Как поездка в санаторий Кисловодска обернулась полномасштабным путешествием по Кавказским Минеральным Водам.
В преддверии летних отпусков делюсь наблюдениями об отдыхе в особо охраняемом эколого-курортном регионе России. Там испокон веку поправляли здоровье знаменитости и простые смертные.
Первую часть повествования посвящаю собственно Кисловодску и санаторию «Луч», куда я отправилась в отпуск по уходу за собой.
Пригодится воды напиться
Лечебную углекислую воду «Нарзан» в России издавна именовали «кислой водой». Отсюда Кисловодск, куда страждущие издавна собирались для поправления душевного и физического здоровья. Я нынче в их числе – уравновешенная психически и телесно, восхищённая и вдохновлённая.
Знаменитая вода в Кисловодске заключена в достойные одежды, похожие на дворцы арабских шейхов. Нарзан с утра внутрь и не только любили принимать как аристократы, так и пролетарии. На здании Октябрьских ванн изображены как раз те самые рабочие с полотенцами, что спешат после смены на барские купания.
Через Нарзанную галерею каждый день проходят тьмы и тьмы желающих испить из легендарного источника молодости и красоты. Бурлящее озерцо закрыто стеклянным колпаком, чтобы нежные барышни не падали в обморок от углекислых испарений.
В Великую Отечественную все санатории, больницы, гостиницы города переоборудовали в 39 госпиталей на 21 тысячу коек. За годы войны кисловодские врачи вылечили 600 тысяч солдат и офицеров Красной армии, 73% бойцов вернулись в строй. За врачебный подвиг Кисловодск получил боевой орден Великой Отечественной войны I степени.
Помимо личного нарзана в Кисловодск привозят минеральную воду из Пятигорска, Ессентуков, Железноводска. Мне, к примеру, прописали железноводскую «Славяновскую». На водопой трижды в день я ходила в санаторский бювет. Привычку пропускать стаканчик перед едой я планировала закрепить, но в самолёт с ящиком минералки не пустили.
И тебя вылечат, и меня вылечат
Что до санатория, то я боялась осесть на 21 день в обстановке круглосуточной заботы о себе. Реабилитационный медицинский центр «Луч» выбрала исключительно по наличию бассейна и волейбольной площадки. Последняя, по факту, всё время пустовала. На мой невинный вопрос: «А поиграть бы?» – персонал отвечал: «А не пошли бы вы на процедуры?»
Посланная, отправилась я по указанному адресу. Полдня бегала из кабинета в кабинет, дабы выполнить все назначения врача. Я даже не подозревала, насколько несовершенна и нездорова. Ванны, веерный душ, магнито- и озокеритотерапия, лечебная гимнастика, массаж! Всем сотрудникам центра я говорю публичное спасибо за терпение и внимание к таким разным, иногда капризным и вредным пациентам.
Дополнительным троекратным бонусом к плановому лечению стало внеплановое убойное питание. Перед входом в столовую пустовали весы и пылилась таблица идеальных размеров. За всё время я не видела ни одного камикадзе, добровольно решившего испортить себе настроение измерением идеальности.
Ко-ко-е всё зелёное!
Первое, второе и третье, что бросается в глаза в Кисловодске, – огромное количество зелени и цветов. В такой красоте невозможно думать о плохом. Среди роз и прочих неведомых мне бутонов и букетов мысли неизбежно улетают в даль поднебесную и возвращаются бабочками в животе.
Подтверждение этой гипотезе можно получить на улицах города, где дамы расхаживают в бальном, неспешно ведут светские разговоры, а мужчины никуда не торопятся и много часов режутся в нарды.
Не верится, что два века ранее места эти были грустными и голыми. Главную артерию города, Курортный парк, в 1823 году по приказу генерала Ермолова высадили солдаты. Теперь это самый крупный городской парк в Европе.
На площади 1,4 тысячи гектаров столько зелени и кислорода, что с лихвой хватает и местным, и не местным. Однажды я прожила в парке весь день. Зашла утром и вышла вечером. Над головой моей сиял нимб. Дабы избежать абсолютной святости, я сократила прогулки до безопасного минимума.
