Глава ассоциации «Арк-тические муниципалитеты» поддержал инициативу Собрания депутатов НАО об отмене штрафов за езду на снегоходах и снегоболотоходах по водоемам Арктики.
В Северодвинске с мэром города, председателем ассоциации «Арктические муниципалитеты» Михаилом Гмыриным встретился глава Заполярного района Алексей Михеев (назначен официальным представителем НАО в Госдуме при рассмотрении поправок к закону).
Как сообщает пресс-служба администрации Северодвинска, они обсудили законодательные инициативы, вносимые в Госдуму. Одна из них – о легализации движения техники повышенной проходимости (снегоходов и снегоболотоходов) в водоохранных зонах Арктики. Документ разработан советом Заполярного района, который возглавляет Алексей Михеев, и одобрена Собранием депутатов НАО.
Михаил Гмырин поддержал внесение в Госдуму соответствующих поправок в Водный кодекс.
– Это касается большого количества людей, любителей рыбалки, езды на снегоходах, «Буранах» и так далее... Они ждут принятия изменений, – сказал он. – Арктические территории зачастую покрыты реками, озерами, заливами. Поэтому проезд техники повышенной проходимости практически невозможен без пересечения водоохранных зон.
Сейчас законопроект обсуждается на разных уровнях. Экологи и эксперты неоднозначно отнеслись к нему. Они настаивают на проведении экологической экспертизы. Признавая актуальность этой проблемы, эксперты считают, что инициатива может отрицательно сказаться на природе Заполярья. Поэтому она должна пройти экологическую экспертизу.
Востребованная техника
Сейчас за движение и стоянку транспортных средств в водоохранных зонах гражданам может грозить штраф от 3 до 4,5 тысячи рублей, должностным лицам – от 8 до 12 тысяч, юридическим лицам – от 200 до 400 тысяч.
Как отмечают инициаторы законопроекта в пояснительной записке, на территории Крайнего Севера существует множество водоемов, между населенными пунк-тами зачастую отсутствуют автодороги, в этих условиях снегоходы и снегоболотоходы являются востребованным транспортом.
– На территории Крайнего Севера существует множество водо-емов, между населенными пунктами зачастую отсутствуют автодороги, – говорится в пояснительной записке. – В этих условиях снегоходы и снегоболотоходы являются востребованным транспортом. Они используются для оказания медпомощи населению, обеспечения жителей населенных пунктов продуктами питания и другими услугами.
С этим согласен и глава Нижнеколымского района Якутии Иван Суздалов.
– Особенностью севера Якутии является большое количество малых рек, озер и водоемов, через которые зимой можно перебраться только на снегоходе. Тяжелую технику неокрепший лед не выдерживает. Прошедшую зиму ряд арктических и северных районов пережил только благодаря снегоходам, – рассказал он ТАСС.
Минувшей зимой в некоторых районах республики выпала рекордная норма снега. Из-за этого обустройство зимников затянулось, так как под снегом лед не промерзал и дорожная техника не могла ездить по водоемам.
Сберечь природу
Прежде чем отменять штрафы, считают эксперты, сначала нужно оценить экологические последствия.
– Обычно, как идет снегоход? По гладкому льду, например, вдоль моря, – пояснил ТАСС заслуженный работник охотничьего хозяйства, председатель Архангельского отделения Военно-охотничьего общества (с 1995 по 2017 г.) Владимир Тянигин. – Но насколько выхлопы повлияют на экологию окружающей среды? Наверное, должна быть проведена экспертиза.
Солидарна с тем, что нужно провести экспертизу и председатель постоянного комитета по делам Арктики Заксобрания Якутии Елена Голомарёва.
– Снегоходы и бураны – жизненно необходимый транспорт Арктической зоны, – пояснила она ТАСС, – но прежде чем принять законопроект, необходимо провести тщательное научное исследование. Выяснить, насколько существенен вред, наносимый транспортом водным объектам. Если вреда нет, то можно отменить. А так, мне кажется, это преждевременные запретительные меры водоохранного кодекса.
По словам депутата, в Якутии в зоне традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера (КМНС) оленеводам, рыболовам можно беспрепятственного передвигаться по водным объектам.
– У нас эти штрафы не взимаются. Представители КМНС на своих исконных землях имеют право передвигаться на снегоходах и буранах по водным объектам, – пояснила Голомарёва.
Гонки на снегоходах
Один из экологов Красноярского края, руководитель организации «Плотина» Александр Колотов скептически относится к инициативе НАО.
– Обоснование понятно. С другой стороны, снимая данный запрет, мы фактически даем зеленый свет для езды на снегоходах где угодно. Пойдет ли подобная свобода передвижения во благо природе Арктики? Я очень и очень сомневаюсь. Скорее, она приведет к узаконенной бесконтрольности гонок на снегоходах, – сказал он.
По мнению эколога, нужно учитывать конкретную ситуацию в каждом из районов Крайнего Севера.
– Пока же мы видим, что у нас к законодательству подходят как к рубильнику, в котором всего два положения: «запретить» и «отменить запрет», – добавил эксперт.
Напомним, инициатива Собрания депутатов НАО о внесении соответствующих поправок в Водный кодекс РФ поступила в Госдуму 1 июля. Спустя три дня она была направлена на рассмотрение в думский Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.