Вы здесь

Спасибо «Чистому городу» за чистый город!

В ведении предприятия 79 км уличного освещения / Фото Марии Самыловой

Муниципальное предприятие празднует 10-летний юбилей

Круглая дата – повод рассказать о нём подробнее.

Кто из нарьянмарцев не любит нашу маленькую жемчужину Арктики? Уютные улочки, светлые прогулочные зоны, новые общественные территории – Нарьян-Мар хорошеет, и это уже признают самые отъявленные скептики. Но перенесёмся на десять лет назад. Именно тогда в мэрии решили создать муниципальное предприятие, которое будет содержать городские дороги, детские и спортивные площадки. Не мудрствуя лукаво, так и назвали – «Чистый город». Об этом в канун юбилея, который сотрудники предприятия отметили 24 января, окружной газете рассказал его директор Алексей Ляпин.

– Я начал здесь работу девять лет назад в должности начальника транспортного участка, – говорит Алексей Владимирович. – Тогда мы с первым директором, Василием Николаевичем Кабановым, собирали «Чистый город» с нуля. В наличии был просто гараж. Ни ремонтной базы, ничего больше. Нам передали территории для обслуживания, транспорт, а что делать, как и чем заниматься, толком ещё не знали. Наняли людей: слесарей, механиков, взяли в лизинг технику, начали трудиться.

Это были непростые годы: не хватало базовой документации, опыта работы, а задачи предстояло решать многочисленные и непростые, делится мой собеседник:

– Благоустройство дорог, содержание пожарных водоёмов, площадок, пешеходных зон, общественных территорий и многое другое – всё сразу нам передали, а опыт, как сказано у Пушкина, был «сын ошибок трудных» и приходил со временем.

Понять, какие объёмы работ выполняет предприятие, где в общей сложности трудится всего 95 человек на 40 единицах техники, проще всего глядя на цифры. Чтобы наш город был уютным и комфортным, охватить как можно больше территорий, работники «Чистого города» трудятся в три смены без выходных и праздников.

 

Как работать, если вы не даёте?

Погода постоянно преподносит сюрпризы: снегопад, гололёд, постоянные перепады температур, от которых страдает и уличное освещение. В общем, работникам «Чистого города» расслабляться точно некогда. В погожие деньки горожане хотят прогуливаться по хорошо вычищенным дорожкам общественных территорий, водители требуют достойного содержания проезжей части.

– По возможности стараемся всё успеть, – говорит Алексей Владимирович. – Но всё равно без нареканий не обходится. Есть люди, которые видят только негатив и не замечают положительных изменений. Претензий к работе стало поменьше, но они всё равно есть. Одним не нравится, что убираем с утра – все на работу едут, другим неудобно в обед и после, вечером люди уже с работы едут, а ночью им шумно – спать не могут. В ночное время стараемся перед жилыми домами и не убирать, только в случае крайней необходимости. Хотя у нас все дороги вокруг домов. Бывало и такое, что ГИБДД на нас вызывали, а потом сами жалуются, что работа не выполнена. А как нам её выполнять, если вы не даёте?!

В канун юбилея предприятия его сотрудники больше думают не о празднике, а о… прогнозе погоды, который обещает резкое потепление и снегопады. А потом мокрый снег замёрзнет и вызовет гололёд, надо будет срочно рассыпать по дорогам песок, реагенты предприятие не использует. Его, кстати, за сезон уходит в среднем по семь с половиной кубометров.

 

Чистый город = благополучное общество

Несмотря на все трудности, предприятие живёт и развивается. Задач с каждым годом всё больше, обновляется парк техники, вместе с этим город становится более ухоженным, что важно для создания благоприятной жизненной атмосферы.