Любовь и голуби курортного масштаба
От санатория «Луч» до Долины роз, что в том самом парке, каждый день толпы паломников тянутся. Вот и я в погоне за прекрасным до розария добралась и не могла пройти мимо старателя, который под палящим солнцем упорно пропалывал розовые квадраты.
Садовник Сергей в Долине с 2005 года, так что все 36 сортов благородного цветка по именам знает. Родился в Новокузнецке, куда его родители приехали по комсомольской путёвке строить светлое коммунистическое будущее. Когда юному сибиряку исполнилось шесть, теплолюбивые кисловодчане вернулись домой.
В дорозовое прошлое Сергей окончил техникум, сходил в армию, построил не коммунизм, но много добротных домов. В один момент отчётливо понял, что пришла пора вернуться к корням, к земле.
– Мы же все от сохи, просто не сразу это понимаем. Земля даёт энергию жизненную. От такой работы не устаёшь, а сил набираешься, – пояснил очевидное садовник.
Работа в райских кущах не каждому под силу. Мне, к примеру, сподручней «клавой» и мышкой махать, чем лопатой и тяпкой. Сергей на таких вот, как я, блогеров, как раз и пожаловался:
– Лезут фотографироваться прямо на клумбы. Так иногда землю утопчут, что твёрже цемента. Да ещё и исподтишка букет нарвут. Приходится потом за ними порядок наводить.
Я поклялась, что в клумбу не полезу и себя на фоне роз фотографировать не буду. И ведь пошла уже обратно в санаторий к ваннам и грязям, но увидела совершенно умилительную картину. Сергей отправился на перерыв, и тут возле него материализовалась стая голубей. Птицы по очереди садились к нему на руку, на плечо и ели семечки:
– Они давно со мной. После выходного прихожу, так ждут меня. Скучают, наверное.
С моей руки голуби тоже поклевали, но всё время поглядывали на Сергея. Дескать, только ради тебя, раз уж ты позволил. Вспомнился диалог из любимого фильма:
– А если это любовь?
– Кака любовь?!
– Така любовь!
Испытание Шаляпиным
Расписной дом купца Ушакова, что в Кисловодске возле вокзала, какие только знаменитости не навещали, но называется он шаляпинским. Всё потому, что Фёдор Иванович не гнушался бесплатно петь по вечерам с веранды этого дома для простого народа.
До Октябрьского переворота оставалось всего ничего, когда легендарный бас в очередной раз приехал в Кисловодск и снял особняк Ушакова. 27 августа 1917 года он выступил в филармонии, пришёл домой, выпил чайку и с веранды увидел толпы поклонников, заполонивших привокзальную площадь. Люди выкрикивали его имя, названия любимых песен и арий. Кумир долго не ломался, ибо сам из народа вышел. Открыл окна на веранде, включил себя на полную громкость и пел до пяти утра. Говорят, певца было слышно на другом конце города.
Были и другие концерты, но именно после этого – дом окончательно и бесповоротно стал шаляпинским. Спустя столетие каждую среду и пятницу литературно-музыкальный музей «Дача Шаляпина» собирает потомков тех поклонников на мини-концерты оперных певцов кисловодской филармонии.
На одном из таких представлений я побывала. Впервые наблюдала «Голос» в такой непосредственной, на расстоянии вытянутой руки близости. Голос как продолжение тела и души, сложный тонкий инструмент, которым может управлять лишь искусный мастер. Голос не нуждался в микрофоне, мощно разливался по залу, вибрировал, заходил на такие виражи, что мурашки по телу бегали толпами.
Всё было почти так, как в 1917-м, если бы не бабушка с внуком. Мальчик в панамке с надписью «Артек» после каждой арии громко шептал на весь зал:
– Бабушка-а-а, ну пошли домо-о-о-о-й!
Последняя была непреклонна, так что зрители целый час слушали оперное пение, приправленное нытьём страдальца. Когда умолк последний аккорд, счастливый невольник ринулся к выходу.
