О роли утюга в истории человечества – в новом выпуске рубрики «Жизнь вещей»
Где-то далеко внизу под облаками пылал мой дом. Валил чёрный дым, соседи метались по квартирам, собирая вещи и документы.
От воплей сирены колотилось сердце и сбивалось дыхание, водитель пожарной машины не мог подъехать из-за тесно наставленных во дворе авто и громко матерился. Воображение рисовало картинки: одна страшней другой, а самолёт всё дальше уносил меня от Нарьян-Мара и родной уютной квартиры, где перед отъездом вздумалось поутюжить вещи в дорогу. Так выключила я его или нет?
Тяжёлый и горячий
«Утюг – женский эталон настоящего мужчины: горяч, гладит и пьёт только воду», – шутит во всемирной паутине армянский шахматист Ашот Наданян. В запасниках окружного музейного объединения таких «эталонов» – около тридцати штук. Есть утюги стальные и чугунные, работающие на углях и на электричестве.
На большом столе – немалая коллекция из музейных фондов. Слева 13 утюгов из краеведческого музея, справа – 11 экземпляров из Пустозерского музея-заповедника. И каждый связан с чьей-то жизненной историей.
Вот утюг, переданный в музей известным в округе краеведом Сергеем Козловым в 2019 году. Чугунный артефакт хранился на чердаке так называемого «дома из поленьев» в Качгорте. Дом построил Пётр Давыдов в 1957 году. Большая статья об этом уникальном здании, которое действительно возвели из обычных поленьев, была опубликована в «Няръяна вындер» № 232 от 27 ноября 1957 года. «…Давыдов говорит, что на стропила, латы, венцы, да и сами стены ушло двадцать кубометров дров-долготья и семь кубометров одно- и двухдюймовых досок… Поздно вечером покидаем мы гостеприимного и словоохотливого хозяина. В памяти ещё звучат его простые, полные смекалки слова, и от всего сердца хочется, чтобы начинание Петра Афанасьевича Давыдова не осталось незамеченным…», – написал журналист «Няръянки» В. Михайловский. Ну, а раритетный утюг теперь хранится в музейных фондах как необычная память о человеке и его особенном доме.
Самый маленький утюжок в фондах – из старых поступлений – музейной легенды на него нет, зато есть именное клеймо с буквой «У». В своё время чугунных утюгов выпускалось много, их отливали на больших заводах и делали в маленьких артелях, где их, как правило, не маркировали.
– На одном из утюгов есть дата 1958 год и заводское клеймо «ЯЧЗ», то есть Ярославский чугунный завод, – демонстрирует один из артефактов главный хранитель музейных фондов Светлана Попова. – А эти два утюга нам передала Людмила Бурдикова. Утюги были приобретены уже в Нарьян-Маре, после того как Людмила Владимировна переехала в город с Новой Земли.
Один из чугунных артефактов с клеймом в виде звезды сделан на Ленинградском чугунном заводе. На другом есть клеймо «НЗ». Возможно, он был изготовлен на Нювчимском чугунолитейном заводе в Респуб-
лике Коми. С учётом того, что в округ приезжало много выходцев из соседнего региона, это похоже на правду. Много утюгов, сделанных в городе Касимове Рязанской области.
Один из самых старых и весомых экспонатов – работающий на угле и с массивной деревянной ручкой – передан в музей Антониной Ивановной Зиминой в начале нулевых. Согласно документам он перешёл к ней от её мамы Марии Зиминой и был в хозяйстве аж с 1929 года. Это одна из немногих вещей, которые уцелели в военные годы, так как более-менее ценное меняли на еду. Прибыл утюг из деревни Русские Сибы, что находится в Удмуртии. В 1941 году глава семейства погиб на фронте. Его супруга Мария, чтобы прокормить пятерых ребятишек, как и многие другие её односельчане, покинула деревню, чтобы выжить. Подалась на Крайний Север, ведь по рассказам знакомых, здесь «по рыбе ходили», то есть еды было вдоволь. На самом деле ходить пришлось по деревянной щепе Печорского лесозавода, так как с продовольствием тоже были проблемы. А утюг уцелел и обрёл последний приют в музейных закромах.
Фамильный утюг
Старинные утюги делились по способу нагрева. Цельнолитой или цельнокованый подогревали на печке или плитке. Чуть позже появились утюги «внутреннего сгорания». Открываешь сверху железную крышку, кладёшь внутрь угли из печи, потом только приглядывай, чтобы искры одежду не подпалили. Время от времени им размахивали, чтобы воздушный поток раздувал тлеющие угольки. Подобный утюг хранится на чердаке в одном из частных домов в микрорайоне Сахалин.
– Этот утюг приехал из Республики Коми, когда бабушка с дедушкой в Нарьян-Мар переселялись в 30-х годах, – показывает чугунный раритет Степан Паршев. – Всё, что было в имуществе ценного, то и везли с собой: корову, пару сундуков, утюг, другой хозяйственный скарб. До войны такими устройствами пользовались, а после Победы, когда мирную жизнь наладили, на электрические утюги перешли. От бабушки с дедушкой в наследство остались старые иконы, какая-то мебель, плетёные корзины, туеса и расписные прялки. С сыном Андреем в наш краеведческий музей ходили, много чего видели, что у нас в старом доме хранится. А этот утюг берегу как память о родных людях, потом по наследству ему передам…
Чугунные старинные утюги в современной жизни часто использовали вместо гантелей или как груз для квашения капусты. Весили они прилично, одна глажка белья с помощью такого устройства приравнивалась сеансу занятий в тренажёрном зале. Современным барышням, которые тяжелее айфона ничего не поднимают, даже представить боязно, как женщины управлялись с домашним хозяйством ещё совсем недавно: без электрических утюгов, посудомоечных агрегатов и стиральных машин-автоматов. Низкий поклон научно-техническому прогрессу от всех нас. Как говорил Борису Пастернаку советский поэт-футурист Владимир Маяковский: «Вы любите молнию в небе, а я – в электрическом утюге».
Вместо послесловия. А утюг из розетки тогда я выключила. И вы, пожалуйста, поаккуратней с бытовыми приборами…