Вы здесь

Байкал, буузы, буддизм и даже бурки

Ёхор – народный танец-хоровод у бурят / Фото автора

Чем удивляет Республика Бурятия.

Этой зимой мы ткнули пальцем в карту и решили: айда в отпуск в Бурятию. Морозами нас не напугаешь, перелётом в шесть часов тоже. Так чего ждать?

 

Машина времени

 

Мне нравится путешествовать по России, открывать для себя новые регионы, смотреть, как живут люди. Порой даже не верится, что это всё одна страна: настолько разные обычаи, культура, природа.

В Бурятию отправляемся на машине времени: вылетаем вечером одного дня, прилетаем уже на следующие сутки. Разница с Москвой плюс пять часов. Организм сперва противится такому скачку, но кто сказал, что путешествия во времени даются легко?

Первое, что удивляет в столице республики после нашей полярной ночи, – залитые золотом улицы. Завистливо прищуриваешь глаза. Улан-Удэ – самый солнечный город России, солнце светит здесь 2797 часов в году – то есть более 320 дней.

А вот похвалиться снегом улан-удэнцы не могут. По сравнению с нашими, их сугробы – сущий пустяк. Осадков мало, дорожки едва припорошены белой пудрой. Климат в Бурятии резко континентальный: зимой крепкие морозы, летом зной.

Холод щёки, конечно, щиплет, но привыкаешь быстро. Влажность воздуха низкая, поэтому и переносить проказы зимы легче. Пройдёмся по центру?

 

Голова революционера Ленина

 

Если в поисковую строку вбить «Достопримечательности Улан-Удэ», одним из первых выдаст памятник Ленину. Это самая большая монументальная голова вождя революции.

Весит скульптура 42 тонны, а отливали её на том же заводе, что «Рабочего и колхозницу».

На самой макушке установлены крохотные, незаметные иголочки: чтобы птицы не садились на темечко Владимиру Ильичу.

 

Улан-удэнское кружево

 

Сохранились в Улан-Удэ старинные деревянные дома. Фасады зданий восхищают: на каждом неповторимое, изящное кружевное ожерелье.

Узоры сочетают и традиционные бурятские орнаменты, и барочные мотивы.

 

Откуда бурки?

 

Во время прогулки нет-нет да обращаешь внимание на обувку местных жителей. Каждый второй здесь ходит... в бурках! С орнаментом, вышивкой, кожаными вставками, низких и высоких. У одной горожанки даже на молнии.

Дороги в городе не посыпают реагентами, поэтому сапоги из оленьего меха долго остаются в сохранности.

То, что мы называем бурками, в Бурятии именуют унтами. Пришла эта обувь от эвенков – кочевого народа, проживающего в республике.

Кстати, о народностях. Их в регионе около 150. Буряты – общее название местных жителей. Так их прозвали служилые казаки, пришедшие осваивать новые территории. У бурят есть свои рода – эхериты, булагаты, хори-буряты, хонгодоры, сартулы. У каждого свои диалекты и костюмы.

 

Сагаалганаар! Сагаан hараар!

 

Прислушиваешься и к речи местных жителей. Говорят они быстро, проглатывая некоторые звуки. В магазинах, случайных обрывках разговоров то и дело доносится:

– Сагаалганаар! Сагаан hараар!

Это поздравление с праздником Белого месяца. Сагаалган – буддийский Новый год. Дата непостоянная и зависит от лунного календаря. В 2024-м – 10 февраля.

Первым о торжестве рассказывает таксист Баир:

– Накануне праздника все ходят по магазинам, покупают продукты и подарки для близких. Завтра пойдём в гости. По старшинству: дети идут к родителям, бабушкам.

Чуть больше узнаём о праздникев в Музее истории Бурятии. Наш экскурсовод Саяна Галсанова объясняет: Сагаалган – обновление, в это время человек переходит в новый год, оставляя всё плохое в прошлом:

– Перед этим днём божествам, которые в доме находятся, мы делаем подношения. Чтобы год хороший был, чтобы они нам помогали. Сагаалган у нас даже празднуется больше, чем Новый год. Ещё в эти дни вывешивается флаг, где изображён конь удачи – хии-морин. Ваша энергия, ваша мощь садится на эту лошадь. Ветер флаг раздувает, ваши молитвы будут слышны. Настрой на хорошее.

 

Как музей спас церковь

 

Верхний этаж Музея истории Бурятии целиком посвящён буддизму. Здесь уникальнейшие экспонаты: танки – буддийские иконы, нарисованные минеральными красками; скульптуры 441 года нашей эры, буддийский философский канон «Ганджур» XVIII века, ксилографы на старописьменном монгольском языке, Атлас тибетской медицины...

Сохранить подлинники помог антирелигиозный музей, который работал в Бурят-Монгольской Республике в 30-е годы. Располагался он в здании Одигитриевского собора. Для пополнения музея материалами с районов республики свозили «имущество служителей культа»: было собрано более 12,7 тыс. предметов.

