Мы поговорили с педагогом-психологом детского сада «Кораблик» Алиной Кучевой.
Восемь лет молодой специалист работает с нейроотличными детьми.
Впервые термин «нейроотличность» упоминается в 1997 году. Его предложила Джуди Зингер – социолог с расстройством аутического спектра. Она отвергла идею считать аутичных людей инвалидами. По её мнению, их мозг просто работает не так, как у обычного человека. И это нормально.
В последние десятилетия движение за нейроразнообразие становится всё более популярным. Мысль их сторонников проста – заболеваниями считаются только те формы нейроотличий, которые мешают людям жить, причиняют страдания. Например, приступы эпилепсии могут быть опасны для жизни.
– Теория нейроразнообразия не оказывает сильного влияния на нашу работу с детьми. По сути, она нужна, чтобы снять стигматизацию в обществе и психологический груз с детей и их родителей. Есть дети, нуждающиеся в нашей помощи (логопедов, психологов, дефектологов). И это не всегда нейроотличные дети. Также работаем с нейротипичными детьми. Например, с педагогической запущенностью и депривацией при неправильно подобранном стиле воспитания, – пояснила педагог-психолог. – Общество меняется, это естественный процесс. Технический прогресс меняет модели воспитания и прочее. Раньше не было телевидения, интернета, социальных сетей, поэтому родители больше общались со своими детьми. Любая социальная коммуникация занимала большое место в жизни человека. Так что в новых реалиях незнание годовалым ребёнком десяти слов не всегда сигнализирует о его нейроотличности. Дети по-разному развиваются, у каждого свой темп.
В основе нейроотличности лежит идея о том, что некоторые особенности человеческого мозга, считываемые социумом как расстройства, являются естественными вариантами нормы. Это своеобразный спектр. В него входят расстройства аутистического спектра (РАС), синдром дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ), дислексия, дисграфия и другие.
– Нейроотличность бывает врождённой или приобретённой. К первой группе относятся нарушения внутриутробного развития нервной системы, в частности – повреждения и интоксикации головного мозга. К приобретённым причинам – травмы, интоксикации и заболевания головного мозга, полученные в течение жизни (ушибы, компрессии, менингит и инсульт), а также социально-психологические факторы. Спектр причин довольно обширный, – поясняет Алина.
По её словам, природа аутизма намного сложнее, к причинам его развития относят не только генетику, но и экологию.
– Теорий развития РАС много, однозначного ответа пока нет. Распознать нейроотличного ребёнка можно с помощью того же стандарта развития, который доступен на просторах интернета. Правда, благодаря этому мы получили поколение тревожных родителей, которые при малейшем отклонении от нормы бегут за помощью к специалисту, – улыбнулась девушка. – Ранний детский аутизм можно диагностировать до года. Ребёнок не реагирует на родителей: нет ни гуления, ни улыбки, он никак не оживляется в присутствии мамы. Не стоит заниматься самолечением и самодиагностикой из интернета, всегда лучше обращаться к специалистам.
Но бывают и исключения из правил, что и случилось с нашей собеседницей, когда та стала мамой:
– Мой ребёнок до года развивался как по книжке, но в год речь так и не появилась. Как специалист, заметила очень рано: в год и пять месяцев мы начали получать лечение. Поэтому родителям советую следить за развитием детей и прислушиваться к воспитателям и специалистам. Ведь даже в яслях рассказывают, как ребёнок спит и ест, взаимодействует с другими детьми, играет.
Алина добавляет: всем знакомая с детства игрушка пирамидка – показатель уровня наглядно-действенного мышления ребёнка:
– Это определённый этап развития. Мне кажется, родители в первую очередь замечают, если что-то идёт не так. При этом важно понимать, что нейроотличие – это не заболевание, а значит для него характерны черты, а не симптомы. Соответственно, они могут быть вариантом нормы, особенностью характера. Интроверсия – это черта характера, а не предпосылка к развитию аутизма с соответствующим нарушением социально-коммуникативных навыков. Это выглядит очень похоже, но лишь говорит нам о том, что не у всех нейроотличных детей есть психические расстройства. Но и исключать его на ранних этапах тоже не стоит.
Не нарушения, а особенности
Специалист отметила, что такие дети разительно отличаются не только от нейротипичных, но и друг от друга:
– Черты того же аутистического спектра могут выражаться не так ярко, как мы привыкли. Ни разу не видела детей с абсолютно одинаковыми чертами. Признаков аутистического спектра на самом деле очень много. Если вы откроете такой список, то около десяти черт можно применить и к самому себе. Когда в первый раз с ним ознакомилась, то тоже примерила на себя эту роль.
Официально многие диагнозы рано не ставятся, потому что часто развитие ребёнка можно привести к норме с помощью работы специалиста. До шести-семи лет детская психика очень пластична.
– На работе стараемся не использовать термин «нарушение развития», нам больше нравится слово «особенности». Главное – вовремя их заметить. Например, СДВГ – это неврологическая особенность, которую может выявить только невролог. Но есть признаки в поведении, на которые стоит обратить внимание родителю, – продолжила Алина Кучева.
