Вы здесь

Сокровища Севера – это люди!

Москва 14-й год подряд замирала в ожидании встречи с «Сокровищами Севера». И восторгалась, пробуждалась от той силы, которая исходит от потомков древних народов Земли

Столица радушно встречала представителей коренных этносов России, принимавших участие в Международной выставке «Сокровища Севера», в «Кочевье Севера», фестивале дикоросов, дефиле национальных костюмов и в конкурсе исполнителей танцев, песен на языках аборигенных народов.
Зрелище было поистине феерическим.
Здесь, как отметила в своём выступлении, прозвучавшем на двух языках, – эвенкийском и русском, – первый вице-президент Всероссийской ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Нина Вейсалова, «собрались представители половины населения России»,
56 коренных народов, сорок из которых – малочисленные. «Весь Север, Сибирь и Дальний Восток съезжаются каждую весну в столицу нашей Родины – Москву.
Каждый гость праздника смог услышать наши древние песни, звуки тайги, ощутить дыхание тундры. Как сказал наш северный поэт:
В чум свой гостя введём,
Как в языческий храм,
Называемый просто – Планета!
Все народы зовём
К нашим древним кострам
Со всего необъятного света!
А гостей было много: несколько тысяч москвичей, жителей Санкт-Петербурга, Ростова и Ярославля, выходцев из Донбасса, Узбекистана, Грузии, Норвегии, Индонезии и даже представители африканских государств. Все в эти дни ощутили северное гостеприимство.
– Душа нараспашку, открытость и доброта, – говорили отвыкшие от «простого общения» жители больших городов.
Я пишу – наших народов, потому что в эти четыре дня, когда в парке Сокольники проходила выставка, мы испытали северное единство. Как сказал мне в беседе представитель Чукотки, старейшина и продолжатель великого дела косторезов Земли Тумгытум (настоящих людей), Валерий Ныытваль: «Все аборигенные народы – братья по планете, потому-то так много общего в наших творениях, так много общего в наших взглядах на жизнь!»
Действительно, лучше и не скажешь.
А президент ассоциации коренных народов Чукотки, член Совета Федерации Анна Отке в своём поздравлении с новым сезоном «Сокровищ Севера» подчеркнула:
– Наша выставка каждый раз доказывает всему миру, что настоящим сокровищем Севера является не нефть, золото или алмазы. Истинным его сокровищем всегда были и будут люди.
В разговоре со мной Анна Ивановна продолжила:
– Это люди, сохраняющие, несмотря ни на что, культуру и традиции малочисленных народов. Первые в этом списке – наши старики. Именно они помнят прошлую жизнь. Молодым нужно запомнить каждое их слово, каждый взгляд, каждое движение, чтобы не погрязнуть в культуре суррогатной, непонятной – никакой! Именно они – хранители истинной речи, родного языка, настоящее сокровище, гордость России и гордость мира.

Мы похожи почти во всём, но...

