Вы здесь

Спасибо за прием, Нарьян-Мар!

В прошлом месяце в Нарьян-Маре приземлились участники вертолетной экспедиции «Россия 360» Игорь Гуржуенко и Виктор Сидельников. Два дня они гостили на ненецкой земле, знакомились с достопримечательностями, побывали в гостях в чуме Матвея Чупрова. Маршрут экспедиции поражает своей протяженностью: Санкт-Петербург – Петрозаводск – Нарьян-Мар – Воркута –Норильск – Дудинка – Диксон – мыс Челюскин… Последнее известие от наших добрых знакомых – их Robinson R66 прилетел в Якутск. Отважные и рисковые вертолетчики возвращаются обратно. Однако впереди еще перелет практически через всю нашу огромную страну, которую они увидели своими глазами и спешат поделиться своими впечатлениями на сайте «Россия 360». Удивительно, как они успевают подробно и оперативно рассказывать о своих впечатлениях! А что они написали о Нарьян-Маре?

Солнце тут не заходит (Архангельск – Нарьян-Мар)

«Штаб выбрал нам в Архангельске гостиницу «Столица Севера». Когда мы называли ее местным, многие сначала морщили лоб, не понимая о чем речь, а потом вспоминали: «А, так это же Пур Наволок!». Старую советскую гостиницу недавно отремонтировали, переименовали и теперь это вполне приличный отель. Единственный недостаток – светлые занавески совсем не подходят тогда, когда на дворе белые ночи. Приглушить свет в номере невозможно.

…Вызываем такси, загружаем в него наши приборы. Они ужасно тяжелые. Каждый день мы таскаем с вертолета две тяжеленные сумки – одна с зарядными устройствами, а вторая – с фото- и видеоаппаратурой. Все в одну сумку не помещается, и штатив с фотоаппаратом приходится нести отдельно. А ведь у нас есть еще личные вещи, всяческие планшеты, ноутбук и GPS-навигаторы. Таскаем, развиваем мускулатуру.

На вылете нужно заправиться, уложить в тесный от вещей вертолет аппараты и пожитки, ввести в навигаторы планы полета и разместить все наружные камеры GoPro. На это уходит больше часа, и мы снова нервничаем. Аэропорт в Нарьян-Маре не круглосуточный и закрывается в 19.00. В этот раз у нас длинный перелет – часа на три с половиной – да и то, если с ветром повезет.

Мне звонит Владислав Выучейский. Это мой летный товарищ, с которым мы познакомились в аэроклубе «Истра». Он, как и я, учился там на вертолетчика. Владислав родом из Нарьян-Мара и уже давно ждет нас – с тех пор, как узнал о нашей экспедиции. Ему – одинокому волку частной авиации (а он реально единственный частный пилот в Нарьян-Маре) хочется побыстрей увидеть на родной ему земле братьев по небу. Он обещает встретить нас в небе на своем самолете. Ого! Такого приема я не ожидал. Впрочем, как и Владу, мне интересно поснимать его самолет в воздухе, и мы договариваемся о встрече в небе на подлете к городу.

Взлетаем. С ветром нам определенно везет. Он сначала боковой и не мешает – летим с собственной скоростью. Потом он начинает немного поворачиваться и поддувать нам в хвост, тем самым увеличивая нашу скорость. В итоге выйдет, что средняя скорость получится 200 км/час. Весьма неплохо! Полет спокойный, однако облачность сгущается. По дороге встречаются большие тучи, из которых льет дождь. Хорошо, что эти осадки имеют очаговый характер и нам удается маневрировать между тучками, обходя одну справа, другую слева. Если посмотреть на наш трек – первая закладка трекера InReach, у него отметки раз в минуту – видно, что мы слегка виляем влево и вправо.

Мы торопимся, поэтому решили лететь без подсадок. Впрочем, нет ничего такого, что могло бы привлечь наше внимание. Сначала был густой лес, потом он стал реже и ниже, стали появляться болота. Потом болот становится все больше, а леса все меньше. В какой-то момент времени мы понимаем, что леса больше нет. Действительно, началась тундра. Мы влетели в реальный север.

Во время полета мы снимали не только тундру и погоду. Один раз мы заметили с воздуха что-то явно живое. Я развернулся, снизился – ба, так это же дикий олень! Мы сделали несколько кадров. Забавно, что вертолета он совершенно не испугался, только посмотрел с удивлением на нас. Но мы не стали ему мешать – пусть пасется. Потом оленей мы будем встречать больше, но это был первый и самый южный олень, которого мы заметили.

Километров за 50 заметили на горизонте признаки существования человека. И вправду – город. Устанавливаем связь с диспетчером вышки. Подходим к Каменке – это место, где мы уговорились с Владом встретиться в воздухе. Включаю вторую радиостанцию на частоте 123,45 Мгц, но еще раньше слышу радиообмен Влада с диспетчером вышки. Значит, он действительно вылетел нам навстречу. Мы готовим фотоаппарат и видеокамеру. Через диспетчера начинаем сближение – нас наводят друг на друга по нашим ответчикам. И вот я замечаю: чуть выше нас навстречу проносится небольшой белый самолет. Наконец, мы устанавливаем радиосвязь, равняем скорости и снимаем друг друга в полете. Влад просит разрешения сделать заход парой, и мы одновременно строим заход вокруг аэродрома с обратным курсом. Ветер-то поддувал нас сзади, а заход осуществляется против ветра.

