Вы здесь

Народное ТВ. Финал

(Продолжение статьи «Народное ТВ. Начало», опубликованной в «НВ» № 72 от 12 июля 2018 г.)

Линия жизни этой публикации растянулась аж на два выпуска газеты. Рука не поднималась написать в заголовке слово финал. И пока вы будете читать эти строки, телеканал «Альт» хоть немного, но ещё поживёт.

В Москву – за лицензией

Доброе дело, рождённое забавы ради и лишённое какой-либо коммерческой выгоды, становилось реальной обузой для изобретателя. Нужно было выбирать – закрывать лавочку или развивать хобби дальше. 

– Зрители, которые набивались в мой балок на просмотр очередного западного фильма, радовались, если во время кабельной трансляции я засыпал, – вспоминает Игорь Медейко. – Так случалось, ведь видеопоказы заканчивались иногда за полночь. Пока я спал, можно было посмотреть второй фильм на видеокассете. 

Количество желающих смотреть новое местное ТВ росло в геометрической прогрессии. Его особенность состояла в том, что в противовес существовавшему на тот момент официальному местному телевидению оно было простым, понятным, своим. Телеведущие жили в соседнем дворе, а контент формировался самым демократическим образом. 

– «Альт» начался с того, что мы собрали в одну кучу собственные видеомагнитофоны, – вспоминает Игорь Владимирович. – Сами сделали качественный сигнал, и на выходе он вполне удовлетворял запросы телевидения того времени. Поначалу у нас был совсем слабенький передатчик мощностью в один ватт, с настройкой опять же на посёлок Искателей и Факел. В связи с расширением зрительской аудитории пришлось наращивать мощность до десяти ватт, что дало возможность вещать на город и близлежащие деревни – Тельвиску, Устье, Макарово и другие. Более мощный передатчик и сам канал мы арендовали у Архангельского областного телерадиоцентра. После долгих переговоров нам удалось заключить договор. Потом четыре года ездил в Москву, чтобы получить лицензию Федеральной службы телерадиовещания (ФСТ). Конечно, там просили денег, но я честно сказал, что у меня ничего нет и вряд ли когда-то будет. Ведь у нас не было задачи на нашем хобби делать деньги. Конечно, что-то мы получали, но прибыль шла на поддержание штанов, точнее, технического состояния и оплату счетов. 

 

АЛЬТернатива 

– Потом журналисты в начале нулевых интересовались, почему наш канал назывался «Альт», – говорит создатель народного ТВ. – Название придумывали сообща. Во-первых, народ был интеллигентный и хорошую музыку ценил. Во-вторых, альт – это не просто музыкальный инструмент и тембр голоса. Это ещё и АЛЬТернатива официальному телевидению, которое тогда существовало в стране. Идею подсказал юрист Евгений Горностай, который помогал оформлять документы на наше ТВ, ведь сами мы тогда не понимали ни бельмеса в этих делах. 

Официально частный телеканал «Альт» впервые вышел в эфир в 1991 году и просуществовал до 2005 года. Размещалась студия сначала на Факеле, затем долго располагалась в районе морского порта в маленьком деревянном домике. Во время включений на канале РЕН-ТВ жители окружного центра узнавали местные новости, в прямом эфире задавали неудобные вопросы представителям власти, а также делали музыкальные подарки и сами принимали поздравления. До сих пор в памяти горожан осталась рейтинговая передача «Музыкальная ромашка», которую вёл трагически ушедший из жизни Владимир Парыгин. 

– В основном я вёл прямые эфиры с представителями власти, а Володя отвечал за музыкально-развлекательную часть, – вспоминает Игорь Медейко. – Он был музыкантом по складу характера. 

«…Последнее, что помню, как я побежал к выходу. Мне нужно было найти обратный путь, чтобы прийти туда, откуда я пришёл...», – так в переводе с английского звучат финальные строки легендарной рок-баллады «Отель «Калифорния». Это была любимая песня Володи Парыгина. Он погиб в автомобильной катастрофе 25 декабря 2003 года. 

В дальнейшем к работе на народном ТВ Игорь Медейко стал привлекать молодёжь. Самые активные и способные ученики пришли работать в окружную журналистику. 