Витаминизация искусством, даже принудительная, имеет накопительный эффект. Не удивлюсь, если спустя время сбежавший мальчишка приведёт сюда своих детей в панамках. Всё-таки Шаляпин – лучший витамин.
Как ныне взбирается вещий Олег
Каждый уважающий себя гость Кисловодска обязательно должен подняться на гору Малое седло. Я себя уважаю, поэтому традицию не нарушила: собралась с духом и вскарабкалась на то самое седло в компании двух Олегов (с учётом званий, знаний и умений – вполне вещих).
Зная свою способность блуждать в трёх соснах, в напарники выбрала опытного горца. Сосед по санаторскому столу, гиревик, мастер спорта, доцент кафедры физкультуры Южного Федерального университета, кандидат педнаук Олег Толстокора каждый день в горы как на работу ходил. Надевал костюмчик потеплей и в 30 градусов жары шагал вверх 6 км и вниз столько же, дабы держать вес в норме, тело и дух в тонусе. За 11 дней в санатории, где завтраки, обеды и ужины рассчитаны на желудок слона, прошёл 144 км и похудел на 4 кг!
Олег сразу предупредил, что ходит не совсем обычным маршрутом, а немного сокращённым.
– Краткость – сами знаете, чья сестра, – возрадовалась я и бодро зашагала за поводырём.
Маршрут начинался в Курортном парке, а заканчивался совсем в другом его конце, на высоте 1 325 метров над уровнем моря.
– Мы в город Изумрудный идём дорогой трудной, – мурлыкала я себе под нос и бойко болтала о разном.
Совсем скоро болтал только Олег, потому что у меня на разговоры дыхания не хватало. Шли мы какими-то партизанскими тропами. Затрудняюсь назвать градус подъёма, но я много раз с нежностью вспомнила родную равнинную тундру. Очень хотелось присесть, а лучше прилечь.
– Счастливый, – искренне позавидовала я удобно сидящему на обрыве бронзовому Лермонтову.
Сердце ухало, дыхание сбивалось, ноги стали ватными. Впереди, как фантом среди пустыни, маячила спина вожака. Когда спина задвоилась, я подумала, что начались галлюцинации. Но это был Олег под номером два!
Доктор Касумов оказался главным санитарным врачом Дербента, к тому же кандидатом в мастера спорта по вольной борьбе. Каждый раз по приезде в Кисловодск Олег Тажудинович навещает Малое седло. Считает, что из всех оздоровительных процедур для тех, кому почти 70, эта – самая эффективная. На вершине, ради которой всё затевалось, стояла тренога, похожая на чум. С радостью уселась я в центр на импровизированное седло и сразу почувствовала себя Человеком с большой буквы. Вокруг были пейзажи, достойные кисти реалистов и сюрреалистов. В хорошую погоду отсюда виден Эльбрус, но я его в состоянии эйфории даже не заметила. Если вы, друзья, захотите повторить малоседельский эксперимент, вот вам советы от двух Олегов:
Олег Толстокора: «Начинайте с малого, постепенно увеличивайте нагрузки, следите за пульсом».
Олег Касумов: «Обязательно двигайтесь, выбирайте приемлемые для себя активности. Тогда Небо вас полюбит».
PS: В четырёх километрах от Малого седла, на высоте 1 409 м, есть седло Большое, но туда уж вы сами.
Продолжение следует.
5 фактов о Кисловодске
1. Первобытные люди обитали здесь 6-7 тысяч лет назад
2. Город вырос из крепости Кислые Воды, возведённой по приказу императора Александра I
3. Около 150 дней в году небо над городом безоблачно
4. Высота гор, окружающих город, достигает 1,6 километра
5. В городе и окрестностях высажено 100 тысяч деревьев 250 видов
Справка «НВ»
В Великую Отечественную все санатории, больницы, гостиницы города переоборудовали в 39 госпиталей на 21 тысячу коек. За годы войны кисловодские врачи вылечили 600 тысяч солдат и офицеров Красной армии, 73% бойцов вернулись в строй. За врачебный подвиг Кисловодск получил боевой орден Великой Отечественной войны I степени.