Вы здесь

О тех, кто служит Мельпомене

Сцена из спектакля «Снежная королева». Герда в гостях у Принца и Принцессы. 1979 год / фото из архива С. Никулина

Нынешний год знаменателен для культурной жизни НАО. 60 лет назад драматическому коллективу городского Дома культуры было присвоено звание «Нарьян-Марский народный театр»

В рамках Всемирного Дня театра сотрудники Этнокультурного центра НАО проводят третий региональный театральный марафон. В этом году он посвящается юбилейной дате.
Жителям округа представлена возможность увидеть спектакли по пьесам из репертуара легендарного театрального коллектива прошлых лет.
В марафоне принимают участие 10 любительских театров из Нарьян-Мара и населённых пунктов округа: Великовисочного, Оксино, Неси, Тельвиски, Хонгурея и Нельмина Носа. Три из них – театр «Суфлёр», студенческий театр «Улыбка», ненецкий театр «Илебц» – носят заслуженное звание «Народный самодеятельный коллектив».
– Театр в Заполярье – это огромный исторический пласт культуры, формирование которого было положено ещё в начале прошлого века. В дальнейшем это имело большое значение для развития творческой, общественной жизни округа, формирования его своеобразного культурного кода, – говорит Сергей Никулин, ветеран Нарьян-Марского народного театра, а ныне режиссёр Ненецкого народного театра «Илебц».

Истоки

По мнению режиссёра, многие, наверное, будут удивлены тем, что корни наших самодеятельных коллективов уходят к первому профессиональному театру Нарьян-Мара, когда его артисты «пошли в народ» и организовали первые смотры самодеятельности. Драмтеатр у нас был создан в конце 30-х годов силами приезжих профессиональных актёров, среди которых находился и будущий основатель народного театра Моисей Немчин. После закрытия сцены в 1948-м, спустя два года, Моисей Аркадьевич вернулся в окружную столицу и создал самодеятельный драматический коллектив при городском ДК. Зрители вновь увидели большие и малые спектакли, которые пользовались успехом не только у северян, но и на выездных конкурсных показах в других регионах. В 1961 году коллективу было присвоено звание народного, одному из первых на Крайнем Севере. С этого момента начинается история легендарного Нарьян-Марского народного театра. А в 1969 году Моисею Аркадьевичу Немчину, первому в истории округа, было присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».
Десятки талантливых постановок пьес классиков и национальных авторов снискали любительскому театру славу и уважение зрителей. В том числе благодаря достойному оформлению спектаклей. Настоящим профессионалом этого дела был художник, заведующий постановочной частью театра Анатолий Юшко.

Слово о мастере

Анатолий Иванович приехал в Нарьян-Мар в 1957 году. Как говорили, он был художником от Бога. Всякий раз зрители восторженно встречали созданные им оригинальные художественно-декоративные работы для концертов, спектаклей, массовых праздников, наружной рекламы.
Наряду с этим Анатолий Юшко обладал ещё одним неиссякаемым даром: мастерством актёрской игры. Он был великолепным, весьма талантливым артистом. Анатолию Ивановичу прекрасно удавались разноплановые роли во многих сценических постановках Нарьян-Марского народного театра. Как в жизни, так и на сцене он всегда представлял собой ярко выраженный образ настоящего, скромного интеллигента, натуры тонкой, мудрой и изысканной.
Кстати, первый дизайн городского обелиска Победы разрабатывался с участием Анатолия Ивановича. Им же была создана и красивая эмблема для народного театра, многие годы украшавшая афиши и программки спектаклей творческого коллектива.

Героическое воплощение замысла

Продолжением значимых вех в развитии народного театра стали 70–80-е годы. На 50-летие Ненецкого автономного округа, в 1979-м, театральный коллектив поставил грандиозную по своим масштабам пьесу местного автора Григория Вокуева «Герои не умирают». Она была посвящена становлению советской власти на Севере. Режиссёры – Любовь Суборнова и Алексей Баранов (Ленинград). Художник-постановщик – Филипп Кычин.
Это было настоящее зрелище. По словам Любови Игнатьевны, ничего подобного в истории округа ещё не случалось. Одно то, что в спектакле участвовало более пятидесяти самодеятельных артистов, уже говорило об уникальности постановки. Впервые на сцене городского ДК был сооружён накладной вращающийся круг для быстрой смены декораций.
По воспоминаниям Любови Суборновой, это сооружение оказалось настолько тяжёлым, что пришлось для его обслуживания приглашать целый взвод солдат из местного военного гарнизона. Они металлическими крюками цепляли за специальные «уши» и в темноте поворачивали круг в перерывах между сценами.
Постановка была необыкновенно мощной по накалу действий и страстной игре артистов.

