Вы здесь

«Сумрак» на краю света

Олег Вылегжанин и Василий Поляков вспоминают пройденный путь по карте в редакции «Няръяна вындер» / Фото Екатерины Эстер

Проверка отечественной техники и территории.

Команда разработчиков внедорожной техники и кинематографисты объединили свои усилия и отправились в Ненецкий автономный округ.

 

Современный, наш

 

Олег Вылегжанин – уроженец Магадана, опытный водитель, путешественник – объехал всю Россию, Европу, Азию. А ещё он генеральный директор компании «Транском-Плюс», которая ведёт разработку современной вездеходной техники из отечественных компонентов.

Новейшая модель компании – снегоболотоход «Сумрак». Олег решил лично его испытать в особых условиях, и территория НАО оказалась отличной возможностью для этого.

– Езжу сам, чтобы посмотреть технику в деле, чтобы не испытатель до меня донёс информацию, а я сам всё увидел. Главная особенность «Сумрака» – большая проходимость, грузоподъёмность, скорость передвижения.

Смоделированная на компьютере проходимость, особая геометрия кузова и конструкция колёс машины позволяют развивать скорость по ледяным торосам 50-60 км/ч, брать на себя до двух тонн грузов или до 18 пассажиров.

Есть комплектация с моторизованным прицепом. Техника способна перевозить и крупные предметы: трубы, металлоконструкции, сейчас их доставляют в округ практически только летом.

Машина построена по принципу импортозамещения: полный цикл R&D, CAD-проектирование, лазерная резка металлокомпозитов, пространственная рама, алюминий и карбон, дифференциалы и блокировки собственной разработки.

– После экспедиции проведём анализ, выявим объекты улучшений, всё доработаем, и у нас уже будет серийный образец. Область применения обширная: перевозки грузов, пассажиров, оборудования и даже БПЛА, задачи для любых структур – от МЧС до нефтяников. Платформа модульная, а ещё мы готовим «Сумрак ровер», это такой компактный вездеход с автопилотом, лидаром и нейросеткой. Чтобы его «обучить» езде по арктическому бездорожью, провели специальные съёмки для датасетов машинного зрения, ведь условия отличаются от городских.

…Экспедиция прошла в два этапа. Первый – с конца февраля по начало марта: доехали от Архангельска до Шойны на трёх образцах новой машины (немного разных по размеру и комплектации). Второй этап прошёл буквально только что по маршруту Архангельск – Несь – Индига – Коткино – Нарьян-Мар – Ухта.

– Я сам северный человек и заинтересован в развитии русской Арктики. Здесь живут потрясающие люди, но перед ними стоят серьёзные вызовы. Надо продумывать варианты развития логистики на Крайнем Севере: связь, пункты с заправкой и обслуживанием, доступный транспорт для населения. Это самое первостепенное. Тогда жизнь станет мобильнее, приедет больше туристов, а молодёжь начнёт кататься по регио­ну в современной концепции экономики впечатлений.

 

Суровое и красивое кино

 

Вместе с Олегом в экспедиции приняли участие кинематографисты из компании «Шарк фильмс» – режиссёр Рубен Маншпайзер и оператор Василий Поляков. По итогу должен получиться художественно-документальный фильм об округе, культурах трёх народов – поморов, ненцев и коми, «Сумраке», путешествии, красоте и героической жизни на Севере.

– Проект мы назвали «Я русский»: русские ребята едут на русском вездеходе по русской Арктике в эпоху импортозамещения на историческом рубеже Индустрии 4.0; встречаются с интересными людьми, которые преодолевают трудности на своей земле. Такой главный замысел, – отметил Василий Поляков.

Съёмки шли на протяжении всего пути, но полноценный съёмочный день состоялся в Коткино.

– Производят впечатление просторы. Впервые увидел северное сияние. Природа нам его подарила в этой поездке. Было ощущение, что стоим под куполом света. Впечатление сильное от морского побережья. Много красивых мест. И люди восхитили – такой суровый климат, а они такие добрые... Обилие радушия, тепла сердец. В Коткино был потрясающий хор в национальных костюмах. Меня поразило, что у местного ДК есть современная аппаратура, которую не на каждой студии в Москве можно увидеть, и есть специалист, который мастерски ею пользуется, – делится своими эмоциями оператор.