Во время выставки «Сокровища Севера» мне удалось поговорить со многими людьми – участниками этого уникального мероприятия.
Большое внимание гостей форума привлекли экспозиции Якутии, где мастера демонстрировали своё искусство работы с серебром, костью, фианитами и даже алмазами. Республика Саха – это особая история, поскольку там уже много-много лет делается всё для того, чтобы сохранить древнюю народную культуру. Здесь пояса, нагрудники, украшения для головных уборов из серебра – не просто предметы роскоши, а информационные письма. По серебряному нагруднику, более напоминающему кольчугу, якутские воины и женская половина Саха могли безошибочно определить уровень силы рода, его богатство, его подвиги. Когда мы говорили с мастерицей из Якутска Лорай Ефимовой о необычных якутских украшениях, она много интересного рассказала читателям «НВ». Но сначала я спросила о том, что меня в первую очередь заинтересовало: странное сочетание имени и фамилии этой женщины.
То, что Ивановы, Коркины, Петровы, Семёновы или Ефимовы – это сегодняшние фамилии якутских родов, полученные при крещении в XVIII–XIX веках, истина общеизвестная. Только имена Лорай, Туяра, Юкэйдэн, которые были на бейджиках мастериц, явно не вязались с их фамилиями. Это отмечали и сами мастерицы, только вот переделать, сокрушались они, ничего уже невозможно. Родной язык здесь знают практически все. Касается это и эвенов, живущих на территории Республики Саха.
Так вот. Лорай (Звездочка) Ефимова рассказала мне, что вековое искусство предков здесь впитывают с молоком матери. Дети школьного возраста, благодаря связи поколений, прекрасно ориентируются в истории свое­го рода, независимо от того, какую носят фамилию: Иванов или Петров. Это позволяет якутам сохранять свою самобытность на протяжении многих веков. Правда, являясь коренным народом России, сахалары малочисленными не являются. Кстати, здесь направлены на то, чтобы в правительственных структурах обязательно работали представители этноса, знающие язык и культуру. И якуты, и эвены сохраняют специальные вкладыши в паспортах, где указана их национальная принадлежность. Так было в 90-е, после распада СССР, и в двухтысячные. То же самое происходит и в Татарстане. По словам моей собеседницы, сегодня в этих двух республиках прекрасно знают численность всего коренного населения, и всё это благодаря тому, что на момент упразднения графы национальность в паспортах, республиками руководили истинные патриоты своего края: якут Николаев и татарин Шамиев. Больше ни в одном национальном образовании подобного прецедента нет, не говоря уже об автономных округах.

Чукчи, тофы, нанайцы и ненцы, однако!

Если для якутов, алтайцев или карелов многие проблемы наших аборигенных малочисленных народов далеки, то для остальных сорока – они общие на все 100 процентов. И это не зависит от того, к какой этнической группе они относятся: манчжурской, финно-угорской, тюркской или самодийской. Всё в наших судьбах повторяется один в один. Но на празднике «Сокровища Севера» об этом не хотелось говорить и думать.
Здесь участники рассказывали любопытствующим москвичам или тем же индусам, которые разглядывали экзотические для них товары, о том, что представляют древние культуры северных народов. Не ясно: понимали они или нет, о чём рассказывали представители северных цивилизаций гостям из Индии и Таиланда, но после таких бесед большинство из них без покупок не уходили. Кое-кто даже пытался тут же пристроить удэгейскую сумку из рыбьей кожи или ненецкую тучейку вместо головных уборов. А нам-то что, как хотят, пусть так и носят: одни в руках, а другие на голове. Может им так удобнее.
Очень много зрителей собиралось и у стилизованных Кочевий Севера, в этом году уникальное стойбище состояло из шести чумов и одной яранги. У каждого жилища толпились любознательные, некоторые проводили параллель между жилищами северян и индейскими вигвамами. Тут же представители чукчей, ненцев, нанайцев, хантов рассказывали гостям праздника об особенностях своих традиционных жилищ. Правда, с точки зрения самих северян, разницы между ними не было никакой, даже брезент цвета хаки разнообразием не отличался. Зато наряды северных красавиц, выставки тотемов и ярмарки нацио­нальных нарядов и сувениров, местные разносолы и изделия из дикоросов поражали своим изобилием.
Обидно только, что ни наше АО «Мясопродукты», ни оленеводческие СПК, ни рыбных дел мастера в этой ярмарке северных даров участия не принимали. А могли бы смело посоперничать с Ханты-Мансийским округом, Тюменью и Ямалом, Сахалином. Тогда рядом с прилавками, к которым не оскудевала народная тропа, красовался бы товарный знак «Сделано в НАО».
А продавали в эти дни всё: от традиционного слабосолёного муксуна, омуля, ряпушки, осётра, кеты и консервов из них до экзотических деликатесов из мяса изюбря, кабана, лани, северного оленя, лося и так далее. Говорят, можно было купить даже китовый ус, излюбленное лакомство чукчей и эскимосов, но я его так и не нашла. Видимо, раскупили сразу.
Народ на выставке-ярмарке собрался неравнодушный и активный во всех отношениях. Мало того, что люди наперебой рассказывали всем присутствующим о своих древних народах и культурах, так ещё и умудрялись в перерывах между рекламой собственных товаров петь и танцевать. Я никогда не видела такого многонационального аборигенного танца. Заводилами были коряки, к ним присоединились чукчи, эскимосы, нивхи, ненцы, долганы, ханты... Не раз слышала, как москвичи говорили: «Пойдём посмотрим, как север танцует!». А потом гости и сами начинали повторять движения, включаясь в общий танец согласия и мира. У одних это получалось сразу, у других не получалось вовсе. Но все отмечали, что лучше танец чаек и хоровод Мира получается у далёких от Севера жителей жаркой Африки.

