Вы здесь

Рекруты Пустозерской волости

Проводы новобранца / Фото предоставлено автором

Путешествие во времени и пространстве: вторая половина XVIII века.

Пустозерский уезд был упразднён в 1780 году согласно «Уложению о губерниях», территория присоединена к Мезенскому уезду. Административным центром стал город Мезень, в котором указом Екатерины II были объединены слободки Окладникова и Кузнецова.

Туда же перевели воеводскую канцелярию и воинский гарнизон. В то время это был самый большой по территории уезд в европейской части России.

 

Новый адрес пустозеров

 

По дворовой переписи 1785 года в Мезенском уезде значилось 12 волостей, две слободки, один погост, монастырская пустынь, усолье. Пустозерск и ранее входившие в состав Пустозерского уезда слободки Ижма и Усть-Цыльма стали волостными центрами. В 1795 году население Нижней Печоры составляло полторы тысячи человек, все важные дела решали в Мезени. Уезд приписан к Архангелогородскому наместничеству.

Новый адрес пустозеров был такой: Пустозерск Пустозерской волости Мезенского уезда Архангелогородской (с 1796 года Архангельской) губернии.

 

Население Пустозерской волости Архангелогородской губернии

 

Краевед Николай Окладников определил эпоху прощания с Пустозерском с начала XVIII века. Городок перестал быть транзитным пунктом на пути в Сибирь, завершилась его военная история. По причине ветхости крепость до 1762 года разобрали и деревом отапливали казённые покои. Воеводская канцелярия и гарнизон в составе 120 человек переведены в Мезень. По данным новой энциклопедии НАО, к 1765 году к Преображенскому приходу приписаны 1 430 человек.

Расшифрованная автором духовная роспись Пустозерского Преображенского прихода духовной консистории Мезенского уезда 1788 года раскрывает сведения о проживающих православных прихожанах Городка и печорских селений. Имена и фамилии наших земляков из НАО и соседних территорий, в том числе государственных крестьян, солдат гарнизона, мезенских и пинежских мещан спустя более трёх столетий, возможно, свяжут цепочку родственных связей с современниками. Надеюсь полностью опубликовать духовную роспись в будущей книге.

В духовной росписи записаны большие крестьянские семьи наших предков. Она не содержит даты жизни людей, но называет их имена, сословие и указывает на родственные связи.

 

Иван большой, Иван меньшой

 

Просматривая духовную рос­пись, обратила внимание на повторение имён православных людей. Например, Иван Иванов сын Бараков большой, брат его Иван Иванов сын Бараков меньшой и брат их Карп. Для исследователей родословных семей этот случай с одинаковыми именами братьев может увезти в другую сторону поиска, поэтому надо выписывать всех родных, двою­родных, троюродных и разобраться со своей семейной линией.

Новорождённому ребёнку даётся новое христианское имя святого из календаря Святцы, он становится его небесным покровителем. Процесс выбора имён подчинялся строгим правилам. Имя обязательно должно быть в Святцах. Оно должно быть одним из тех, день которого празднуется непременно в промежутке между первым и восьмым днём рождения ребёнка.

Ближайший день памяти святого после рождения малыша будет днём его именин. Так, в Святках с именем Иоанн (Иван) в течение года совершается 80 дней памяти. Потому встречаются одинаковые имена детей в семьях прошлых веков. Иногда имя давали по обету в честь определённого святого, которое избирали заранее и молились ему до появления чада.

В духовных росписях записаны 2-3 поколения семей, они при желании помогут нам в поиске рода, найти своих близких. У крестьянина Никифора Васильева сына Корепанова и его жены Матроны были сыновья Фёдор, Андрей, Марк, Михаил, Аврам и Афанасий (были женаты), у последнего была дочь Марья. Возможно, чья-то прабабушка.

Какова же была моя радость, когда по линии мамы нашла прадеда Григория Васильева сына Хаймина, его брата Ивана и сестру Анну. Они жили в Никитцах, землячество которого выпустило ряд книжек, в том числе мою «Здравствуйте, Никитцы!» со списком жителей деревни по родам и датам жизни.

