Наш собеседник – Заслуженный врач РФ Олег Владимирович Батманов.
Сын Рены Ивановны Батмановой, имя которой носит Ненецкая окружная больница, Олег Владимирович, тоже многие годы посвятил развитию медицины в Ненецком автономном округе.
– Олег Владимирович, что, по-вашему, значит профессия врача?
– Считаю, профессия эта архи-важная, очень ответственная. Здесь речь должна идти о призвании, без него сложно стать хорошим медработником. Важно любить свою работу. Если есть любовь, то будет и отдача.
Это относится к любой профессии: учитель, каменщик, сантехник.
Знаю, если врач любит свою профессию, умеет сострадать пациентам, он полностью ей отдаётся.
– Как работала медицина в советские годы, возникали ли какие-то сложности?
– Как работала медицина? Некорректный вопрос: она работала всегда. А трудности, конечно, были. Например, кадровые. И тогда медиков не хватало, были вакантные должности. Медработники трудились на полторы ставки. Кстати, не возмущались, а брали, это был хороший приработок.
Что касается вопроса медицинского оборудования, то тогда даже не стоял вопрос с обеспечением, например, МРТ. Был принцип оказания помощи по ступеням. Наш округ – первая ступень, повыше – Архангельск, далее – Москва, Санкт-Петербург.
То, что жители округа имеют сегодня возможность пройти обследование на МРТ – это большое достижение, серьёзный успех НАО. И надо отдать должное всем, кто этому способствовал.
– То есть людям уже не надо лететь с Санкт-Петербург или в другие города, обследование можно сделать на месте.
– Это так. Единственное, что не надо упустить, это читать по телемедицине анализы.
Если пока результаты МРТ будут расшифровывать подготовленные специалисты, то это будет отлично. В то время, когда проходит период становления, наши врачи должны набивать руку. Дело абсолютно новое. Всё приходит с опытом. Обкатают, как говорится, и увидим результаты этого большого дела.
– Как сегодня обстоят дела в окружной медицине?
– Вижу, что медицина движется вперёд, развивается. Даже тот факт, что теперь офтальмологические операции проводят в Нарьян-Маре – это прорыв. Я разговаривал с пациентами, которым её сделали, они очень довольны. Не надо лететь в Архангельск, всё быстро, качественно. И важно, что оперирует профессор.
Беседовал с человеком, которому заменили в окружной больнице сустав. Такого раньше у нас не было. Он прыгал чуть не до потолка, что не надо было лететь оперироваться в другой город.
Поэтому говорить о том, что наша медицина стоит на месте, топчется, никак нельзя, это не соответствует явной реальности.
Мы движемся и движемся в правильном направлении. Единственное, что тревожит, так это дрязги, которые я краем уха слышу. Считаю это от того, что во главе руководства той же окружной больницы стоят приезжие люди. Надо ставить местных, знающих специфику региона. Замечу, что раньше на такие должности подбирали только местных специалистов с опытом.
Единственно, что на селе могли назначить руководить молодого специалиста, которого направляли по распределению.
– Было в вашей практике такое, что молодые специалисты потом надолго оставались?
– Конечно. И с опытом из них получались хорошие кадры.
– Как можно решить кадровую проблему в больнице сегодня?
– На мой взгляд, за счёт резкого увеличения количества нашей молодёжи в медицинских вузах. И это проблема не только нашего региона, а страны в целом.
Надо, чтобы было больше бюджетных мест для абитуриентов из глубинки. И важно ввести обязательное распределение молодых специалистов после окончания учёбы. Если это не сделать, то никогда не закроют вакансии в отдалённых регионах, на селе. Никогда.
Мало какой энтузиаст поедет на село работать, тем более в незнакомую местность. А сегодня даже те молодые люди, которые поступают по целевому направлению, умудряются остаться в большом городе. Ищут обходные пути, оседают в Москве, других центрах, но в районы не едут.
Я в своё время как национальный кадр вернулся работать в родной Ненецкий округ, хотя можно было и остаться в большом городе. Но это (считал и считаю) было бы неправильно.
Вот те два пути, которые решат кадровую проблему: больше бюджетных мест в медицинских образовательных заведениях и обязательное распределение выпускников туда, где они необходимы.
– Было ли в советские времена такое, что медики поднимали проблемы больницы или в целом медицины, озвучивали их с критикой руководства через СМИ например?
– Не было. Не могу себе такого представить. Зачем выносить сор из избы?
А если кто-то критикует, то хотелось бы слышать чёткие предложения, как тогда решать ту или другую проблему.
– Наверное, Вы гордитесь тем, что окружная больница носит имя вашей мамы?
– Несомненно! Рад, что увековечили историю. Это большое дело, что сохранили память о моей матери не только для нас, родных, но и в целом для всего округа.
Здесь надо большое спасибо сказать ветерану здравоохранения Светлане Ивановне Перекопай, которая была бульдозером в продвижении этого вопроса, и Сергею Константиновичу Никулину, который способствовал установлению мемориальной доски на здании окружной больницы.
Дело Рены Ивановны многие достойно продолжают. С большим уважением отношусь к профессионалам, которые сегодня работают, к ветеранам здравоохранения.
Это отличные специалисты, верные своей профессии. Могу назвать фамилии многих из них, в том числе тех, у кого сам лечился. И благодарен им за труд, за квалифицированную помощь.
Справка «НВ»
Рена Ивановна Батманова была одним из основателей Ненецкой окружной больницы. Выпускница медицинского института приехала в округ и многое сделала для него. Народ из уст в уста передавал легенды о докторе Рене. Со временем они разрастались новыми свидетельствами очевидцев: о том, как делала сложные операции, принимала роды в тундре, спешила ночью к экстренному пациенту, спасая жизнь, переливала свою кровь больным.