимой / Фото с сайта ВК «Старый Архангельск»

Здравствуйте, уважаемая редакция «Няръяна вындер»!

Пишет вам жительница села Нижняя Пеша Галина Куликова.

В окружной газете «Няръяна вындер» от 22 декабря №139 с большим интересом прочла материал Людмилы Макаровны Коткиной «Когда авиация – призвание», посвящённый большой дате – 100-летию гражданской авиации.

Я вообще люблю читать статьи, где пишут о нашей авиации. Возможно, потому, что в нижнепешском аэропорту работала когда-то моя мама. Я даже писала об этом замечательном коллективе в «Заполярный вестник+» в первом номере 2019 года. Очерк назывался «Целый век – полёт отличный»

Тогда мне предлагали написать ещё что-нибудь из воспоминаний, связанных с гражданской авиации. И вот на страницах окружной газеты я решила поделиться своей историей по вышеназванной теме, а именно, о нашей региональной авиации 70-х годов прошлого века.

…Тогда в нашем аэропорту было много служащих и техники. Машины, тракторы, два самосвала, а ещё баржа и буксир. Также два самолёта Ан-2. Один совершал полёты в Архангельск, другой – в Нарьян-Мар.

 

Всё начиналось хорошо

 

Вспоминается случай, связанный с одним из полётов в областной центр. Пилотами были Олег Мальцев и Виктор Шмоткин.

В 1973 году я окончила 8-й класс и на летних каникулах решила съездить в гости к старшей сестре в Северодвинск. А у моей подруги в Нижней Пеше в это время гостил племянник лет трёх-четырёх. Его звали Дима.

Мама подруги попросила меня взять мальчика до Архангельска. Мол, там его встретят. Я согласилась. До Мезени летели нормально. Ничто не предвещало неожиданностей. Приземлились там, хотя пассажиров до этого пункта не было.

Пилоты нам предложили покинуть самолёт и пройти в здание вокзала. Сказали, что можно сходить в столовую пообедать, прогуляться, что полетим ещё не скоро. По их совету вещи оставили в самолёте. Оказалось, с «аннушкой» случилась какая-то поломка, и нам придётся ждать, когда её устранят.

 

Неожиданный поворот

 

Мы с Димой погуляли на улице, посидели в здании вокзала, потом решили пообедать.

В столовой за одним из столиков сидели наши пилоты. Я была немного знакома с Олегом Мальцевым, подошла к нему и спросила: «Долго ли ещё будем здесь сидеть?» Он посоветовал сходить в кассу отдела перевозок и там узнать, как и что…

Что делать… пошла. Мне сообщили – пешские пассажиры полетят в Архангельск только завтра, когда отремонтируют самолёт. Я, конечно, очень расстроилась. Сама школьница, в незнакомом городе да ещё чужой ребёнок на руках.

На вокзале ночевать не разрешали. Родных в Мезени – никого. На другом рейсе в Архангельск мест свободных тоже не оказалось. Я готова была разреветься от безвыходности.

 

Настоящий мужчина

 

Решила подойти ещё раз к нашим пилотам. На этот раз увидела Виктора Шмоткина. Он сидел на скамейке у вокзала. Мы с Димкой подошли к нему, я рассказала всё как есть. Попросила помочь улететь на другом рейсе сегодня. Он сказал: «Идёмте со мной».

Втроем снова пошли к кассе аэропорта, и лётчик попытался убедить служащую, чтобы нас отправили. Что, мол, школьница летит с чужим малышом, а там уже их встречают… Но женщина в окошке была непробиваема.

Тогда Виктор велел нам ждать его здесь, а сам почти бегом поспешил куда-то. Через какое-то время вернулся с листом бумаги и отдал его кассирше.

Нам скомандовал: «Давай бегом со мной! Вещи надо из самолёта забрать, сейчас последний рейс в Архангельск пойдёт, и вас возьмут на борт», – доносилось уже на ходу.

Помню, уже на лётном поле сели в какую-то машину и на ней доехали до нашей «аннушки». Забрали вещи и на ней же нас подвезли к другому самолёту, где уже только нас и поджидали.

Конечно, я от души поблагодарила нашего авиатора, который помог загрузиться в самолёт, и мы полетели.

 

Но и это ещё не всё

 

Прибыв в Архангельск, мы узнали, что нас уже никто не встречает. Там по громкой связи объявили, что пешский рейс задерживается до завтра… Вот это был сюрприз!..

Был уже вечер. Смеркалось. Но я всё равно радовалась, так как здесь уже чувствовала себя как дома. До Северодвинска добрались к ночи. Сначала отвезла Диму на Ягры и передала маме и папе. А уж потом направилась к сестре. Она, как и родители малыша, была очень удивлена, что я прибыла этим днём… Так закончилось это незабываемое путешествие.

 

Слава нашим пилотам

 

С тех пор прошло полсотни лет. Но я вспоминаю ту историю всегда с глубокой благодарностью нашим пешским лётчикам.

Они были обычные простые люди, всегда внимательные, доб­рые и отзывчивые к своим пассажирам. И наверняка у многих наших земляков есть какая-то своя история о наших «воздушных извозчиках», тружениках малой авиации.

Героев моего рассказа уже нет с нами, но светлая память о них будет жить долго.

А всех ныне работающих в гражданской авиации от всей души поздравляю со 100-летним юбилеем отрасли и желаю всего наилучшего в жизни!

 

Галина Куликова,

жительница села Нижняя Пеша

 

Из материала Людмилы Макаровны Коткиной:

«В декабре 1950 года из Архангельска в самый мороз на грузовом Ли-2 с посадкой в Мезени и Нижней Пеше прилетели в Нарьян-Мар шестеро молодых радистов: Макар Огурцов (отец автора), Пётр Лобанов, Александр Строганов, Володя Семёнов вместе с молодой женой Аней, Виктор Фёдотов и Савельев (имя в архиве отца не сохранилось).

Приземлились на аэродроме Нарьян-Мара при свете костров, так как темнеет зимой рано, уже наступила полярная ночь.

Утром, чуть свет, отправились бывшие курсанты в радиоцентр. Познакомились с начальником связи Николаем Ивановичем Васильевым и большей частью своих сослуживцев.

Александр Иванович молодых специалистов (отцу было 18 лет) встретил доброжелательно, с каждым заинтересованно поговорил, подбодрил ребят, пообещал любую помощь в случае нужды. Дальше – отдел кадров, работники заключили трудовые договоры на три года, которые им весьма понравились. На душе стало спокойней, в чужой стороне, без родственников, в суровых климатических условиях выжить нелегко. Здесь все к ним отнеслись хорошо, с вниманием, по-товарищески (это лексика отца).