Вы здесь

На реке навигация, на реке теплоход

Речная навигация в акватории морского порта Нарьян-Мар для судов речного и портового плавания открывается 25 мая.

Старт для линейного судоходства речных судов по Печоре был дан 20 мая распоряжением капитана морского порта Виталия Малеева.

«Объявить открытие – начало речной навигации 2021 года в акватории морского порта Нарьян-Мар с 00 часов 00 минут 25 мая для судов речного и портового плавания. В связи с возможным выносом остатков льда, лежащего на берегах и отмелях, всем судам при плавании в акватории порта соблюдать осторожность. Настоящее распоряжение довести до капитанов судов, руководителей судоходных компаний и лиц, которые находятся или осуществляют свою деятельность в морском порту Нарьян-Мар», – говорится в официальном тексте документа.

В 2020 году речная навигация в Нарьян-Маре открылась 2 июня.

 

Русло Печоры ждёт внимания

 

По данным Архангельскстата, за минувшие семь лет заметно сократился объём груза, завози­мого в НАО по Печоре. Основная причина – отсутствие работ по дноуглублению русла реки. Работы по дноуглублению Печоры не проводятся уже более 27 лет. Для примера, в 2013 году из 98,4 тысячи тонн груза 61% был завезён по реке и 39% – по морю. По итогам минувшего навигационного сезона цифры значительно разнятся.

Навигационный период на Крайнем Севере очень короткий. Судоходству по Печоре мешает низкий уровень воды в пик навигации. Река стала труднопроходимой для барж, которые доставляют в округ в рамках северного завоза топливо, продукты и строительные грузы. Глубина реки в районе Нарьян-Мара и ниже по течению в июле падает местами до 60–80 см при ширине более 1 км. Намываются песчаные косы, отмели и перекаты. Сроки речной навигации в результате укорачиваются.

– Это, по сути, водная дорога. А за каждой дорогой надо внимательно следить, – рассказали «НВ» в одной из окружных компаний, занимающейся перевозками на баржах. По предварительной информации, в нынешнем сезоне в НАО будут работать не менее трёх компаний-перевозчиков.

Проблема дноуглубления вряд ли может решиться силами региона, даже если Республика Коми (РК) и НАО объединят усилия. Это вопрос федерального уровня. Как рассказал депутат Госдумы РФ Сергей Коткин, проблема дноуглубления рек в России стоит очень остро.

– Задача приведения в порядок рек есть, она федеральному центру известна. Но, скажу честно, проблема застарелая, деньги требуются немалые, – говорит парламентарий.

По расчётам специалистов ФБУ «Администрация «Печораводпуть», чтобы удлинить навигацию, предположим, на месяц, необходимо извлечь из Печоры и малых рек, по которым грузы доставляют в населённые пункты НАО, не менее 3 млн кубометров грунта и песка.

Проблема обмеления реки уже много лет волнует жителей и требует комплексного подхода. После многочисленных обращений парламентариев обоих регионов вопрос сдвинулся с места. По данным ФГУП «Росморпорт», объёмы дноуглубительных работ в РК превысили в минувшем году показатели почти в 2 раза и составили 1 млн 320 тыс. кубометров.

Основной проблемный участок в РК – от города Печора до села Усть-Уса. В планах на ближайшие годы – расчистка русла от затопленной древесины и такелажа. Работы проведут до 2022 года в рамках реализации федерального проекта.

Тема экологического сохранения реки звучит на самом высоком уровне. Печора обозначена и в Указе президента РФ Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».

Река Печора является главной судоходной артерией, соединяю­щей НАО с Республикой Коми и имеющей выход в Баренцево море. Это единственный транспортный путь, который используется при осуществлении досрочного северного завоза грузов (в том числе энергетических ресурсов) в населённые пункты округа.

Минимальная стоимость работ по дноуглублению, необходимых для обеспечения грузового судоходства по Печоре в Ненецком автономном округе, оценивается в 1,5 млрд рублей.

 

Справка «НВ»

Основным видом деятельности АО «Нарьян-Марский морской торговый порт» является транспортная обработка и хранение грузов, погрузочно-разгрузочные работы, услуги буксиров при швартовных операциях. Кроме того, предприятие получает доход от сдачи в аренду недвижимого имущества и подъёмно-транспортного оборудования. С 2015 года основным акционером предприятия является АО «Ненецкая нефтяная компания».