Также участники экспедиции в Коткино провели для школьников мастер-класс, показали основы кинопроизводства: детально познакомили с процессом съёмок кино, техникой. И покатали на вездеходе.

– Люди гостеприимные, с улыбкой на лице. В Индиге нас глава Вадим Евгеньевич Глухов встретил прямо на реке ночью. Проводил на стоянку, определил с ночлегом и ужином. На следующий день поехал показывать на своей машине окружающие красоты. Он большой молодец, настоящий хозяин. Всё у него правильно, настраивает быт. И людей собрал вокруг себя отличных – видно, что все стараются трудиться на общее благо, – рассказывает Олег.

Как отмечают участники экспедиции, северный народ просто уникален, но условия жизни бросают свой вызов. И одна из задач будущего фильма – показать ежедневные задачи, которые сопровождают красивую картинку северной природы. А героям картины, жителям Севера фильм может помочь осо­знать себя – какие у них есть возможности.

– По пути мы встречали людей, у которых сломалась техника. Человек шёл по морозу по направлению к посёлку, чтобы там поймать сигнал вышки, позвонить и сообщить о поломке. Ещё две машины вытаскивали из ледяного плена, одну на руках, а вторую, с разорванным мостом, с помощью лебёдки. Встретили путешественников на снегоходах, обвешанных канистрами с топливом. Потому что в свободной продаже бензин ни в тундре, ни в посёлках (кроме Неси) не найти, но с таким грузом мало кто согласится путешествовать – это же неудобно. Были люди, которые принципиально приехали на Север, и те, кто планируют уезжать, – отметил Олег Вылегжанин. – Экспедиция не только про красивую киношную картинку, это исследование, как улучшить жизнь на Севере. Показать, с какими проблемами сталкиваются люди, какие из них – надуманные, а какие – значимые. Как они решают эти проблемы, как хотели бы решать и, наконец, как можно разрешить современными методами.

 

По дорогам Арктики будущего

 

По мнению разработчика техники, одно из решений – улучшение мобильности и качества логистики.

– Важно ускорить перемещение людей между населёнными пунктами кратно. Тогда из Коткино можно хоть каждый день, а не по особому случаю, приехать в Нарьян-Мар на концерт, киносеанс, в ресторан, закупиться лекарствами, привезти друзьям и родственникам книги, игрушки. Социальная роль логистики огромна. Нужны точки обслуживания техники, ведь на Севере должно решаться всё быстро, любое промедление здесь может стоить здоровья, жизни, – размышляет Олег.

Партнёр экспедиции, эксперт по технологическому развитию арктических территорий Александр Торцев отмечает, что в стратегии развития округа надо закладывать CustDev подобных экспедиций.

– Экспедиция «Я русский» получилась многоплановая. Во-первых, она продемонстрировала выносливость отечественного аппарата «Сумрак», который разработан специально для таких территорий как НАО, и показывает себя эффективным по скорости, грузоподъёмности и расходу топлива. Во-вторых, это история, как из маленькой идеи – быстро и комфортно добраться из Коткино в Нарьян-Мар – появляются идеи высшего порядка: как жителям Севера дать новые скорости, как создать ценности их продвижения по личной жизненной траектории, чтобы люди, связанные с Севером судьбой, отсюда не уезжали, возвращались, рожали детей и могли развивать своё дело на родной земле.

 

Справка «НВ»

R&D – (с англ. Research and development – исследование и разработка) – отдел в компании, отвечающий за создание, выведение на рынок продукта и управление его жизненным циклом.

CAD-проектирование – организационно-техническая система, предназначенная для автоматизации процесса проектирования.

Лидар – технология, активно использующаяся в геодезии и картографии. Она позволяет строить трёхмерные модели и карты с помощью световых лучей.

CustDev – серия «глубинных» интервью, которые проводят, чтобы протестировать жизнеспособность будущего продукта на потенциальных покупателях.