Потомки проживавших прихожан Пустозерского прихода Мысовых, Наумовых, Недосековых, Недостковых, Субботиных, Фонфаровых будут рады узнать новую информацию о своём роде.

 

Драгун, капрал, каптернамус и матрос

 

Я пока не разгадала такую загадку: в 1780 году гарнизон перевели в Мезень, но военные и их семьи посещали Пустозерский приход в 1788 году. Об этом свидетельствуют помесячные записи священнослужителей. Большая находка для меня – пофамильные списки служивых людей конца XVIII века, которые напоминают о ратных трудах наших предков. В списке росписи прихода упоминаются действующие, отставные и бывшие (умершие) солдаты. Часть из состоящих на службе солдат прибыла с семьями из Архангелогородской губернии: Владимир Афанасьев, Григорий и Пётр Даниловы, Гавриила Зубов, Алексей Мезенцев, Сергей Карпов сын Дьяконов, Иван и Елисей Олоховы и драгун Иван Михаилов сын Елагин.

Надеюсь, современники продолжат военную историю рода и найдут в списках духовной росписи своего далёкого предка. Часть из них имели унтер-офицерские звания – капрал, фурьер, каптенармус, сержант. В разное время в Пустозерском остроге служили в звании капралав Кирилл Ипатов сын Батманов, Василей Кожевин, Данила Максимов сын Терский, Данила Голубков. Капрал – командир капральства (старое название отделения), первое унтер-офицерское звание. В звании каптернамуса – заведующего имуществом – в роте значатся Сава Тимофеев, Кондрат Ижемцев, Егор Козьмин сын Лямин. Упоминаются семьи бывших (умерших) отставного каптернамуса Савы Терского и сержанта Матфея Фомина.

Несли службу в гарнизоне фурь­еры – ответственные за расселение и продовольствие каждой своей роты – Пётр Перов, Дорофей Дьяконов, Фаддей Пунушев. В списках росписи найдены имена бывшего отставного унтер-офицера Прокопа Батманова, прапорщика Козьмы Иванова сына Минаева. Подчеркну, именно унтер-офицеры были главной опорой русской армии.

Наши земляки несли службу в Русской императорской армии и флоте под девизом «За веру, царя и Отечество». Их имена нашла в духовной росписи, это солдаты: Семён Шевелёв, Данила Попов, Александр Кожевин, Иван Батманов, матросы: Иван Щербина, Василей Терентьев сын Леонтьев, Василей Матвеев, Павел Кириллов сын Бараков.

 

Рекруты и военное сословие

 

Сроки, возраст и призыв в армию существенно отличаются от нынешних. В Русскую императорскую армию и флот от общины выбирали рекрутов в возрасте от 20 до 35 лет. Сельские общины составляли списки рекрутов и сами определяли, кого и на каких условиях отдать в рекруты. Главное, чтобы рекрут по годам, росту и состоянию здоровья соответствовал предъявляемым требованиям. В связи с частой браковкой на рекрутской станции за «невозмужалостью» новобранцев-северян брали солдат с 22 лет и ростом на полвершка ниже установленного – 155 см. В губернии до 1862 года действовала система денежной замены натуральной повинности по решению общины.

В северных районах от рекрутчины не убегали, потому что населения было маленькое и брали в рекруты другого мужчину-работник из этой же семьи. Сначала срок службы был пожизненный, но постепенно он менялся: 25, затем 20, 15 и 7 лет.

Знакомясь с духовными рос­писями XIX века за разные годы, только сейчас поняла, почему была большая разница в возрасте между мужем и женой, у которых были дети. Это чаще всего свидетельствует о службе мужчин в армии или на флоте и позднем создании семьи.

Люди, попавшие в солдаты, утрачивали связь со своим прежним сословием, как правило, крестьянским, переходили в состав военного сословия и свой статус передавали жене и детям.

Принятые комиссией рекруты распределялись по воинским частям. Самых высоких и здоровых отправляли в гвардию и гренадеры. Рекрутов из Архангелогородской губернии традиционно брали во флот. И только с 1820 года восточные, традиционно «охотничьи» уезды, стали поставлять солдат в стрелковые части.

Термин «рекрут» в ходе военной реформы в 1874 году был заменён словом «новобранец».

Продолжение следует.