Приземляемся. Нас уже ждут. Помимо съемочной группы с местного телеканала, тут куча разного другого народа. Похоже, что слава побежала впереди нас. Здесь ведь смотрят и центральные каналы, и питерские, и архангельские, а о нас были уже новостные сюжеты. Вот аэродромный народ и сбежался поглядеть на чудаков, едущих на воздушном велосипеде вокруг страны.

Только открыв дверь вертолета, мы понимаем, что прилетели на север. Свежо! Вернее, весьма прохладно, не выше +12 градусов. Достаем теплые курточки от нашего партнера BASK. Они нарядные, красные, все в нашлепках спонсоров, и перед телекамерой мы предстаем в новом для нас виде. Короткое интервью – и мы уже в «буханке» с нашим новым другом Николаем Вокуевым. Это друг Влада Выучейского, а значит и наш друг. Тем более, как потом оказалось, это замечательный и жизнерадостный человек, вертолетчик с Ми-8, который уделил нам столько же времени, сколько и Влад. И сильно помог с консультациями и метео. В общем-то, Влад с Колей постоянно и вместе курировали нас на протяжении всего времени пребывания в Нарьян-Маре.

Уже перед аэропортом мы встречаемся с Владом, наконец, лично и тепло приветствуем друг друга. Не виделись около полугода! Они с Николаем везут нас в гостиницу «Натали», которую нам забронировал штаб. Местные подтверждают, что выбор правильный, и мы забрасываем туда вещи, чтобы не таскаться с ними. По пути встречается надпись, гласящая, что Нарьян-Мар – столица Севера. Вот так – летим между сплошными столицами. Москва – ну понятно, Питер – вторая столица, Архангельск – столица Поморья, а Нарьян-Мар – столица Севера.

Первым делом Влад и Коля везут нас на видовые места города, где мы все снимаем, пока светит красивое низкое солнце (на дворе уже десятый час!).

Потом мы едем в тундру к одному очень интересному человеку. Имея два высших образования, он живет в ненецком чуме в довольно спартанских условиях. Там нас поят бульоном, угощают вареной олениной и показывают типичный быт ненцев. Мы снимаем панорамы, видео, фотографируем – все это безумно интересно.

Впервые мы понимаем, что такое комары в тундре летом. Они огромные, какие-то полосатые и очень наглые. Их можно убивать сотнями, но новые тысячи налетают на тебя с прежней агрессией. Я потихоньку начинаю жалеть, что не прихватили с собой из вертолета противомоскитные шляпы с сетками, однако местные такими радикальными средствами не защищаются. Впрочем, у Влада в машине находится баллончик с зеленым москитоллом, и он немного (лишь немного!) спасает. Мы завязываем на память ленточки на дереве желаний, закрепляем на нем наш вымпел с символикой экспедиции и прощаемся с хозяином стойбища, который, по словам Влада, имеет шаманские корни!

Мы уже очень устали – перелет был длинный, да и до него мы изрядно побегали в Архангельске. Однако неутомимые и радушные Влад с Колей везут нас в Ненецкий туристический центр. Это красивое здание, построенное в национальном ненецком стиле. Рядом с ним имеется довольно большая заасфальтированная площадка. Первоначально мы с Владом договаривались, что я перелечу после аэропорта сюда, но что-то там не заладилось с согласованиями, и план был отменен.

Мы едем дальше, на красивый обрывистый песчаный берег реки Куя. В тундре почти все грунты – это песок. Грунтовые дорогие тут – песчаные дороги. У каждой реки берега тоже песчаные. Если бы все это в более теп-лые края…

Вообще, я как-то не знал раньше, что Владислав столь уважаемый и значимый человек в городе. Он не просто предприниматель. У него славная родословная. В центре Нарьян-Мара стоит стела, установленная в честь его деда, погибшего в 30-х годах в период становления советской власти в тундре. Имеется улица Выучейского и даже поселок Выучейский. Его фамилия очень уважаемая и известная в городе и в крае.

Наши друзья везут нас в стойбище к пожилой ненке Ксении Филипповне. У нее несколько чумов. Она угощает нас чаем, рассказывает о своей жизни – нам очень интересно. Я надеваю национальный костюм, и мы фотографируемся с Ксенией Филипповной.

Мы с Виктором уже буквально выбились из сил. На часах – глубокая ночь, час ночи! Но светло как днем. Белые ночи тут не чета архангельским или, тем более, питерским. Солнце тут просто не заходит. Опускается до горизонта, а потом всходит вновь. Мы валимся с ног, и друзья везут нас в гостиницу. Я засыпаю, еще не донеся голову до подушки.