– Женя Тимофеев и Антон Пшеничный делали молодёжные программы, – вспоминает Игорь Владимирович. – Алёша Орлов занимался монтажом и видеосъёмкой. Совсем юный Иван Ружников, которого я в знак особого уважения называл Иваном Сергеевичем, учил меня работать на диковинном в ту пору компьютере. Рад за ребят, что они нашли своё место в жизни. 

 

ТВ для народа

«Альт» стал первым региональным телеканалом, он не был ни государственным, ни корпоративным, жил сам по себе. 

– Это настоящее общественное телевидение, – говорит его создатель. – Невероятно популярными в ту пору были программы поздравлений и прямые эфиры. Людям импонировало, что звонки в прямом эфире не подвергались предварительному контролю и редактированию, шли напрямую в студию. 

Народное ТВ делалось людьми для людей. Среди создателей, помощников и сторонников «Альта» были Валерий Шапошников, Евгений Прохоров, Александр Ковалёв, Владимир Парыгин и многие другие. 

Самыми сложными были прямые эфиры. Вот тут народное телевидение становилось настолько демократичным, что без крепких выражений не обходилось. В прямом эфире простые люди задавали вопросы представителям власти без цензуры. 

– Самый смешной случай в эфире имел несмешные последствия, – говорит Игорь Медейко. – Был суд, благо отделаться удалось административным наказанием. Как-то зимой рейсы со скоропортящимся товаром задержали на несколько дней из-за состояния нарьянмарской полосы. Аэропорт не принимал самолёты. Каким-то образом народные корреспонденты пробрались на территорию аэродрома и сняли на видео то, что там творилось. По техническим причинам и из-за нехватки времени всё вышло в эфир с оригинальной озвучкой. То есть участники видео непарламентскими выражениями комментировали происходящее: нечищенную полосу и всеобщую неразбериху. Когда я дома увидел передачу, у меня волосы на голове зашевелились. Студия «Альта» тогда уже располагалась в городе. Позвонить и остановить трансляцию скандального сюжета оказалось невозможно. Тогда снимали телефонную трубку во время эфира, а мобильных не было. В итоге мне присудили 80 рублей штрафа, а тот весёлый случай до сих пор старожилы вспоминают. 

 

За гранью

Потихоньку всё, что разрешалось на заре перестройки, в стране начали запрещать и огораживать колючей проволокой нормативно-правовой документации. ТВ «Альт» тихо скончалось зимой 2005 года. Формальным поводом закрытия канала стал юридический казус. 

– В 2001 году, когда пришло время для продления нашей лицензии, вышел новый закон о лицензировании телеэфирной деятельности, – поясняет Игорь Медейко. – Согласно ему, наша деятельность не подлежала лицензированию. Мы даже звонили в Москву, в правовое управление ФСТ, где нас заверили, что так оно и есть. Будучи достаточно наивными, мы успокоились и дальше вещали без лицензии на протяжении трёх лет. Как оказалось, действие закона не распространялось на предприятия, работающие в области связи. Из-за отсутствия грамотной юридической поддержки мы нагло в течение нескольких лет нарушали федеральное законодательство. Нашлись люди, которые дали этому делу ход. И надзорные органы дали главному нарушителю, то есть Архангельскому РТПЦ, выдавшему нам лицензию, предписание – прекратить вещание «Альта». 

После тихой кончины народного ТВ жизнь для его создателя продолжилась. 

– Я чураюсь социальных сетей вообще, – смеётся Игорь Медейко. – Хотя компьютером владею на уровне уверенного пользователя. У меня электронная библиотека на четыре с лишним тысячи книг. Иногда перечитываю моего любимого писателя-романтика Александра Грина. Но неизменным фаворитом остаётся «Мастер и Маргарита». Есть своя видеотека, которую тихонечко пополняю. Из советских фильмов люблю киноленту «Доживём до понедельника». А из зарубежных сериалов предпочитаю «За гранью». После гибели Парыгина мы ещё протянули, но потом всё потихоньку пошло на спад. Дело было даже не в финансировании. Деньги на текущие расходы нам удавалось находить и гасить долги. После периода затишья была идея возродить «Альт», но не срослось. Просто пришло другое время…

 

Я не просил у жизни снисхожденья,

Лишь только время взято напрокат.

От моего невольного рожденья

До даты, не назначенной пока…

 

И. Медейко, 2018 год