После трёх лет у детей с СДВГ синдром приобретает более яркие черты. Отсутствует заинтересованность одним занятием, всё сложнее статично сидеть, соблюдать правила и инструкции. Всему виной импульсивность: настроение меняется ежеминутно. Специалисты называют такую черту эмоциональной лабильностью. Ещё эти дети тяжело переносят длительное действие раздражителей и стимулов, из-за них быстро утомляются.
– Если родители и воспитатели находят правильный подход к ребёнку, плюс с его адаптацией помогает специалист, то к подростковому возрасту симптомы сглаживаются и уходят. Если же, наоборот, с ребёнком выбрать не тот стиль и методы воспитания, то можно лишь закрепить негативные поведенческие паттерны. Негатив в сторону ребёнка с СДВГ может вылиться в обиду и непонимание, что даст свои плоды в будущем, –
подчеркнул педагог-психолог.
Для детей с СДВГ и РАС характерна сенсорная перегрузка:
– Это состояние, когда мозг получает слишком много стимулов от внешних раздражителей. Например, света, звуков, прикосновений. Общение, эмоции и новая информация – тоже раздражители, из-за их переизбытка становится сложнее фильтровать информацию, справляться с задачами и коммуникацией. Реагируют на неё все по-разному: от истерики до полного игнорирования окружающего мира.
С возрастом люди с РАС прибегают к всевозможным блокировкам внешних раздражителей, например, начинают носить шумоподавляющие наушники. Аутистов часто принуждают поддерживать зрительный контакт, хотя им сложно одновременно слушать собеседника, смотреть на него и поддерживать разговор. Этот список ошибок можно продолжить, но гораздо важнее другое: вне зависимости от того, насколько странным вам кажется поведение ребёнка с особенностями, если это не мешает окружающим и не травмирует его самого, не стоит ему в этом препятствовать.
Пять стадий принятия
Педагог-психолог призналась, что за годы практики число детей с особенностями развития выросло более чем в три раза – с девяти до тридцати детей в саду. И доля влияния возросшего качества диагностики здесь не так велика, как хотелось бы.
– Теория нейроотличия полностью не охватывает спектр моей работы. Да, в неё прекрасно укладываются расстройство аутистического спектра, СДВГ и так далее. Но у нас есть и дети с речевыми особенностями, нарушениями способности к обучению и получению практических навыков. Всё это требует обязательной коррекции, – пояснила специалист.
Если педагоги замечают у ребёнка несоответствия возрастной норме, то чаще всего рекомендуют пройти обследование у специалистов учреждения: логопеда, психолога, дефектолога и других. По итогу комиссия может направить ребёнка с родителями в центр «Дар».
– Специалисты центра в заключение могут выдать один из двух статусов: тяжёлое нарушение речи или задержка психического развития. Подчёркиваю, это не диагноз! – продолжила Алина Андреевна. – Если ни того, ни другого специалисты не установят, то могут предоставить рекомендации, например, дополнительные занятия с логопедом. Срок действия рекомендаций центра ограничен, может выдаваться на год-два, реже – до выпуска из детского сада. Для них в саду разработаны прекрасные адаптированные образовательные программы. Так что большинство деток с речевыми нарушениями после выпуска идут в обычный класс общеобразовательной школы.
Ещё один важный момент – по статусу задержки психического здоровья. Здесь стоит заострить внимание на его обратимость вследствие пластичности детского мозга:
– Если с ребёнком заниматься и посещать медицинского специалиста, то от статуса не останется и следа. Ребёнок после выпуска из детского сада пойдёт в обычный класс. Но для этого нужно много работать! К сожалению, сейчас мы наблюдаем большую проблему с принятием родителями подобных особенностей детей, – посетовала педагог-психолог.
Причиной этой проблемы, по её мнению, отчасти стали социальные сети. Транслируя глянцевую картинку в интернете, современное общество стало более критично относиться к любым особенностям, не попадающим под определение популярной нормы в сети. Хотя столь высоким социальным стандартам, эволюционировавшим за последние десять лет, соответствовать не могут даже идеальные люди. Среди молодёжи и школьников всё больше приветствуется тренд на простоту, осознанность и принятие.
Но людям, выросшим под гнётом пропаганды капиталистических идеалов, сложно в одно мгновение перестроить систему своих ценностей. В результате ребёнок с особенностями становится причиной внутреннего конфликта родителя, словно зеркало, обнажающее изъяны собственного мировоззрения. И эту новую «картинку» не каждый отважится опубликовать в глобальной сети.
