Вы здесь

Женщина в тундре

Вот они – участницы первого совещания ненецких женщин в Нарьян-Маре. Может, кто-то из наших земляков узнает здесь своих бабушек или мам

В фондах краеведческого музея хранится старая фотография, на которой изображены участницы первого окружного совещания женщин-ненок Малой, Большой, Тиманской и Канинской тундр. Оно проходило в Нарьян-Маре весной 1937 года.

В окружном архиве хранится протокол этого уникального съезда женщин тундры. Совещание длилось три дня. Как гласит одна из записей, «такое совещание проводилось впервые и имело большое политическое значение». Само время нашло отражение в стилистике документа, в манере изложения фактов, в словах женщин.

На совещании присутствовало 35 человек. Многие делегатки ехали в город на оленях, лошадях, некоторые добирались несколько дней. Большая часть выступлений касалась одобрения новой сталинской Конституции. Главным законом советской страны провозглашалось, что «женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни».

О чем говорили

В выступлениях женщин красной нитью проходит рассказ об их трудном житье-бытье в тундре. Говорили, что им приходится выпасать оленей, ловить рыбу, добывать песцов, то есть работать наравне с мужчинами, но кроме этого на них лежит и вся женская работа: шить одежду, воспитывать детей, заниматься хозяйством. Право на труд у них было всегда, а вот право говорить и думать о себе – нечасто.

В протоколе много интересных жизненных примеров. Так, Татьяна Киселёва рассказала, что Татьяну Константиновну Тайбарей избрали почетной делегаткой на краевой съезд, но когда она вернулась в чум, муж ее избил и прогнал. Подобное отношение к свободной советской женщине недопустимо!

Уделялось внимание кадровому росту женщин, говорилось, что мужчин-ненцев за последнее время было выдвинуто на разные работы около 60 человек, а женщин – ни одной, за исключением Степаниды Апицыной, которая возглавила первоначально Тунсовет, а позднее колхоз «ПНОК» в Малоземельской тундре.

Много говорили о необходимости организации детских яслей и садов, площадок, о медицинской профилактике.

Женщинам предлагалось остаться после совещания на месячные курсы медсестер. Еще пятнадцати делегаткам предложили курсы руководителей детских яслей. Кстати, именно те женщины, которые решились пойти на курсы, стали костяком, который помог частично решить проблемы с медицинским и культурным обслуживанием жителей тундр.

Ненки смело критиковали работу Красных чумов, в задачи которых входила ликвидация неграмотности и медицинская профилактика, говорили о тех, кто тормозит воплощение в жизнь новых идей.

Так, Фёкла Варницына из Индиги сначала похвалила советскую власть, сказала, что хочет учиться и уже училась на курсах. Порадовалась, что стали строить большие дома. Рассказала, что поступила работать на консервный завод. Но в результате «не получаются ни учеба, ни работа, а почему? Да потому, что везде отрывают на совещания».

Когда читаешь отрывки из выступлений наших землячек 77-летней давности, убеждаешься, что и тогда наши женщины занимали активную жизненную позицию. А если они не совсем разбирались в законах и статьях сталинской Конституции, не беда, главное, прекрасно знали тундровую жизнь, не боялись работы и всегда умели отличить хорошее от плохого.