Вы здесь

Пусть не гаснет искра таланта

Фаина Ледкова с детства проявляла большой интерес к культуре родного края / Фото из личного архива Фаины Ледковой

Фаина Харитоновна Ледкова – кавалер ордена Трудовой Славы – человек в округе известный и уважаемый. Она – одна из многих, о ком «НВ» рассказывает в год 90-летия округа.

Родилась Фаина Ледкова в ненецкой тундре, в чуме, в 1952 году. И с малой родиной, с культурой, традициями своего народа связала всю жизнь. 

Она одна из тех, с кого начиналась история знаменитого фольклорного коллектива «Маймбава» – жемчужины и визитной карточки посёлка Нельмин Нос. С тех пор прошло без малого 30 лет.

Наша землячка была участником многих фестивалей и форумов как в России, так и в ряде европейских стран. Сегодня её друзья-единомышленники есть и в Финляндии, и в Норвегии… Их объединяет одно: интерес к своим корням, хотя у каждого они свои.

Она активно занимается пропагандой ненецкого языка, культуры, традиций и обычаев КМНС. Участвует в мероприятиях разных уровней, где надо показать во всей красе мастерство изготовления традиционных сувенирных изделий ненецкого народа. Недаром же пять лет проработала в мастерской мехпошива. 

А ещё Фаина Ледкова – участник самодеятельного народного фольклорного театра «Илебц». Активная общественница посвящает много времени деятельности в ассоциации «Ясавэй». Её многогранный труд отмечен почётным знаком управления культуры «За заслуги в развитии художественного творчества». 

С 2016 года ветеран труда возглавляет землячество посёлка Нельмин Нос «Малая земля» в Нарьян-Маре.

 

Тундра – дом родной

 

Быт тружеников тундры ей хорошо знаком с раннего детства. Мама, Ардеева Матрёна Ильинична, всю жизнь проработала в колхозе на ферме. Отец, Поздеев Харитон Иванович родом из Усть-Цильмы, он был строителем и слыл хорошим печным мастером. 

Перешедшие на оседлость труженики тундры обзаводились своими домами и нередко обращались к нему с просьбой помочь сложить печь. А ещё он был отличным гармонистом, и Фаина считает, что любовь к музыке, песням передалась ей от папы: 

– Когда вспоминаю раннее детство, первое, что встаёт перед глазами, – это сенокосный луг. Мама делала мне небольшой шалашик, чтобы не очень доставали комары и оводы, и я сидела там, наблюдая, как идёт страда. Придумывала себе какие-то игры. Детских садов не было, и меня каждое лето брали на сенокос. Мама меня очень любила, я до сих пор чувствую её заботу и тепло. А отец был всё время в разъездах, но очень заботился обо мне. Присылал подарки, отрезы на платье... Не забывал. А ушёл из жизни очень рано, мне было тогда всего семь лет. 

Интересный факт: после того, как Нельмин Нос стал отстраиваться домами, и местные жители стали жить в них, у многих во дворах продолжали стоять чумы. У кого-то они использовались как дополнительная жилая площадь, а кто-то устраивал там мастерские для выделки шкур, камусов. 

А ещё иной раз в них собирались для отдыха: попить чаю, попеть ненецкие песни. Маленькая Фаина впитывала в себя, как губка, все тонкости национальной культуры. 

Так получилось, что девочка до школьного возраста говорила только на ненецком языке. А поэтому, когда её определили в подготовительный класс и стали приобщать к великому и могучему, она сопротивлялась и частенько просто убегала из учебного заведения. Но это продолжалось недолго. 

Первыми её учителями стали Клара Петровна Талеева и Федора Ивановна Лаптандер. Изучение русского языка давалось нелегко, но всё же она сумела им несколько овладеть. Со второго класса Фаину направили в Нарьян-­Марскую школу-интернат. Директором учебного заведения был Авенир Авенирович Торков. 

– Очень добрый и отзывчивый человек, – вспоминает наша героиня. – Мы все его любили. 

 

Открывая горизонты 

 

Жизнь в интернате, по словам Фаины Харитоновны, была насыщенной и интересной. Она приобщилась к спорту, стала с удовольствием бегать на лыжах, играть в настольный теннис. Преподавали физкультуру известные в округе педагоги Прокопий Явтысый и Юрий Скачков. 

– Они очень внимательно к нам относились, – продолжила рассказ моя собеседница, – воспитывали в нас волю к достижению поставленных целей. Мы не раз выезжали на разные соревнования по лыжам, лёгкой атлетике в Архангельск и другие города, где завоёвывали иногда и призовые места. С уважением относились к нашим наставникам, и они отвечали нам тем же. Всегда выдержанные, культурные, доб­рые и элегантные, знающие своё дело. Позднее с Прокопием Андреевичем мы сотрудничали и в национальном театре «Илебц». 

