Вы здесь

В них живёт казачий дух

«Черкесска» – танец на основе фольклора некрасовских казаков / фото Александры Берг

Приезд в Ненецкий округ государственного театра танца «Казаки России» стал долгожданным событием

 

Однажды они уже выступали на нашей сцене, произвели настоящий фурор, и благодарные зрители мечтали встретиться с артистами снова.

В этот раз «Казаки России» дали два концерта во Дворце культуры «Арктика» и провели открытую репетицию для художественных руководителей и участников местных коллективов.

А за пару часов до выступления, посвящённого Дню защитника Отечества, руководитель и основатель театра танца народный артист Российской Федерации, лауреат Премии ЦФО, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры Леонид Милованов нашёл время на беседу с корреспондентом «НВ».

 

– Леонид Петрович, чем в этот раз вы решили удивить зрителей? Какую программу привезли в НАО?

 

– Программа традиционная – казачьи песни и танцы. В своём коллективе мы соединяем культуру разных казаков – на территории России существовало 12 казачьих войск.

Знакомим с наследием кубанских казаков, донских, забытых некрасовских. Они названы так в честь своего атамана Игната Некрасова. Более 240 лет казаки-некрасовцы жили вне России. После подавления Булавинского восстания ушли с Дона в сентябре 1708 года сначала в Болгарию, а потом в Турцию, но всё же вернулись на родину.

В нашем репертуаре есть три вокально-хореографических спектакля: «Донская легенда» – по роману Михаила Шолохова «Тихий Дон», «Пугачёв» – по роману Александра Пушкина «Капитанская дочка» и спектакль «Казаки в Париже» о событиях 1814 года, когда русская армия и казаки во главе с императором Александром I вошли в Париж как победители. Режиссёр-хореограф двух спектаклей Екатерина Милованова – основатель новой трактовки в народной хореографии, обогащённой лексикой современных направлений танца. Надеюсь, когда-нибудь мы привезём в Нарьян-Мар один из наших спектаклей.

 

– А как начинался ваш творческий путь в этом направлении, почему решили развивать именно тему казачьей культуры?

 

– Я пришёл в казачество, не зная казачью культуру. Окончил Московский институт культуры, пять лет работал балетмейстером в Кубанском казачьем хоре, вот тогда и заинтересовался. Затем восстановил коллектив казачьей песни и пляски в Ставропольском крае. Потом меня пригласили в родной Липецк. Начинал с нуля, многие не верили, что у меня получится создать такой коллектив, говорили, ничего из этой затеи не выйдет, а я улыбался и продолжал своё дело. Молодёжи могу дать такой завет: никогда не останавливайтесь!

«Казаки России» на сцене уже 32 года. У нас 18 танцевальных пар, 12 вокалистов, 12 человек в оркестре, а в целом в коллективе – 140 человек, у нас работает свой швейный и сапожный цех. Плюс 250 детей занимаются в танцевальной студии. Её я создал 22 года назад, когда столкнулся с нехваткой кадров. Люди приходят и уходят, остаются местные. Половина из тех, кто танцует в коллективе сегодня – выпускники нашей детской студии.

 

– Как подбираете песни для выступлений?

 

– Этим занимается супруга Галина Милованова – руководитель вокальной группы театра. Она окончила Орловский институт культуры, дирижёрско-хоровое отделение. Все песни, которые звучат со сцены, подобраны для каждого артиста индивидуально. Галина – большой профессионал, заслуженная артистка России.

 

– Леонид Петрович, что вас больше всего удивило в изучении казачьей культуры, что стало открытием?

 

– Когда я приезжал к «некрасовцам», собирал фольклор, для меня, как для художника, было важно уловить какой-то штрих, движение, поймать характер. А затем на этой основе разработать танец. Смотрел, как они поют, танцуют, чувствовал, что в этом многообразии надо найти конкретику, и лишь когда приехал в третий раз – «щёлкнуло». День-другой посидел и сделал номер.

Надо поймать изюминку, остальное надумается, но важно сохранить характер и манеру исполнения именно этой национальности. Когда приехали в станицу уже с номером, казаки-некрасовцы одобрили, будто видели себя в танцорах – для меня это было высокой оценкой. В программе концерта для жителей Нарьян-Мара представлены танцы на фольклоре некрасовских казаков.

 

– А сами вы имеете отношение к казакам?

 

– А кто знает! Мне недавно книгу принесли, там рассказывается, что в Воронежской губернии был атаман Милованов. Спрашивают, не ваш предок? А я не знаю, пути Господни неисповедимы, всё может быть, корни воронежские есть…

 

– Поддерживаете казачий уклад жизни?

 

– Я хожу в церковь каждое воскресенье, мы молимся, прежде чем выйти из дома. Могу точно сказать – Бог есть. В 2021 году я перенёс коронавирус со стопроцентным поражением лёгких, еле выкарабкался. Жена молилась за меня на коленях, батюшки молились. И вот однажды мне снится сон, а сны я вижу крайне редко, обычно после насыщенного дня засыпаю крепко: ведь руководить коллективом – это быть и администратором, и директором, и балетмейстером, и добытчиком, находить средства на костюмы, инструменты, сапоги – очень много вопросов. А тут вижу во сне, что передо мной райские кущи, а сзади кромешная темнота, но я всё же вернулся назад. В это можно верить или нет. А мне с Богом легко и хорошо.

 

– Какие ключевые моменты свойственны всему казачеству?

 

– Казак следует девизу «За Веру, Царя и Отечество». В сентябре прошлого года мы выступили в Луганске. Концерт дали в филармонии, при полном зале. Доставили и гуманитарную помощь – тонну воды, спальные мешки, всё, в чём нуждаются участники СВО. Знали, что на передовой воюет казачий корпус – встретились с ними, передали гуманитарный груз, пожали руки. Казаки проявляют себя в деле, это те, кто имеет дух казачий. У меня друг есть с Рязанщины, он занимается сельским хозяйством и регулярно на КАМАЗах доставляет свою продукцию на Донбасс, собирает по области посылки, весточки ребятам от жён, детей и матерей. Что заставляет его так рисковать собой, у него семеро детей. Но иначе он не может.

А мы знакомим зрителя с казачьей культурой. Каждый концерт я разбираю с артистами, что-то добавляю, нахожу нюансы. Выступления должны быть разнообразны, а артисты не просто работать, чётко выполняя движения, а с темпераментом, вкладывая душу. Зритель чувствует это, потому всегда хорошо принимает.

В Нарьян-Мар мы приехали второй раз и, надеюсь, вернёмся ещё. Удалось прогуляться по морозцу, по хрустящему снегу, будто в детство окунулся… Люди в городе радушные, хлебосольные, добрые. Мы благодарны губернатору Юрию Васильевичу Бездудному за приглашение выступить для жителей Ненецкого автономного округа. Артисты театра танца «Казаки России» с теплом и трепетом ждут новых встреч с ненецкими зрителями.

 

Строки по случаю

Мне посчастливилось попасть на репетицию государственного театра танца «Казаки России». Поразила их хореография и настрой на исполнение номера. Убедилась ещё раз, что все успехи зарабатываются трудом. Они профессиональные артисты, но перед репетицией долго и упорно тренировались – разогревали мышцы, это их ежедневный ритуал. На наших глазах с номера сняли девочку, которая не смогла попасть в ритм музыки! Их танцы – это произведение искусства.

– Для того, чтобы вы были лучшими, нужно трудиться, казаки России, – повторял Леонид Милованов на протяжении всей репетиции.

Аня Яковлева, юнкор Клуба юных журналистов, участница коллектива «Морошки»