Вы здесь

Шофёр – профессия творческая

Геннадий Павлович Балмасов / Фото из семейного архива Балмасовых

Наверное, дети, рождённые в военные годы, строже и внимательнее смотрят на мир. Это на них пал выбор поднимать народное хозяйство, намечать новые пути развития округа

«Строка к строке – и есть крыло», – писал ненецкий поэт Алексей Пичков, долгие годы проработавший в «Няръяна вындер». И вот новые строки обрели крылья на страницах газеты. О своих коллегах рассказывает заслуженный журналист окружного радио.
Профессию Геннадия Павловича Балмасова не назовёшь творческой, если не знать, что четверть века рабочего стажа и часть своей души он отдал, работая водителем внедорожника ГАЗ-69 в редакции окружного радио.
Так получилось, что в 1967 году, устроившись на работу, он оказался у истоков эпохи развития радио в НАО. Первый выпуск передач в 1965-м в год 20-летия Победы поставил окружное радио в центр внимания жителей округа.
К тому времени у 26-летнего водителя уже сложилась серьёзная биография. Тракторист-машинист широкого профиля и шофёр-дизелист 3-го класса три года прослужил водителем в войсковой части Нарьян-Мара. После демобилизации остался на Севере. У нас никто не удивляется, когда человек, приехавший в округ на время, остаётся здесь навсегда. Север привязывает людей крепче корабельного каната. К тому же на родине, в селе Василково Ярославской области, у него не осталось близких. Была ещё одна причина выбрать местом жительства Нарьян-Мар – любовь.
В сентябре этого года Геннадий Павлович и Татьяна Петровна Балмасовы отметят 55-летнюю годовщину совместной жизни. А в далёком 1969-м, когда внедорожники стали неотъемлемым транспортом на Крайнем Севере, сел за баранку машины ГАЗ-69, которая прослужила ему четверть века в редакции и почти столько же много позже.
А время второй половины 60-х и начала 70-х годов было уникальным, насыщенным каждодневными новостями о жизни округа. Правда, из-за капризов нелётной погоды почта неделями не могла доставить «Няръяна вындер» в населённые пункты, особенно отдалённые. Зато ежедневное радиовещание начиналось в шесть часов утра. По нему сверяли время, узнавали прогноз погоды и свежие новости даже на Колгуеве. Нам доверяли, нас ждали в посёлках и деревнях, а водитель оставался в тени нашей популярности. На самом деле мы, корреспонденты, были у него на подхвате.
Что значил водитель для редакции радио? Корреспондентов много и у каждого свой план работы, где намечены время и место встречи с участниками радиовыпуска. А пункты, как назло, в разных районах города или вовсе за его пределами, и водитель всегда в пути. Главное, не опоздать, а значит, не сорвать выпуск программы. И ответственность за успех записи изначально лежит на водителе.
Казалось, машина Геннадия Павловича была заколдована. Распутица, рыхлые снежные ямы пополам с грязью, время ледохода – потоки воды в городе чуть не достают до ветровых стёкол. Отсутствие крепкого дорожного покрытия в те годы и километры пройденных дорог. А машина у водителя всегда в идеальном порядке – так казалось нам, несведущим корреспондентам. Но чтобы так было, по воспоминаниям его супруги Татьяны, он часто вставал в пять часов утра и шёл в сарай, служивший гаражом, который располагался достаточно далеко от редакции, на месте нынешнего старообрядческого комплекса. Топил печь, прогревал машину, накрывал её как ребёнка, который может простудиться, и к началу рабочего дня был готов ехать на любое редакционное задание.
Геннадий Павлович, внешне спокойный, немногословный и при этом всегда доброжелательный, принимал близко к сердцу всё, что происходило в редакции. Мы удивлялись его пунктуальности, собранности, выдержке и спокойствию за рулём, а ещё профессионально быстрой реакции в неоднозначных ситуациях. Однажды вечером мы возвращались из командировки в Нельмин Нос. Начиналась метель, которая в дороге превратилась в настоящую пургу. Мы пробивались по Печоре через снежную пелену. В месиве пурги не было видно ни реки, ни берегов. И вдруг над машиной нависла чёрная стена, наш водитель успел вовремя среагировать. Грузовой фургон, направлявшийся в Нельмин Нос, накрепко застрял в двух метрах от нас. Молоденький шофёр отчаялся сдвинуть его с места. Геннадий Павлович по-хозяйски сел за руль, под его руками машина ожила и уверенно выползла из ледового плена. Это был пример настоящего профессионализма и шофёрского братства. В Нарьян-Мар мы вернулись к полуночи.
Двадцать пять лет редакционный ГАЗ-69 уверенно и с полной отдачей своих лошадиных сил колесил по дорогам Нарьян-Мара и ближайших населённых пунктов. Потому что управлял им опытный водитель, который преданно относился не только к своей машине, но и к окружному радио и к нам, корреспондентам.
Но в 1992-м, перестроечном году, когда разваливались предприятия и все держались за работу, Геннадий Павлович ушёл из редакции, не согласившись с некоторыми противоправными требованиями руководства. Это был мужской и человеческий поступок, хотя можно было приспособиться, проявить хитрость и осторожность. В дальнейшем он также честно и с полной самоотдачей работал водителем в Севержилкомсервисе.
О его трудовом вкладе говорят грамоты и благодарственные письма. Геннадий Павлович Балмасов – ветеран труда НАО и Российской Федерации. Но главной ценностью для него всегда была и остаётся семья.
– Я бы не состоялась как учительница, если бы у меня не было такого мужа, – вспоминала Татьяна Балмасова. – Я моложе супруга, хотела учиться дальше и поступила заочно сначала в Нарьян-Марское педучилище, затем продолжила образование. Самая горячая пора для студента-заочника – это сессия, когда надо отрываться от дома, семьи и маленького ребёнка. Супруг спокойно отпускал меня на учёбу, оставаясь с полугодовалой дочкой. Не каждый мужчина способен на это.
И сейчас Геннадий Павлович старается обеспечить семью грибами и ягодами. Он хозяин и добытчик, окружающий близких любовью, теплом и заботой. Пример для семьи, в которой по стопам мамы, бабушки – два поколения учителей. Подрастают два правнука.
24 марта семья поздравляла своего мужа, деда, прадеда с 80-летием. Вслед за ними и я желаю здоровья своему бывшему коллеге, которым считаю Геннадия Балмасова. Будьте счастливы в кругу семьи и также крепко держитесь за жизнь, как десятки лет держались за баранку своей любимой машины ГАЗ-69.

Анна Пекканен,
корреспондент окружного радио с 1973 года, председатель Совета ветеранов труда СМИ