– Чаще родители сталкиваются с трудностями при принятии статуса ребёнка или других его особенностей. А те, кто принимают, сталкиваются с защитными механизмами психики: отрицание, проекция, вытеснение, индикация, интеллектуализация, рационализация и реактивная защита. При отрицании родители просто не слышат и не слушают педагогов, опоминаются лишь к подготовительной группе. А в этом возрасте остаётся просто мало времени для необходимой корректировки. У нас довольно много детей начинало посещать сад с речевыми сильными особенностями и задержками, а по итогу уходили в школу обыкновенными мальчишками и девчонками, – подытожила специалист и посоветовала родителям, столкнувшимся с трудностями принятия, обратиться за помощью к психологу. Иначе весь негатив неосознанно отразится на самом ребёнке.
– У тревожной мамы – тревожный ребёнок. Для этого в «Даре» есть отдельный консультативный центр для родителей. Там работают отличные профессионалы, готовые прийти на помощь. Специалисты детского сада тоже всегда помогут родителям и проконсультируют по любому вопросу, – напомнила молодой сотрудник дошкольного учреждения. – Конечно, проходить через это непросто, это твой ребёнок, за которого ты будешь переживать, вне зависимости от того, есть ли у него особенности или нет. Но важно не терять времени. Пока вы сомневаетесь, уходят драгоценные месяцы. Каждые полгода для работы с особенностями детей просто бесценны.
Важно ещё раз подчеркнуть – статус ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) лишь означает, что ребёнку нужна помощь в освоении программы.
– По сути, это дополнительные услуги, которые в государственных дошкольных учреждениях предоставляются бесплатно. Дети ко мне ходят по два, а то и четыре раза в неделю. Логопед, кроме своих занятий, в режимные часы наблюдает таких детишек и поправляет, – пояснила специалист. – Как мать я понимаю родителей, но мне в силу образования принять нейроотличность моего ребёнка было намного легче.
У меня обалденный ребёнок
Когда девушка заподозрила, что с её малышом что-то неладное, семья находилась в отпуске. Дав ребёнку время на адаптацию после поездки, в год и пять месяцев Алина обратилась к детскому неврологу. Причина – отсутствие собственной речи и реакции на обращённую.
– Невролог сразу назначил лечение, диагнозов пока не ставил, так как в таком возрасте ещё рано. Но время шло, и мы добрались до сенсорно-моторной алалии, которая связана с нарушение работы мозга. Причины возникновения могут быть разные, и я не вижу смысла искать их и тратить на это время, для меня важнее здоровье моего ребёнка. Если я узнаю, что-то изменится? Нет, – рассказывает историю из жизни Алина.
Уже в два года семья стала ездить на реабилитацию в неврологические центры Санкт-Петербурга, а в три года – оформили инвалидность. Так как речь у ребёнка отсутствовала, а её восприятие также хромало.
– Тогда он только отзывался на своё имя и воспринимал простые фразы наподобие «нельзя», «стой». Понимать речь окружающих стал только в четыре года. Это пришло резко, – с улыбкой продолжила мама. – А за два месяца до пятилетия по чуть-чуть пошла речь: звукоподражание и простые слова «мама», «папа» и прочее. То есть период первых слов у нас отложился на три года. Сейчас мы увеличиваем потихоньку словарь, но есть дизартрия (затруднение произношения, искажение слов или отдельных звуков. – Прим. ред.), каша во рту. Нам предстоит большая работа с неврологом и логопедом. Но лёд тронулся.
На секунду наша собеседница замолкла. С трудом подбирая слова, отметила: питерские специалисты полагают, что у сына РАС.
– Скорее всего в семь лет мы сменим ему категорию инвалидности на РАС. Но в целом ничего страшного, мальчик у меня замечательный, – Алина, несмотря на все трудности, настроена позитивно. – Как ты относишься, так и будет. Это самый главный совет для родителей от меня, как специалиста и мамы, проходящей через это. Перестаньте видеть в своём чаде болезнь. Я в своём сыне не вижу ненормального ребёнка, у меня другого нет! Да, он не такой, как все, но для меня нормальный. Когда слышу от посторонних: «Надо родить второго нормального ребёнка», то думаю: «Что вы позволяете? У меня обалденный ребёнок, вы шутите?».
Деткам с особенностями приходится тяжелее, чем родителям. Сложно жить в мире, где ты ни слова не понимаешь.
– При этом не агрессивный и не капризный. Мне кажется, потому, и это чисто моё субъективное мнение, что мы никогда не считали его ненормальным. Требовала я от него как от нормального ребёнка. Все пошли спать, и ты иди. Все сидят спокойно, и тебе так нужно. Всем нельзя, и тебе нельзя. – Героиня нашего материала улыбнулась. Алина гордится своим ребёнком и трепетно относится к своей работе. После такого разговора как будто чуточку больше начинаешь верить в светлое будущее.
Справка «НВ»
Все люди нейроразнообразны, а часть людей ещё и нейроотличны — их мозг работает не так, как у большинства других. Самые частые, но не единственные варианты нейроотличности — это СДВГ и аутизм. Нейроотличность не является патологией и, вопреки распространённому мнению, может как сочетаться, так и не сочетаться с ограничением возможностей в интеллектуальной и социальной сфере.