В психологии есть такое понятие «Теория разбитых окон». Суть его проста – если в здании разбито хотя бы одно из окон, скоро там не останется ни одного целого стекла. Смысл его в том, что люди охотнее нарушают правила и нормы поведения, если видят вокруг беспорядок. Как заметил мой собеседник, горожане за последние годы стали намного ответственнее:

– Мы содержим 157 площадок под ТКО и 185 мелкозаглублённых и наземных контейнеров. В городе их гораздо больше, но часть – под управляющими компаниями. Не так быстро, как хотелось бы, но люди привыкают к сортировке отходов, жёлтые контейнеры тоже заполняются, причём видно, что жители ответственно подходят, разделяют. Стало больше урн, и сейчас многие стараются не кидать мусор где попало, во всяком случае взрослые.

Что до подрастающего поколения, то именно коммунальщики в первую очередь видят пробелы в воспитании. Сломанные и изрисованные игровые элементы на детских площадках, изувеченные скамейки, битые стекла в остановочных павильонах – пока, к сожалению, явление не редкое. И вряд ли это делают взрослые люди после работы.

Всё чаще горожане говорят о необходимости ставить везде камеры, чтобы можно было отслеживать вандалов. Но что это будет за общество, где люди будут вести себя достойно только под прицелом камер? Лучше всё-таки с малых лет воспитывать бережное отношение к своему городу и учить гордиться красотой родных улиц. Тогда и камеры не понадобятся.

 

Ответственность и взаимопонимание – лучший подарок!

Свой коллектив Алексей Владимирович считает дружным и надёжным. Трудятся здесь преимущественно мужчины, работа из тех, что только настоящим мужикам по плечу:

– Молодым всегда помогаем, если человек только пришёл, то проходит стажировку под началом старшего коллеги. Техника специализированная, без подготовки с ней не справиться. В штате у нас 96 работников, но хотелось бы увеличить их количество. Если содержать как следует город, то людей надо минимум в два раза больше. Есть и вакантные должности: машинист грейдера, водитель погрузчика, недостаточно электриков для содержания уличного освещения. На обращения стараемся реагировать сразу, но было бы больше людей, конечно, получалось бы быстрее.

Не зная всех тонкостей работы предприятия, горячие на слово жители города часто выступают с резкой критикой и несправедливыми претензиями. В то же время своими действиями они нередко усложняют и без того непростую работу «Чистого города».

– Хотелось бы, чтобы люди понимали, что мы – не скорая помощь, и по первому звонку не можем всё одномоментно убрать. Особенно там, где оставлены машины жильцов, затруднён проезд. Есть приоритеты: дороги первой, второй, третьей, четвёртой категории. Частный сектор – это четвёртая, и приступить к работам здесь в первую очередь мы не можем. Большая просьба к жителям частных домов – не надо выбрасывать снег со своих дворов на дороги общего пользования. Это почему-то у нас считается нормальным: только мы проехали, убрали, назад едем, видим новые кучи, которые люди набросали, мол, всё равно уберёте.

Кстати, недовольные граждане и нам, журналистам, часто задают вопрос: почему в городе высятся кучи снега, неужели нельзя их просто вывезти за город или вообще соорудить из него горки для детей? И быстро, и полезно. Оказывается, не всё так просто.

– Снег с дорог относится к отходам четвёртого класса опасности, вывезти куда-то за город или тем более настроить из него детских горок нельзя, – рассказывает Алексей Ляпин. – Его вывозим на полигон по цене 17 рублей за куб, а его тысячи кубов накапливается. Вот если с детской площадки активисты уберут и попросят нас вывезти, мы это сделаем. Мы не делим на наших и не наших, это всё наши жители, наши земляки!

 

 

У «Чистого города» …

81 автомобильная дорога общей протяжённостью 49 км.

63,69 тыс. квадратных метров пешеходных зон.

155 111 квадратных метров междворовых проездов.

10 памятников на территории 412,65 квадратных метров.

185 мелкозаглублённых и наземных контейнеров на 157 площадках под ТКО.

32 детские и спортивные площадки.

 

… а ещё вот это

79 км уличного освещения.

12 000 квадратных км газонов, 10 000 цветов.

150 – 300 молодых саженцев деревьев и кустов ежегодно.

59 пожарных водоёмов и 14 прорубей.