Накануне Дня работников морского и речного флота, который с 1980 года отмечается в первое воскресенье июля, как не вспомнить о славных временах Нарьян-Марского морского порта? Героем этого выпуска стал Михаил Александрович Спирихин, проработавший в порту более 30 лет. И на заслуженном отдыхе он не прерывает связь с родным предприятием, всем сердцем болеет за его судьбу, как и многие коллеги.
Жилой микрорайон на улице Первомайской старожилы так и зовут портовыми домами. Он появился на карте Нарьян-Мара после страшного пожара в 1979 году, когда огонь уничтожил шесть деревянных двухэтажных домов, где жили работники порта. Без крова осталось 56 семей. В народе даже ходили слухи о диверсии, ведь пожар случился 15 июля, во время юбилейных торжеств, посвященных 50-летию НАО. Но на самом деле это было трагической случайностью. Об этом и рассказал наш собеседник накануне профессионального праздника.
– Новые дома были построены на средства Северного морского пароходства, – рассказал Михаил Александрович. – Ведь в те времена морпорт Нарьян-Мара входил в его состав вместе с Онежским и Мезенским портами.
Тут не поспоришь, Михаил Спирихин в знании истории родного края порой даст фору маститым историкам. Он настоящий эксперт в краеведении, за консультацией к нему часто обращаются сотрудники Пустозерского музея-заповедника. Ведь все его многочисленные родственники родом оттуда, из первого русского города в Арктике.
История как образ жизни
На стене его небольшой уютной квартиры в портовом микрорайоне – большое панно в деревянной раме. На нем – фамильное древо Спирихиных. Воочию убеждаешься, почему иногда местные журналисты путаются в родственных связях. Ведь столько ветвей на крепком фамильном древе!
– Раньше же не было ни Дня рыбака, ни Дня молодежи, они были учреждены позже, – поясняет исторические нюансы Михаил Александрович. – Поэтому наш морской порт, как и везде в стране, праздновал День Военно-Морского Флота. И в последнее воскресенье июля работников вместе с семьями и детьми возили в Ёкушу на колесном буксире «Обва», принадлежащем морпорту. Или же отмечали профессиональный праздник на угольном причале.
Михаилу Спирихину удалось спасти ценный фотоархив музея морского порта, который теперь, к огромному сожалению, утрачен. Раритетные исторические фото в свое время удалось оцифровать, и теперь гигабайты ценной информации хранятся в электронном виде в домашнем компьютере нашего героя. Они складированы по папочкам, пронумерованы по годам и событиям, все сделано честь по чести.
– Когда-то эти фото были на больших стендах, которые делал сам с моим другом Сашей, – вспоминает Михаил Александрович. – А потом стенды распилили, бросили. Никому это всё оказалось не нужно, – с досадой добавляет он. – К счастью, много фотографий забрал в свое время окружной краеведческий музей, так что часть истории сохранилась для потомков.
К истории музея морского порта у бывшего работника особое отношение. Ведь в 1989 году они создали его вдвоем с лучшим другом Александром Шкрябиным.
– Попытки создать ведомственный музей по комсомольской и партийной линии были, но они не доводились до логического конца, – вспоминает Михаил Спирихин. – А нам никто указаний не давал, всё шло от душевного порыва. Я занимался документами и сбором фотографий, а Саша – оформлением, он хорошо рисовал.
Открыли музей 7 мая 1990 года. Размещался он на втором этаже РММ морского порта. Всё это теперь уже воспоминания, которые остались на старых черно-белых снимках.