 

Добро пожаловать в Нарнию

 

Бурятия – главный центр буддизма в России. Чтобы больше узнать о религиозно-философском учении, отправляемся в Иволгинский дацан. Здесь можно свободно заказать экскурсию, а после остаться на хурал – буддийский молебен.

Нас встречает лама Алексей. Улыбчивый молодой человек родом из Смоленской области, по специальности инженер. Сюда попал случайно: проезжал мимо, узнал о первом буддийском университете в России – «Даши Чойнхорлин». Стал студентом-послушником, так и остался.

– Вы как к буддизму: больше дальше, чем ближе? Тогда воспринимайте, что сегодня вы оказались в Нарнии, сказочной стране, – начинает свой рассказ Алексей. – Заходите в дуган, головной убор снимайте. Даже девушки. Вы же когда в гости к другу проходите, снимаете шапку? Так и здесь.

Вход в дуганы (храмы) охраняют скульптуры рычащих, гневных животных – львов, тигров и лигров. Они здесь несут свою службу: отгоняют злых духов.

– Проходим мимо хурдэ – молитвенных барабанов, вращаем их по часовой стрелке. Неважно, какого вы вероисповедания. Внутри находится свиток с молитвами на тибетском языке. Тибетского вы не знаете, поэтому молитву за вас читает ветер, – говорит Алексей.

Красота здешних мест завораживает любого. Не привыкли мы видеть буйство ярких красок в религиозных комплексах.

 

Переплетение культур

 

Уникальность местных верований в их переплетении. Буддизм здесь тесно связан с местными обрядами, поклонению духам предков, природы.

– Каждую неделю у себя во дворе развожу костёр, кладу туда пищу – так кормлю духов своих предков. Хожу в буддийский храм. В Масленицу семья печёт блины. В Пасху – тёща красит яйца, мы празднуем. Так и живём, – делится местный житель Валерий.

Он везёт нас на Байкал. Говорит, по дороге сюда можно увидеть Бурятию в разрезе – сплошной густой лес.

Останавливаемся на небольшом пригорке. Валерий достаёт бутылочку с молоком, произносит непонятные нам слова – просит у духов местности хорошей дороги и разрешения войти.

 

Здравствуй, Байкал!

 

Байкал все почему-то называют дедушкой, хотя наш гид Валерий уверен: здесь зарождается новый океан. Пока он ещё младенец и только набирает силы.

Ступаем на голубой, с зеленоватым отливом лёд. Бом-м-м! По окрестностям разносится глухое эхо, словно кто-то ударил в невероятных размеров бубен.

– Это так лёд трещит, не бойся, – улыбается Валерий.

Ага, как же. В такие шутки не верю. Рядом деревушка, там небось строительные работы идут.

Снова глухой удар. Да что же это такое?! Гид смеётся: приложи ухо ко льду и всё сама поймёшь. И действительно, звук идёт оттуда, из самой глубины. Это Байкал приветствует гостей.

Смотреть на лёд хочется ещё и ещё. Здесь он изумрудный, с мелкими пузырьками внутри. Тут – почти чёрный, пугающе мрачный. А в этом месте украшен фантазийными тонкими льдинками: они мозаикой замёрзли в самой кромке.

Эти льдинки прозрачные, словно битые стёклышки. Застыли неподалёку от берега и сверкают на солнце. Прикладываешь к лицу: по ту сторону переливается окружающий мир. Поразительная чистота!

Ещё один громкий стук, потом треск: коварная змейка полосует зеркальную гладь. Страшно! Словно под ногами расходится земля. Но беспокоиться нечего, толщина льда около метра.

 

Съедобные юрты

 

Как же в путешествии без местной кухни? Вот буузы – похожие на юрты изделия из теста, с завёрнутым в него сочным рубленным мясом с лучком и обилием ароматного бульона. Что-то вроде хинкали, но без твёрдой шапки.

Буузные в Улан-Удэ на каждом шагу. Блюдо это любят и местные, и туристы. Первые, правда, всегда говорят: «Самые вкусные – всё равно дома!».

 

Факты об Улан-Удэ

Улан-Удэ является частью масштабного туристического маршрута «Великий чайный путь». Этот маршрут точь-в-точь повторяет путь торговых караванов, ходивших давным-давно между Европой и Китаем.

В городе 234 объекта, которым присвоен статус культурного наследия, все они охраняются государством.

Климат континентальный, летом бывает жарко до +40 градусов и зимой до -54. Это официально зарегистрированные рекорды.

Город был основан в 1666 году и назывался Удинское зимовье, потому что был построен на реке Уде. Первое каменное здание (Одигитриевский собор) возвели только в 1741 году. А название поселения постоянно менялось. Вначале это было Удинское зимовье, затем Удинский острог, далее Удинск и Верхнеудинск.