Вы здесь

Как Нарьян-Мар с Донецком породнился

Автобусная остановка, она же убежище на случай обстрелов / Фото автора

В этом номере окружной газеты – продолжение рассказа нашего журналиста о поездке с гуманитарной миссией в ЛНР и ДНР в составе команды движения «Работаем, братья!»

Родство, о котором пойдёт речь в данном случае, в прямом смысле слова кровное. Боец из НАО Виктор Овчинников лечился в госпитале после тяжёлого ранения и там познакомился с семьёй пенсионеров из Донецка.

После возвращения я позвонила ему и передала привет от Марии Ивановны, он даже не сразу понял, о ком речь. И это не потому, что он забыл свою донецкую «родню», а просто не привык называть их по имени. Для парня из Заполярья жители Донецка стали просто бабушкой и дедушкой.

– Они для меня стали по-настоящему родными людьми! – рассказывает демобилизованный боец с позывным «Чин». – Они же меня выходили, заботились, кормили, одежду привезли, ведь у меня ничего своего в гос­питале не было. Я не могу даже словами передать, что Мария Ивановна и Виктор Петрович для меня сделали…

Понятно, что имена героев нашего материала пришлось изменить. Они постоянно помогают волонтёрам из Нарьян-Мара, предоставляя кров и пищу в непростой дороге. Пенсионеры прекрасно понимают, что в сегодняшней ситуации это небезопасно, но поступать иначе не научены.

После выздоровления Виктор познакомил своих спасителей с отцом, Сергеем Овчинниковым, тоже бойцом СВО и активным волонтёром.

– Он был главным нашим помощником и во многом наставником, – рассказывают добровольцы из «Работаем, братья!». – Именно Сергей научил кроить и обвязывать сети, сам себе паковал посылки, в каждом отпуске был на нашем складе. Когда вновь уезжал на службу, всегда звонил нам с расположения части во время работы склада, чтобы передать привет. Когда он пропал без вести, все были потрясены. Это огромная потеря для нашего Движения...

С Марией Ивановной и её супругом нарьян-марских доб­ровольцев познакомил именно Сергей, и с тех пор они не раз принимали у себя разные команды заполярных автоволонтёров.

В поездке возник момент, когда стало понятно, что ночь застанет нас в дороге, поэтому необходимо найти ночлег в Донецке. Наш маршрут менялся, поэтому заранее запланировать место ночёвки было просто невозможно. И наш водитель Александр Бойко, который уже бывал у Марии Ивановны и Виктора Петровича, позвонил им. И сразу получил ответ:

– Приезжайте, как-нибудь разместим!

И вот мы на месте. В небольшой квартирке, где пенсионеры живут с внуком, нам выделяют отдельную комнату. Хозяйка хлопочет у богато накрытого стола и сетует с характерным южным говорком:

– Вот это ж я ничего не успела наготовить! Позвонили бы раньше, я б напекла и мяса нажарила...

С Александром они уже знакомы, а нас с Надеждой видят впервые, но всё равно окружают такой заботой, будто к ним приехали родные внуки.

– А вы из Нарьян-Мара и есть мои внуки, все уже родные. Мы ж через Витю и Серёжу породнились...

О том, что происходит на родной земле, она говорит сквозь слёзы:

– У меня сестра живёт на Западной Украине, мы в последний раз четыре года назад виделись. Я ей тогда и сказала: «Удали мой телефон, не дай Бог кто узнает, что у тебя сестра в Донецке». Своего сына и племянника они прячут, ещё один племянник ноги отморозил, он ходить толком не может, так его поймали, мобилизовали: здоров оказался для них. Теперь где-то служит, я всё про него думаю, если что, хоть бы догадался сразу в плен нашим сдаться...

Высший пилотаж донецкого гостеприимства: для нас нагрели воды, чтобы освежиться с дороги. Она здесь на вес золота: дают её через день, да и то не всегда. На хозяйственные нужды набирают в вёдра, бачки и бутылки, а питьевую покупают.

– Вот жили-жили, а на старости лет до такого дошли, – вздыхает Мария Ивановна. – За что ж это нам такое?..

...В дорогу гостеприимная хозяйка дала нам целый пакет снеди, расстроилась, что мы не берём банки с огурцами и помидорами, а Виктор Петрович идёт нас провожать к машине. Когда мы отъезжаем, я всё думаю: «Храни Бог таких людей!»

Ведь помогая нам, они подвергаются серьёзной опасности – вокруг немало «ждунов», и кто знает, кто из соседей может оказаться информатором ВСУ. И с неожиданной неприязнью думаю о тех, кому помощь бойцам и волонтёрам стоит совсем небольших усилий, однако находятся причины не делать ровным счётом ничего в надежде, что однажды всё само рассосётся...

…Главная мечта героев этих строк – дождаться полной и скорой победы России на всех захваченных территориях. Если бы это было не так, люди не помогали бы волонтёрам поддерживать наших бойцов, не считаясь с личными проблемами и порой рискуя собственной безопасностью. Единственный вопрос, который они задают нам:

– Ну, как там ребята? Что говорят?

Мы передаём ровно то, что слышали:

– Ребята в порядке, настрой боевой, в победе уверены.

– Ну, дай-то Бог!