Известному журналисту Евгению Владимировичу Ружникову 8 марта 2023 года исполнилось бы 95 лет
Годы жизни заместителя главного редактора с 1964 по 1983 год: 8 марта 1928 год, с. Ома, Мезенского у-да Архангельской губ. – 13 ноября 2002 год, г. Нарьян-Мар.
Крёстный отец моей журналистики
Бог подарил мне знаковую встречу.
Июльским вечером 1966-го перед вылетом в Усть-Кару на работу в Красный чум я расставался с Нарьян-Маром, шагая мостками улицы Смидовича.
Она была в штакетниках, чтобы защищать зеленеющие ивняковые деревца. Мне объяснили: от скота. Тёплый вечер, зудели комары и гуляющие парочки то и дело обламывали ветки и отбивались от них…
Крыльцо ресторана «Харп» было усеяно брошенными зелёными ветками – так всё ведь обломают!..
В гостинице «Печора» не давали спать и храпевший сосед, и яркое солнце, и видение растоптанных зелёных веток на ступенях крыльца. В полусонную голову полезли мысли, стали одеваться в слова, лепиться во фразы…
Встал и набросал их на бумаге. И рано утром забежал в редакцию газеты. Оказавшийся уже на работе крупный мужик в лёгкой белой рубашке – заместитель редактора, просмотрев листки, коротко сказал:
– Пойдёт.
А узнав, что я лечу в Усть-Кару, предложил:
– Присылайте, если что напишется, ведь там редко кто из газетчиков бывает. Правда, номер наш недорого стоит. Но и то деньги, а они не помешают.
Я обещал ему.
Недели через две, разбирая красночумовскую посылку, доставленную в Усть-Кару почтовым рейсом «аннушки», я обнаружил в газете «Няръяна вындер» свои писания под рубрикой «Фельетон нашего читателя» – «Спасите деревья от… комаров!».
Так, 16 июля 1966 года появилась моя первая северная публикация, и Евгений Владимирович Ружников стал крёстным отцом моей журналистики.
Его судьба
А судьба его складывалась непросто.
Отец был арестован и осуждён по ст. 58-10 Уголовного кодекса, в 1938 году погиб в лагере. Зажиточную многодетную семью раскулачили, имущество конфисковали.
В родительском доме Ружниковых ещё в 80-е годы располагался Омский сельсовет. Евгений вступал в самостоятельную жизнь как сын врага народа.
После окончания в 1942-м Нижне-Пешской семилетки он – рыбак в колхозе. Окончив курсы, работал бухгалтером в хозяйствах «Верный путь», «Рыбак Севера» (1943–1945). Очень хотел учиться. Для этого и переехал в Нарьян-Мар (1952), где окончил вечернюю школу. Поступил на заочное отделение физико-математического факультета Архангельского пединститута.
Работает учителем математики, физики и черчения в школах города. Вступает в ряды ВКП(б). И периодически публикуется в окружной газете «Няръяна вындер», в штат которой пришёл в 1958-м с большим жизненным опытом.
Творческие способности, серьёзность материалов и партийная позиция нового газетчика были учтены окружкомом партии, когда его назначали редактором Амдерминской районной газеты «Полярная звезда» (1959).
Однако ликвидация в Ненецком округе районов и районных газет на некоторое время прерывает его журналистскую работу. Зато он получает возможность учиться: окружком партии направляет его в Ленинград, на газетное отделение Ленинградской Высшей партийной школы (1960).
После окончания учёбы, с сентября 1964-го и до выхода на пенсию в июле 1983-го, работает заместителем редактора газеты «Няръяна вындер».
Настоящий газетчик
Это был настоящий газетчик, хорошо понимавший роль и значение печати в жизни человека и общества и служивший ей профессионально и преданно. Как и положено партийному журналисту.
И потому никакого подобострастия к вышестоящим партийным органам не проявлял. Грамотный газетчик, он хорошо владел информационно-аналитическими жанрами публикаций, отлично умел макетировать газету, знал типографское дело.
Он чувствовал Слово. Был непримирим к проявлениям халтуры в материалах журналистов и суров к нарушителям дисциплины.
Но его внешняя суровость сменялась обаянием крепкого крестьянского мужика, когда он рыбачил на Печоре, оборачивалась весельем первого парня на деревне, когда брал в руки гармошку.
Член Союза журналистов СССР с 1965 года. Для многих он был наставником и учителем – строгим, но уважительным и справедливым.
В последние годы жизни, борясь с тяжёлым недугом, он работал пресс-секретарём первого губернатора Ненецкого округа, не терял связи с газетой – продолжал оставаться журналистом.
Открывая в архиве ФСБ скорбную правду об отце и добиваясь его реабилитации (состоялась в 1960), вспоминая трудно прожитые годы, удары судьбы и партийного начальства, в том числе за твёрдость и непокорность своего характера, он говорил с достоинством нам, журналистам: «Только не делайте меня бедным и обиженным!»
Таким и ушёл из этой жизни, оставив поднятыми на крыло своих детей и внуков.
И светлую память.
Виктор Толкачёв,
писатель, член Союза журналистов России
Справка «НВ»
Автор материала Виктор Фёдорович Толкачёв трудился в окружной газете «Няръяна вындер», собкором «Правды Севера» по НАО, старшим инженером в Нарьян-Марской неф-тегазоразведочной экспедиции, редактором на окружном радио, в областной газете «Волна», а также в московском журнале «Северные просторы».