С горячим северным приветом

Мы уже рассказывали нашим читателям, что делегация НАО привезла из столицы много призов и наград. Даже тот, кто не занял первое место, в накладе не остался: тут всё соизмеримо с задачами, которые ставит перед собой участник.
Лиля Тайбарей из красновского Дома ремесел «Тэмбойко» приобрела массу друзей. Её экспозиция национальных шапок от Канина до Большеземелья привлекала внимание даже видавших виды ямальцев. А представитель Министерства иностранных дел РФ, посол РФ в Арк­тическом Совете пожелал примерить канинскую пыжиковую шапку. Снял её лишь тогда, когда узнал, что это женский головной убор.
Наталья Латышева из Неси много рассказывала о ненецком национальном искусстве и, по-моему, друзей у неё после этой выставки прибавилось кратно. Обидно только, что у многих наших участников не было визиток. Народ обменивался адресами, записывая их по-старинке – на клочках бумаги или, если была возможность, вносил адреса в телефон.
Немало зрителей привлёк в эти дни и ненецкий художник Павел Выучейский: его яркие картины поражали своей самобытностью. Северные пейзажи разлетались с молотка, как на аукционе. Мастерство северных художников – отдельная тема. Здесь, кроме традиционных картин на холсте, были и рисунки на шкуре, коже, замше, кедровой коре и даже камне.
Когда я подошла к экспозиции Ханты-Мансийского округа и представилась, что из Ненецкого округа, то мастерицы оживились. Оказалось, что одна из них Марина Вынгылева, бывший педагог, а вторая – Антонина Чупрова, которая после окончания техникума культуры, в конце 70-х, работала в Ненецком округе в библиотеке села Оксино. С огромной любовью вспоминала людей и край, в который её забросила судьба. Напоследок они передали всем жителям НАО горячий северный привет и пожелания здоровья. И добавили:
– Сохраняйте и продолжайте традиции предков, только они помогают нам оставаться тем, кем создала природа: ненцами, манси, хантами, энцами, чукчами…
А потом женщины исполнили на мансийском языке песню «Нарьян-Мар, мой Нарьян-Мар». Кстати, как отметила Марина Вынгылева, переводчица этого текста, эту песню любят многие северные народы, а за её исполнение на конкурсе песен в Ханты-Мансийске в 2018-м её музыкальный коллектив занял I место.
– Так что мы с вами почти родственники, – подытожила Марина.
А Антонина Чупрова добавила:
– Да и так родственники, дети одного финно-угорского гнезда.
И тут к нам подошли парни с Алтая, которые только что восхищали всех своим горловым пением:
– И мы тоже ваши родственники?
Оказалось, что да, ведь ненцы в далёком-далёком прошлом были связаны и с Алтайским нагорьем, там наши древние корни, там и наши истоки. Как тесен мир, все аборигенные народы – братья! Ради того, чтобы ещё раз в этом убедиться, стоило побывать в Москве и увидеть настоящее северное сокровище – этих удивительных людей.