На одном из фото группа мужчин в старой военной форме. – Это ВОХР, – поясняет Михаил Александрович. – Снимок сороковых годов, когда у порта был особый статус. Была даже своя пожарная часть и военизированная охрана. А вот, смотрите, сколько топлива тогда перевозили, – показывает он на очередное электронное изображение. – Уголь шел в большом количестве, ведь газа тогда в городе не было, печи топили углем и дровами. В порту Нарьян-Мара была перегрузка топлива, которое развозили дальше по округу. В 1966 году причал перегрузили углем, и он рухнул…
Старые «Нарьяшки»
Каждый снимок – новый рассказ и воспоминание. А еще в семейном архиве Спирихиных в отдельной папочке бережно хранятся пожелтевшие газетные листочки. Каждый из них – отдельный номер… «Няръяна вындер» в Печорском порту. Оказывается, у нашего порта в 50-х годах было и свое печатное издание! Тираж 200 экземпляров печатался в типографии «Красного тундровика». Так, в выпуске № 7 от 10 марта 1949 года взгляд вдруг цепляет статья на передовице под названием «Одна из лучших». Этот бесхитростный газетный текст – целая ода особой роли женщины в военные и послевоенные годы. Судите сами: «…Хатанзейская Антонида Григорьевна работает в Печорском порту с 1939 года. Начала свою трудовую деятельность со сторожа, честно относилась к работе, она быстро стала хорошим работником. В 1943 году Антонида Григорьевна уже работала матросом на мотокатере. Самоотверженно работая, болея за порученное дело, тов. Хатанзейская предотвратила аварию катера на море. За хорошую работу матросом, начальником порта ей объявлена благодарность с занесением в личное дело. Две навигации подряд тов. Хатанзейская работала бригадиром грузчиков. Ее бригада была передовой, перевыполняла нормы…» Остается только догадываться, каких волевых и лингвистических усилий стоило миниатюрному товарищу Хатанзейской руководить бригадой здоровых мужиков и как смертельно страшно ей было в открытом море на тонущем катере.
– Знаете, кто это? – интересуется Михаил Александрович, показывая на довоенное фото большеглазой симпатичной девушки. – Это радистка с погибшего парохода «Комсомолец» Саша Кожевина. В память о том трагическом событии у административного здания морпорта был установлен обелиск.
За тех, кто не струсил и вёсел не бросил
На очередном фото суда и краны. И для каждого изображения у нашего героя – свое название.
– Это краны «Январцы», это дизель-электрические краны «Колби», а там «Ансальдо», которые упали в 1966 году, – терпеливо перечисляет факты Михаил Александрович. – А вот известное фото с нашими грузчиками. Бригадирами грузчиков были Кадук Семён Мефодьевич, Котяж Фёдор Григорьевич, Парухин Валентин Петрович, Пиковский Виталий Николаевич, Бокарев Анатолий, Шишелов Валерий, Каченов Николай Фёдорович. Бригада была почти сто человек, – вспоминает ветеран золотые годы морского порта. – В 70-х годах три звена работали в три смены. Столько было династий! В порту работали несколько поколений. Среди них – Чупровы, Дуркины, всех не перечислишь…
Многих из них Михаил Александрович знал в лицо еще мальчишкой. Ведь все его ровесники практически выросли в порту. Вместе удили с причалов рыбу, купались, проводили звонкое комариное лето возле Печоры.
– Отец часто водил нас на причал в детстве, – говорит Михаил Александрович. – Он был радистом в морском порту, а тогда люди этой специальности были особой кастой, у каждого был свой радиопочерк. Отец всю войну прошел радистом на Северном флоте, затем проработал на предприятии 52 года. Бывало, придешь к бате на работу, а там всё пищит, шумит. Но не манило меня радиодело. Ни космонавтом, ни капитаном дальнего плавания тоже быть не мечтал. А работа в порту пришлась по душе. И слесарное дело нравилось, и коллектив был дружный. Тогда почти одна молодежь работала. Что пожелать своим бывшим коллегам накануне праздника? Людям – здоровья и благополучия, а морскому порту – только процветания! Особый привет ныне работающим ветеранам порта – Сергею Никитцыну, Сергею Торопову, Ивану Зверькову, Агафье Тихомировой и Валентине Герасимовой!