Певунья с раннего детства, она с радостью занималась в знаменитом теперь ансамбле «Хаяр»:

– Мы были одними из первых участников этого коллектива, третий состав. Отбирала нас для занятий моя землячка, художественный руководитель ансамб­ля – Евгения Андреевна Соболева. Балетмейстер – Евдокия Ефимовна Хатанзейская. 

Навсегда запомнились ей и походы в гости в семью легендарного ненецкого поэта и журналиста Алексея Ильича Пичкова. Дело в том, что его супруга Александра (тётя Шура, как ласково её звали питомцы интерната) работала в учебном заведении фельдшером. И, конечно, сердобольная женщина не раз принимала у себя дома оторванных от семей ребятишек. Угощала домашней едой, проявляла заботу. Живо интересовался успехами и трудностями подростков и Алексей Ильич. 

– Могу похвастаться, что и с Василием Николаевичем Ледковым мы были хорошо знакомы, – говорит наша героиня, – он моей свекрови приходится двоюродным братом. Когда ещё работал в «Няръяна вындер», он часто приезжал в Нельмин Нос с Василием Митрофановичем Ледковым. Они собирали ненецкий фольклор. И мы с подругой Асей напевали на магнитофон наши эпические песни. Журналисты записывали тогда и Тимофея Михайловича Соболева с женой Агафьей, Евдокию Николаевну Ноготысую и других. Правда, сейчас я и не знаю, живы ли те записи? Может, где-то и хранятся… 

В общей сложности в ансамб­ле «Хаяр» Фаина занималась пять лет, даже после окончания интерната, когда два года получала профессию учителя в пед­училище. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая её судьба, останься она в Нарьян-Маре, но с родины пришла печальная весть, что родительница тяжело заболела. Долго не раздумывая, она уехала в Нельмин Нос. Мама была главным человеком в жизни. 

В родном посёлке она устрои­лась сначала разнорабочей на ферму. Но вскоре овладела навыками доярки и даже стала одной из лучших в своём деле. Труд в животноводстве не из лёгких, далеко не каждый выдерживает такие нагрузки. Подниматься на утреннюю дойку надо до рассвета. Но она справлялась. 

 

Казус, обернувшийся свадьбой 

 

Председатель колхоза, Степан Герасимович Ануфриев, предложил Фаине просто недолго поработать, а потом ехать доучиваться. Но у девушки случился роман с будущим мужем Иваном Ледковым. Когда он ушёл служить в армию, решила ждать его в Нельмином Носе. И дождалась. 

Когда молодой человек демобилизовался, они поженились. А потом стали рождаться дети, и тут уже было не до учёбы. 

– Мы с Иваном, – вспоминает Фаина, – знакомы были с детства. И он, бывало, вспоминал один забавный случай, когда мы впервые увидели друг друга. Я отправлялась учиться во втором классе в интернат, а он уже учился в четвёртом. Вместе со сверстниками поехали на «Радищеве» в Нарьян-Мар. Все были одеты в малицы, и пойди разбери, где парень, а где девочка… Он подумал, что я мальчик, и по-ненецки мне говорит, мол, пойдём в туалет, одному как-то боязно. Я возмутилась и накричала на него. Ваня растерялся и убежал. Позднее каждым летом работали на сенокосе, помогали взрослым. Потом стали встречаться. Когда поженились, часто смеялись, вспоминая наше первое знакомство. Иван Михайлович был умным, добрым и хорошим мужем. Всю жизнь проработал в колхозе, начинал с электрика, а закончил трудовую деятельность в должности главного механика. Мы с ним прожили хорошую и счастливую жизнь. Воспитали двух сыновей и двух дочек. 

 

Доярка-рекордсменка 

 

С первых лет работы на ферме Фаина зарекомендовала себя активной комсомолкой. Возглавляла первичную молодёжную ячейку. Принимала активное участие в общественной и культурной жизни посёлка. И на работе показывала отличные результаты. 

Спустя время старшие партийные товарищи стали рекомендовать ей баллотироваться в депутаты окружного Совета. Односельчане поддержали молодую активистку и в 1975 году её избрали. 

Затем ещё два созыва Фаина Харитоновна представляла интересы своих земляков в ­Архангельском областном Совете, продолжая трудиться дояркой на ферме. Притом показывая настоящие рекорды в своём деле, надаивая с одной коровы холмогорской породы до 28 литров молока в сутки. В 1986 году за высокие показатели в работе Фаи­на Харитоновна была удостоена государственной награды – ордена Трудовой Славы III степени. Её трудовой стаж работы на ферме составляет около 30 лет. 

16 августа ветеран отметила свой 67-й день рождения. 

Пожелаем ей, чтобы все мечты сбылись, и творческая искра, зародившаяся в чуме на берегу речки национального посёлка, не гасла ещё очень много лет.