Вы здесь

Детство, ты куда ушло?

По песчаным дорогам и деревянным мостовым Нарьян-Мара всегда гуляли дети / Фото Всеволода Тарасевича с сайта проекта «История  России в фотографиях»

«Деревянные дома, деревянный тротуар, не высокий, не широкий, славный город Нарьян-Мар…» Таким, как в известной песне, старожилы вспоминают окружную столицу.

Вот и уроженец города Олег Батманов поделился воспоминаниями из своего детства: как возили воду на «самокатах» и играли в футбол прямо на проезжей части. Далее от первого лица.

 

Что, правда, на самокатах?

 

На улицах города моего детства было много людей с вёдрами. Водопровода в Нарьян-Маре не было, ходили на колонку. Мы жили на Пырерко, 11. Первый ближайший колодец располагался там, где сейчас магазин «Автобум». Второй – где теперь департамент строительства.

В школьные годы вода была моей обязанностью. Только мужчины носили вёдра в руках. А женщины и дети – на коромыслах и так называемой дуге. Дуга – типа саней на один полоз. На этот полоз ногой встаёшь, другой отталкиваешься – как на самокате! А на саму дугу вешалось три ведра: посередине и по бокам. Много воды расплёскивалось, но так ты получал сразу два удовольствия: и воду носил, и катался.

 

Как играли дети

 

Во дворах всегда бегали школьники: сделали уроки, домашнюю работу выполнили – и на улицу. А что делать? Телевизора не было, гаджетов тоже.

Очень много игр было. Разных, интересных, физически развивающих: лапта, круговая лапта, чижик, ножички.

Сараи у домов, так называемые дровяники, – это был Клондайк. С каким удовольствием бегали по ним, прыгали с крыш в снег. Ведь их строили не по проекту: они все были разные, один выше, другой ниже. Конечно, нас всех бранили родители, мол крышу сломаешь или ещё что, но мы не слушались.

Зимой играли в хоккей, просто в валенках, с клюшками и мячом. Каток не заливали, шайбу было не погонять – кочки. А летом – футбол, прямо на проезжей части. Транспорта практически не было, общественный ходил очень редко и только по центральным улицам. А грузовой нас объезжал.

 

Наводнение – великое событие!

 

Мы, дети, наводнения ждали. В восьмом классе я пошёл сдавать экзамены, возвращаюсь – а пройти не могу. Часа два, наверное, ходил напротив дома, пока меня на лодке не перевезли.

Для взрослых это было неприятное событие. Наш дом несколько раз топило, так что соседи с первого этажа переселялись к нам на второй.

По весне всегда смолили лодки. Они были практически у каждого: деревянные, за ними был нужен большой уход. Мы всегда с удовольствием помогали взрослым с этим делом.

Вар – смола, которая смолит – жевался хорошо. Не жевательная резинка, конечно, без вкусовых качеств, но приятно было. Разжигали костры, чтобы нагреть эту смолу до кипения.

 

А город где?

 

Потом я уехал на учёбу в Омск. Возвращался – привёз с собой жену. Приехали в город, из аэропорта едем. Она спрашивает: «А где центр города?» А я в ответ: «Так вот, едем же». Таким небольшим был наш Нарьян-Мар.