Вы здесь

Литературная страница

Навага

Рассказ

Мы, дети тундровиков-оленеводов, по достижении семилетнего возраста уезжали учиться в школу-интернат. Школьный вертолет увозил нас на край земли в поселок Варандей. Я впервые уезжала так далеко от мамы, увозила с собой ее наставления учиться хорошо, слушать учителя и меньше грустить. Мама была во всем мне примером и огорчать ее даже в мыслях не было.

Вертолет приземлился на песчаном берегу. Мы, школьники, все высыпали. Для кого-то это был знакомый поселок, а для меня – большая неизвестность. Она не приносила никакого беспокойства, это было открытием нового периода жизни. Игрушки уходили на второй план, я должна была организовать себя, жить самостоятельно среди других детей. До школы я мало играла со сверстниками, в основном время проводила с двоюродными братьями и сестрами. Но главное в школе – научиться говорить по-русски. Я не думала, что это будет очень сложно, но увлекательно и интересно. Учили нас красиво говорить, читать, писать на русском и ненецком языках. Учеба воспринималась как труд. Старшие сестры и братья вели контроль наших достижений, потому что с детства нас учили слушать старших и набираться опыта, для них это пройденный путь.

В интернате все мы были подстрижены налысо, всем нам выдали шерстяные портянки и кирзовые сапоги, длинное пальто. Одежда была легкой, непривычной. Было такое ощущение, что я вхожу во что-то большое, неизведанное. Это – чувство соприкосновения с новой культурой.

После школы мы, дети тундры, одевались в свои меховые малицы, паницы, пимы и бежали на берег моря. Там рыбаки ловили навагу. В морозные дни добытую рыбу оставляли на некоторое время на льду, чтоб она застыла. А мы бежали гурьбой, договаривались, кто сколько рыбы возьмет. Чаще одну-две. Бежали в интернат, накрывали стол, доставали свои ножи, привезенные из дома. Закрывали плотно шторы, гасили свет, один вставал у дверей, крепко держась за ручку, и мы все смотрели, в какой рыбе больше фосфора. На одном из уроков природоведения учительница рассказала о том, что в рыбе много фосфора, который необходим для костной ткани, для белизны и здоровья зубов. А в магазине в то время продавали модные броши из фосфора, которые в темноте светились желтовато-зеленым светом. Среди принесенной добычи мы искали ту рыбу, которая светится. Фосфор в рыбе, по нашим понятиям, должен светиться, как брошь. И действительно, попадалась рыба, которая светилась сочным зеленоватым светом. Мы, девочки, оживленно восклицали: «Смотрите, она светится, в ней много фосфора! Я ее буду есть, моя очередь!».

Строгали эту рыбу, макали в соль и отправляли в рот с мыслью, сколько витаминов, фосфора будет в организме. Было невдомек, какую опасную пищу мы тогда ели.

Ближе к третьему-четвертому классу все чаще кто-то из класса засыпал на уроках, хуже учился, становился вялым, инертным. Когда учились в начальных классах, часто дребезжали стекла. Зимой доносились словно раскаты грома. Мы поднимали головы и говорили: «Наша армия нас бережет! Мы можем спокойно учиться, не пугаться». Поднималась в душе гордость за Советскую армию. Каждый мальчик мечтал служить в ее рядах. В нас воспитывали пат-риотизм, любовь к стране Советов.

Многие одноклассники рано ушли из жизни, не создав семьи. А я заболела. Диагноз – общее заболевание. Вся наша семья с одним диагнозом. С одной стороны это край, с другой – это благо. Именно в это время я встретилась с удивительными людьми в белых халатах. Их талант, мастерство и клятва Гиппократа помогли вернуть здоровье, мы научились радоваться, ценить и беречь жизнь.