Завтра нам вставать рано, а для сна осталось всего пять часов. Начинаю понимать, что все это глубоко неправильно. Нельзя летчику плохо отдыхать перед полетом. Авиационные правила написаны кровью, в том числе и правило предполетного отдыха. Нарушать его безнаказанно долго не получится. Я все больше убеждаюсь, что принятый мной во время подготовки темп перелета абсолютно невыполним. Мне надо было закладывать в маршрут дни отдыха. Что ж, возьмем это на заметку. А нашим радушным нарьян-марским друзьям я хочу еще раз передать слова благодарности от нашего экипажа. Я не знаю, что бы мы делали без них в городе. Владислав, Николай – огромное спасибо за прием, за потраченное на нас время и за заряд хорошего настроения, который вы нам передали!

Итог дня – пройдено 698 км за 3.30 летных часа.

Охота за знаками (Нарьян-Мар – Воркута)

Подъем в гостинице «Натали» был привычно тяжелым. Гостеприимство наших друзей имеет и обратную сторону. Впрочем, мы и ехали за впечатлениями, а не дрыхнуть в гостиницах.

Отобедать Влад нас повел в ресторан «Тиманъ», оформленный в северном стиле и с угощениями северной кухни. Пропустить было нельзя, хотя обедать перед полетом мы не привыкли, да и времени обычно у нас было мало. Заказали строганину из муксуна и оленины, оленину запеченную, морс из брусники… Но время не ждет – надо лететь.

Наша экспедиция не только вертолетная и не только кино-фотографическая. Она еще и гео-графическая. Нам интересно зафиксироваться в особых точках России, снять фото и видео у специальных географических знаков. Готовя маршрут, я потратил немало времени на поиски в интернете и на перебор фотографий в программе Планета Земля (Google Earth) в поисках таких гео-графических знаков. Их оказалось не так уж и много… Самая западная материковая точка России вообще не обозначена (впрочем, теперь там есть наша таб-личка). Но точки в центре России, на ее севере и востоке – обозначены особыми стелами или знаками. Чаще всего встречаются знаки полярного круга. Они обычно устанавливаются не просто на широте 66*33’, а в людных местах, чаще всего на пересечении автомобильных дорог и полярного круга. Таких знаков я насчитал по карте с десяток. И первый из их числа находился как раз на полпути, правда, со смещением к югу, ведь и Нарьян-Мар, и Воркута – заполярные города. Предстояла настоящая охота на эти знаки – нам нужно посетить их все.

Николай еще настоятельно советовал залететь в местечко, называющееся Пым-Ва-Шор (в переводе с Коми – ручей горячей воды). Это бьющий из под земли напор горячей минерализованной газированной воды, на котором уже поставили купель, и место это пользовалось популярностью у туристов-экстремалов (дойти туда очень не просто), а также у вертолетчиков. Оказалось, что этот ручей находится точнехонько на пути от знака полярный круг до Воркуты, и не залететь туда было бы глупо.

С вылетом получилась задержка около часа. Погода хорошая. На небе живописные кучевые облака на 4-5 октантов. Прибыли к знаку, сделали облет, нашли площадку, куда можно присесть. Сесть на дорогу у знака оказалось невозможно – дорога не пустынная, периодически ездят грузовики и вахтовки. Улучили момент, когда на подъезде никого не было и сели на примыкающую грунтовку. Провели панорамную съемку и оглянуться не успели, как прошло полтора часа. Отвлекали и задерживали останавливающиеся любопытные водители. Из вахтовок, высыпало человек по 20 мужиков, и они не отставали от нас, пока не сфотографируют себя у вертолета поодиночке и в различных комбинациях. Ругаться вроде неприлично – мужики соскучились по общению и рады любому новому лицу. Тем более, тут такой цирк – разукрашенный и непривычный размерами вертолетик. В час не уложились. А тут снова диспетчер названивает – куда, мол, пропали?

Взлетаем, берем курс на Воркуту. Считаем время и понимаем, что ни о каком купании и речи быть не может. Но прямая маршрута проходит точно у Пым-Ва-Шора, и когда мы к нему подлетаем, то понимаем: не запечатлеть это место хотя бы на фото никак нельзя. Красивейшая долина речушки, живописные обрывы – надо садиться.

Заходим, смотрим, а там у купели – банька, поодаль еще домик с квадроциклом рядом, в стороне несколько палаток… Садимся. Конечно, сбегаются все четыре человека, находящиеся в этом месте – двое от домика, двое от палаток. Всем любопытно. В дальнейшем мы уже привыкнем быть объектом любопытства со стороны окружающих, но сейчас это казалось неуютным. Хотелось уединения в красивом уголке дикой природы. Но делать нечего – люди расспрашивают кто мы, откуда, зачем. Сначала разговоры, потом горячий источник и быстро в вертолет. Комары заедают, атакуют целыми эскад-рильями. По всем расчетам мы снова не успеваем до закрытия аэропорта, а это снова попадание на деньги и не маленькие… Тут по нашему чату, через спутниковый трекер InReach (офигенно удобная штука), Андрей из штаба сообщает, что для приема вертолетов регламент продлен до 21.00. Уффф. Мы рады.

Итог дня – пройдено 569 км за 3.21 летных часа».

Игорь Гуржуенко

Фото с сайта heliex.ru