Здравствуйте, товарищ Ленин!

Свидетель знаменательной премьеры Сергей Никулин, в те годы выпускник режиссёрского отделения Ленинградского института культуры имени Н. К. Крупской, вспоминает:
– Уже после спектакля «Герои не умирают» летом показали и небольшую инсценировку под названием «Хотя Ленин и не был на Севере». Её автор Георгий Вокуев, режиссёр Любовь Суборнова.
Образ вождя мирового пролетариата на нарьян-марской сцене воплотил актёр и преподаватель ЛГИКа Алексей Баранов. Он уже имел опыт исполнения роли Владимира Ильича в городе на Неве и соответствующие рекомендации. Поэтому согласований особых не требовалось. Стоит отметить, что в советские времена на то, чтобы сыграть роль такого персонажа, требовалось обязательное разрешение властей.
Для нарьян-марских зрителей на концерте, посвящённом 50-летию нашего округа, появление на сцене «вождя» мирового пролетариата стало неким шоком. Ведущий в стихах вдруг предложил войти в зрительный зал самой истории.
– При полнейшей тишине, – продолжает Сергей Константинович, – двери из фойе открылись и уверенной походкой по центральному проходу зашагал загримированный в вождя артист. Большинство зрителей затаили дыхание, встали с мест и непроизвольно зааплодировали. А кто-то даже выкрикнул: «Здравствуйте, товарищ Ленин»! Скорее всего здесь сыграл эффект неожиданности.
«Вождь» поднялся на сцену и вместе с другим партийным деятелем, которого играл Сергей Николаевич Тельтевский, подойдя к большой карте Крайнего Севера, начал беседу о том, как скоро молодая Страна Советов будет прирастать богатствами Арктики.
– Здесь мы обязательно найдём нефть, залежи каменного угля, газа и других природных ископаемых, которые будут служить процветанию советского государства, – звучало со сцены. Некоторые, особенно чувствительные зрители, даже прослезились.

Блистательный спектакль дипломника

Яркой и запоминающейся оказалась на сцене Нарьян-Марского ДК и премьера пьесы по сказке Андерсена «Снежная королева». Она состоялась в 1979 году. Это была дипломная работа выпускника института культуры Сергея Никулина.
– Тогда при Народном театре действовала юношеская студия, – вспоминает Сергей Константинович, – в которой когда-то состоялось и моё творческое начало. В то время там занимались в основном ученики школы №1. Параллельно с большими репетициями постановки «Герои не умирают» шли и мои занятия с ребятами в кабинете театра над спектаклем «Снежная королева». Репетировали отдельными сценами. Запомнилась реакция юных артистов, когда отыграли спектакль на сцене. Они изумлённо заговорили, что представить себе не могли: насколько интересной окажется постановка в её окончательном виде, со светомузыкальным и необычным сценографическим оформлением.
Премьера прошла при полном аншлаге. Зрители стояли даже в проходах. Начинающие артисты с волнением выходили на сцену. Но спустя несколько минут переживания отступили, ребята уже играли непосредственно и от души. После спектакля юных актёров и начинающего режиссёра несколько раз бурными аплодисментами вызывали выйти на поклон.
– Никогда не забуду, – говорит Сергей Никулин, – моих юных актёров-студийцев: Елену Торопову, Ольгу Бучневу, Надежду Чупрову, Евгения Лыкова, Андрея Чуклина, Андрея Елизарова, Игоря Попова, Виктора Недосветея, Игоря Гусева, Андрея Коровина, всех, кто участвовал в этой работе. Благодаря нашему общему успеху, мне в институте тогда удалось защитить дипломную работу на отлично.

Вместо эпилога

К сожалению, в силу ряда причин Нарьян-Марский Народный театр прекратил свою деятельность в 90-е годы. Накануне всемирного Дня театра нам удалось лишь коснуться некоторых эпизодов из истории творческого объединения.
Впереди ещё много страниц о наших замечательных личностях – режиссёрах, художниках, актёрах, которые достойно и талантливо служили богине театрального искусства Мельпомене.

Андрей Владимиров